Значение композиционного размещения натуры
РИСУНОК (ЭКЗАМЕН) 3 курс (5 семестр) 1. Короткосрочный учебный рисунок – зарисовки, наброски. Цели, задачи Набросок – это небольшое графическое, живописное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Зарисовка – рисунок, набросок, выполненный с натуры.
Предназначается для быстрого запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Наброски и зарисовки помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна, стараясь как можно полнее
Наброски и зарисовки с натуры — выполняют важную роль в творческом процессе художника. В отличие от длительного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Тем не менее, набросок, как и длительный рисунок должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели. Материалы, применяемые при набросках: графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь, соус, сангина, пастель, однотонная акварель, уголь, мел (на тонированной бумаге, картоне).
2. Как понимать выражения «специальное видение», «постановка глаза художника»
Специальным видением натуры - умение правильно определить светотеневых и цветовых отношений в натуре. Чтобы верно передать на картинной плоскости светотеневые и цветовые отношения натуры, надо научиться их определять, или, как говорят художники, их видеть.
Постановка глаза художника – это в первую очередь наука видеть предметтрехмерно в картинной плоскости и, главное, - в натуре.
Когда мы рассматриваем какой-либо предмет, наши глаза в силу своего устройства сосредотачиваются, условно говоря в пределах одного небольшого участка, и человек видит плоскостно. Поэтому художнику необходима определенная тренировка, в результате которой он научится не сводить глаза в одну точку, как это делается при обычном рассматривании предмета. Подобной постановки глаза мы добивались, глядя «вскользь», «мимо» на стул, кисть руки, книгу. Обуславливаемое особенностями нашего зрения сводить глаза в «точку» очень вредит занимающимся изобразительным искусством.
Необходимо специально упражнять свой глаз в пространственном или объемном видении. Такого рода тренировка дает возможность рисовать или писать как бы за плоскостью листа бумаги, в воображаемом пространстве.
Значение композиционного размещения натуры
Размещая на плоскости листа рисунок постановки, нужно расположить его так, чтобы все задуманное уместилось на листе целиком, чтобы ни сверху, ни снизу, ни с боков не осталось места и не было бы желания ни прибавить, ни убавить что-либо к задуманной композиции. Чтобы облегчить выбор композиционного решения постановки, нужно взять небольшой лист плотной бумаги и вырезать в нем прямоугольное отверстие, подобное листу бумаги, приготовленному для рисования, только уменьшенное в несколько раз. Глядя одним глазом (другой прищурив) через это отверстие на натуру, то приближая, то удаляя рамку от глаза и двигая ее то вправо, то влево, то вниз, то вверх, найдем наиболее удачное композиционное размещение постановки. В центре листа бумаги должна размещаться главная часть постановки натуры, так как центральная часть наиболее отчетливо воспринимается глазами. Глядя через рамку на натуру, мы как бы изолируем ее от окружающей обстановки и можем представить себе, как она будет выглядеть на будущем рисунке. А чтобы закрепить это зрительное впечатление, целесообразно сделать зарисовку композиции. Такая зарисовка называется эскизом. Можно сделать несколько маленьких композиционных зарисовок этой постановки с разных мест, с различных точек зрения, чтобы выбрать наиболее удачный вариант композиции и тем самым определить, с какого места лучше всего ее нарисовать.
Рисунок носа Рисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характерные особенности: носы бывают прямые, курносые и с горбинкой; длинные, короткие, узкие и широкие.
Основание носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика. Рисуя профиль или полуоборот, нельзя забывать, что чем сильнее поворот головы, тем дальше кончик носа находится от срединной линии.
Анализируя форму носа, видно, что ее схема состоит из 4 основных поверхностей: передней, двух боковых и нижней плоскостей. Конструкция носа в поперечном сечении – трапеция, а целиком – призма. Приступая к построению формы носа, начинать следует с основных пропорциональных величин, а затем определить наклон и положение носа в пространстве с учетом перспективы. Рисуя гипсовый слепок носа намечают общую форму и точно определить его размеры — высоту, длину и ширину. Затем намечают: - надбровную дугу, - длину призмы носа, - ширину его основания в области переносицы, - крыльев носа, - переднюю плоскость с кончиком носа и переносицу.
Форма кончика носа обусловлена наличием парных хрящевых образований, идущих от основания кончика носа к крыльям. Нижняя площадка призмы носа имеет две симметричные треугольные плоскости, которые располагаются под определенным углом относительно друг друга. Треугольные плоскости – место расположения носовых отверстий.
|