Основные закономерности строения головы человека.
Форма головы человека чрезвычайно сложна и многообразна. У каждого человека есть свои неповторимые особенности в строении черепа и в пластической характеристике внешнего вида. В то же время общая форма головы, ее конструктивно-анатомическая основа имеет одинаковую для всех закономерность строения. Чтобы правильно изобразить голову человека, рисовальщику надо хорошо знать закономерность ее формообразования, пропорциональные соотношения частей целого и их взаимосвязь. При изучении закономерностей строения формы головы и правил ее изображения на плоскости листа бумаги необходимо, прежде всего, овладеть методами анализа и изображения общей формы головы, на основе которых протекает первоначальный этап построения изображения. Хотя этот этап работы в академическом рисунке длится очень короткое время, нужно не только понять его содержание, но и усвоить на практике с помощью специальных упражнений.
Форму головы помогает воспринять освещение. Свет, располагаясь по поверхности объема головы, дает возможность художнику видеть ее пластику, причем в первое мгновение, человек воспринимает форму головы очень обобщенно: голову как шар, шею как цилиндр, нос как призму, глаз как шаровидную выпуклость, и только впоследствии, при внимательном рассмотрении, человек начинает замечать все тонкости пластической характеристики как головы в целом, так и ее деталей.
В первую очередь необходимо передать общий вид головы, показать особенности ее формообразования, то, как сочетаются между собой поверхности. Например, построить перспективное изображение простого геометрического тела не так трудно, но дать перспективное изображение головы человека, оказывается очень сложным делом. Поэтому уже художники эпохи Возрождения при обучении рисованию головы учили видеть и представлять геометрическую основу формы как всей головы, так и каждой ее части. То есть рисовальщик должен мысленно представить себе обобщенную форму в виде обруба. (обрубовочная голова) Метод «обрубовки» помогает художнику правильно изобразить объемную форму головы на плоскости листа бумаги как в целом, так и каждую ее составную часть. Этот метод позволяет сосредоточить внимание учащегося не на поверхностные детали (брови, реснички и т. п.), а на основное содержание большой формы. Художники эпохи Возрождения считали необходимым для облегчения изображения сложной формы на плоскости, в начальной стадии построения изображения, упрощать ее сложную конфигурацию до простых геометрических форм.
Обобщенная форма головы — трехмерное объемное тело, напоминающее своим характером формы яйцо. И здесь предлагается усвоить, что начинать рисунок надо не с частей, а с общего, изображать сначала общую форму головы, а затем постепенно переходить к выявлению деталей.
Выявляя общий характер формы головы в рисунке надо внимательно следить за правильностью формообразования. Главное в передаче большой формы в рисунке заключается в том, чтобы выявить форму головы в целом, без подробностей, подчеркивая в этой форме самое характерное. Правильно выраженная в рисунке общая форма головы помогает рисовальщику методически последовательно рассматривать и изображать натуру.
При выявлении основного объема формы головы, необходимо также имел в виду, что форму головы образуют две большие части — шарообразная форма черепной коробки и вытянутая подковообразная форма нижней части челюстной кости.
|