Триумф и неуклонное движение
Первоначальное значение Колесницы, очевидно, было напрямую связано с традицией триумфов. Христианские мистерии, которые проводились повсюду в Западной Европе, в Италии обставлялись с огромной пышностью, пафосом и немыслимой изобретательностью. Эти представления поражали обилием аллегорий и намеков и производили сильное впечатление. Но, помимо известных церковных праздников, важных событий в жизни города или в семье правителя государства, для небольших мистерий имелись и более частные поводы. Религиозными или мифологическими (с аллегориями добродетелей и даже античных божеств-планет) пантомимами встречали знатных гостей. Триумфы были способом уподобления обычного человеческого сюжета мифологическому и религиозному, в котором главный герой мог хотя бы на какое-то время стать олицетворением Большой фигуры[30]. Карта «Колесница», как и любой Старший аркан, дает некое архетипическое переживание, но в данном случае оно ощущается наиболее ярко и полно. Зачастую это чувство принадлежности к некоему потоку силы, более сильному, мощному и таинственному, чем любая людская ноля. При этом сама эта принадлежность имеет природу скорее душевную, чем умственную: это скорее влечение и стремительный полет души, чем осознанный выбор воли. Все это дает ощущение вовлеченности в надчеловеческий, надличностный пласт бытия. Поэтому герой, восседающий на Колеснице, – лишь наполовину смертный, а наполовину – бог. Интересно, что в системе Золотой Зари карта «Колесница» соответствует зодиакальному знаку Рака. Поначалу это вызывает недоумение: ведь недвижная водная природа лунного знака так непохожа на стремительную динамику VII аркана. И я бы вовсе не стала обращать ваше внимание на это соответствие, если бы не сила этого знака – то спокойная, то бурная, но всегда полная неуклонной решимости. Именно она чувствуется в самой глубине этого кардинального знака водной стихии[31], первого по счету водного знака в зодиакальном круге. Раком управляет Луна, а экзальтирует в нем Юпитер. Поэтому природа его одновременно неизменна и переменчива, как Луна, и лает возможность для радостного расцвета, бурного распространения и безудержной экспансии, подобно экзальтированному Юпитеру. Месяц Рака как раз приходится на летнее солнцестояние и разгар прекрасного сезона. В колоде Хайндля VII аркан представляет лодку с колесами (сочетание движения через стихии земли и воды), на которой стоят бело-желтые камни кубической формы, а на них – андрогинная фигура в огненном облаке. Из синевы неба и воздуха к ней тянется голова чудовищного зверя – волка или медведя с четырьмя глазами. В углу карты видна растущая луна. Рэйчел Поллак ссылается на свидетельство самого Германа Хайндля, который в свои 60 лет ощущал эту карту как образ времени и считал ее «своей» картой. Я же вижу в этой карте отголоски скандинавского мифа о постоянном напряжении: ведь дева-Солнце каждый день убегает от волков, которые гонятся за ее колесницей, и когда они ее нагонят, то пожрут, и настанет Гибель Мира. Оттого и важно это постоянное и вечное движение… а остановка – гибельна.
|