Град Небесный
«О Граде Божьем» – так называлось сочинение святого Августина, которое было написано в V веке н. э. Автор разделял жителей Града Праведников и Града Нечестивцев, полагая, что ныне они живут вместе, а после Страшного суда вновь будут обитать розно. Потому Град Небесный – это обитель праведных после Суда, а также само по себе сообщество людей, «живущих в Боге», в отличие от всех остальных, живущих в «Граде Земном*. В Граде Земном человек любит лишь себя и ищет себе славы, в Граде Небесном он любит Бога, ищет славы для Бога. Оба Града имеют своих ангелов-покровителей, восставшие ангелы Града Земного противопоставлены сохранившим верность ангелам Града Небесного. Это карта высшего смысла, находящегося за пределами умозрительного постижения, за пределами того мира, в котором мы находимся сейчас. В современной киномифологической фантастике похожее противопоставление двух небесных сил отражено в сериале «Вавилон-5». В нем две высшие расы варлонцев и теней помогают (в меру своих представлений о своей миссии) более поздним расам, в том числе людям. Это приводит к войне между цивилизациями, пока Высшее существо не призывает их уйти из мира, дав расам-потомкам шанс стать самостоятельными. Я привела именно этот пример здесь еще и потому, что сам жанр научной, космической фантастики – это фантазии о мире будущего, мире ином и даже Граде Небесном, если речь идет о космических кораблях и иных планетах. Интересно и современное отношение к этой старой идее борьбы двух небесных сил за душу (а значит, принципы, идеи и смыслы жизни) смертного и разумного существа. В наше время более актуальной становится идея самостоятельного выбора, индивидуации человека, народа, вида. В колоде Висконти-Сфорцы карта «Мир» представлена двумя путти (изображение обнаженных, иногда крылатых младенцев, соединивших в себе черты христианских ангелов и античных эротов), держащими над собой сферу с Градом Небесным. Очень безличной оказалась XXI карта колоды «Таро Элементов». На ней соблюдена геометрическая иконография традиционного Мира, однако она названа «Эон», как XX Ату кроулианской традиции. На ней изображено лицо, обрамленное крыльями, будто парящее в воздухе и окруженное Уроборосом, змеем, кусающим свой хвост и повторяющим форму мандорлы (миндалины). По четырем же углам расположены символы четырех элементов – Огня, Воды, Воздуха и Земли. Эта карта мне видится тем самым надличностным и сугубо идейным, умозрительным представлением о Граде Небесном, вне эмоций, переживаний и чувств, откровенным знанием об истине.
|