Оружие:меч (?).
Животное:служебная собака, белый конь. Еда: маринованный лук и чеснок; солонина, копченая и вяленая рыба; сухари. Напиток:чистая вода. ХЕЙМДАЛЛЬ В современной традиции считается, что Хеймдалль — помощник на академическом поприще: здесь больше требуются ученость и знание, а не вдохновенность и импровизации, которые мог бы давать Один. Но при I этом Хеймдалля считают божеством, суровым к своим почитателям. В отличие от Тора и Одина, Хеймдалль не прощает оплошностей, нарушения этических и моральных стандартов, которые у него достаточно высоки. Также считается, что Хеймдалль не склонен приходить на помощь отчаянно нуждающимся, а чаще помогает тем, кто и сам способен о себе позаботиться. Говорят, что у этого бога совершенно нет чувства юмора. А если бывает, то странное. Именно он посоветовал нарядить Тора в платье невесты и выдать замуж за великана вместо Фрейи. Рунический сигель:Хеймдалль неразрывно связан с Мировым Древом — Иггдрасилем. Он — страж его. Поэтому руна Альгиз (ассоциирующаяся с Мировым Групповая практика 257 Древом) символизирует здесь корни и ветви Древа, прошлое и будущее как самого мира, так и его стража. Сфера проявления бога в мире:существование этого мира. Способ почтить бога:знать свою родословную, участвовать в устоявшихся групповых обрядах в рамках сложившейся общины. Регулярное отмечание сезонных праздников. Животное:тюлень, возможно, баран. Предмет:труба,' охотничий рог. Растение:дягиль (дудник, ангелика). Дерево:ясень, тис. Текст:«Песнь о Риге». БАЛЬДР Для современных язычников Бальдр — символ надежды и обновления мира. Однако считается, что это не тот бог, к которому можно обратиться за помощью. Он сидит в Хель.и ничем помочь не может. Его срав- <> I нивают с Зигфридом из «Кольца Нибелунга», также безвременно ушедшим. Полагают, что Бальдра следует помнить, любить и чтить как нечто светлое, что есть в мире и в каждом из нас. Ему посвящают четыре сезонных солнечных праздника (солнцестояния и равноденствия). В современном феминистском видении мира Бальдр — это вечно юная, светлая часть души челове- 9 Г. Бедненко «Школа рун» 258 Галина Бедненко. Школа рун чества, которая возродится после крушения патриархального порядка. Рунический сигель Бальдра: Бальдр нам известен только своей смертью. Поэтому здесь использована перевернутая руна Альгиз. Она символизирует именно смерть Бальдра, его существование в Хель. Руна Йару подчеркивает возможный смысл смерти Бальдра в сме-не сезонов года, с одной стороны, и неминуемую смену мировых циклов, когда придет Великая Зима и Гибель богов, после чего мир опять возродится вместе с ожившим Бальдром, — с другой. С N1 <> «Пространный» сигель Бальдра: поскольку значимым оказывается не столько сам Бальдр как фигура сканд навской мифологии, сколько то, что с ним произошл и как это отразится на судьбе мира, то имеет смысл делать сигель для всей истории Бальдра. Расположенная слева Перт — это страшные сны, снящиеся Бальдру и означающие некую тайну. После этого Фригг идет за- j клинать все вещи на свете не вредить Бальдру — это Беркана, а Один едет в Хель, в том числе и по мосту через реку Гьёлль, — это Эйваз. Дальше идут Хагалаз и Иса — это убийство Бальдра и его похороны. Дальше в подземный мир Хель отправляется Хермод — руна Рай-до. Богиня Хель ставит условием, чтобы все плакали по Бальдру, — тогда она его отпустит. Но все бесполезно. Великанша Тёкк отказывается плакать по Бальдру — это зеркальная руна Фе. И после этого всем остается только Групповая практика 259 ждать предначертанной судьбы, Гибели богов и возрождения другого мира — руна Йару. Растение:омела белая, символ неизбежной смерти и растение, посвященное пребыванию Бальдра в подземном царстве и его последующему возрождению. Дерево:липа (защита Бальдра матерью — Фригг). Текст:«Сны Бальдра». Музыка: «Похоронный марш Зигфрида» из оперы «Гибель богов» цикла «Кольцо Нибелунга». ЛОКИ В начале возрождения язычества (так называемой «Старой Веры») в XIX веке Локи воспринимался чуть ли не как «Сатана Севера». Его даже не считали богом. Как бы то ни было, хотя Локи причислялся к асам, о его культе в древние времена ничего неизвестно (и вряд ли он существовал). А в постхристианские времена его по привычке стали считать аналогом Сатаны или Дьявола в роли разрушителя. Конечно же находились и находятся люди, видящие в Локи эдакого романтического злодея, которого хочется защитить и пожалеть. Видят в нем и героического злодея, декларируя свой «особый» способ существования в мире и полагаясь обычно на рациональный цинизм. Однако в наше время архетип Локи уже находит себе более подобающую нишу Трикстера, которую иногда делит с Одином. Локи — неважный боец, но хороший любовник (если верить его собственным заявлениям), а к тому же хитрец, обманщик и изобретатель. Он способен выпутываться из любых ситуаций и может научить этому человека. Так или иначе, по характеру он схож со средневековым дьяволом-искусителем, Мефистофелем и тому подобными персонажами. Локи-трикстер — такой образ, который многие люди легко находят в себе самих. Задачей для них становится «договориться» с Триксте-ром в своей душе о тех или иных способах поведения или реакциях. 2бО Галина Бедненко. Школа рун Для того чтобы «обиженный Локи» не устраивал на сборищах перебранок и раздоров, язычники отдают должное Локи среди других богов. (Известная «Перебранка Локи» чем-то похожа на историю греческой богини раздоров, которую не пригласили на свадьбу, в результате чего «яблоко раздора» все же было подброшено и сделало свое черное дело.) Вред, который может принести Локи, — это обычно тот же рациональный цинизм, чрезмерная интеллектуализация, однозначный приоритет воли и разума над чувствами и ощущениями, обманы и воровство, состояние постоянного мятежа против чего бы то ни было (обычно против «отцов» — родительской культуры и религии), беспорядочные половые связи или просто неспособность остановиться на одном партнере (вариант, когда у мужчины две женщины, одна из которых играет для него роль «мамочки», мы тут не учитываем). К пользе, приносимой архетипом Локи, можно отнести чувство юмора, способность посмеяться над собой, свободомыслие, находчивость, ловкость, дар искусной речи, игривость, способность дружить с женщинами; если этот архетип есть в женщине, то она легко и по-приятельски дружит с мужчинами. Мужчины, обладающие внутри себя архетипом Локи или способные вызывать его в себе, мо-. гут, как никто другой, поладить с холодными, целеустремленными женщинами (типа Скади), шокировав и развеселив их. Это история Скади и Локи (или, например, главная сюжетная линия фильма «Служебный роман»1). Ж Рунический сигель Локи:обратная (зеркальная) Перт означает подавление собственной интуиции или же,; наоборот, «открытую дверь» в бессознательное и отсутствие связи с реальностью. Хагалаз — склонность к раз-" 1 Герой фильма Новосельцев — почти вылитый Локи. Он трус, врун, родитель шалопаев-«разрушителсй», хитрец и герой-любовник. Групповая практика рушению, связанная непосредственно с предыдущим конфликтом между внутренним, бессознательным миром и внешним, осознанным. Райдо. — путь Локи, его поездки и походы, путешествия,- тяга к странствиям, вечным поискам. Сфера проявления в мире:самые различные сферы. Способ проявления в себе:трикстерство любого рода. Оружие:сеть (если можно считать ее оружием). Животное:любое и любого пола. Еда: натуральная и экзотическая для Севера (суши, например). Напиток:алкогольные коктейли. Текст:«Перебранка Локи». улль Улль — не совсем ясная фигура среди асов. Судя по упоминаниям, он занимал значительное место в северном пантеоне, но о нем не сохранилось никаких историй, известно лишь, что он — бог-охотник и лыжник, сын богини Сив и пасынок Тора. Его призывали на помощь в поединках. Можно считать его двойником, мужским эквивалентом или братом богини Скади. Возможно, у него есть и другие важные качества. Об Улле говорит разве что Сак-сон Грамматик: Улль возглавлял асов во время изгнания Вотана (Вотана изгнали на какое-то время за то, что он изнасиловал Ринд, пытаясь зачать себе мстителя). После возвращения Вотана Улль отправился за море на косточке, движимой заклинаниями. Кеннинг «корабль Улля» символизирует щит, так что, возможно, Улль плавал по морю на щите. Улль иногда выступает в паре с Фрейром, Ньёрдом или Фрейей. Здесь, возможно, он предстает как Владыка Зимы в противоположность Владыкам Лета. Временами он сопоставляется с Одином. Но Улль в каком-то смысле противоположен Владыке Безумия. Улль — бог крайне целеустремленный и сосредоточенный. Приме- Галина Бедненко. Школа рун чательно то, что Улль ездит на разных и любых конях, а Один — только на восьминогом Слейпнире. Из этого следует, что Улль — сам себе хозяин («сам себе голова»), а Один в каком-то смысле ведом своим шаманским духом. Поэтому У,-ля воспринимают теперь как одну из ипостасей «небесного бога» — цельного, рационального и принципиального. Тем не менее, известно, что Улль больше связан с ванами, нежели с асами. Рунический сигель:основная руна здесь — Эваз (правильный ритм, движение), что ассоциируется и с ходьбой на лыжах, и с конями, на которых ездил Улль. Руна Сигель слева связана с функцией Улля как бога славы. Райдо — походы и путешествия, в которых в основном пребывал Улль. Сфера проявления в мире:рациональные приоритеты; сферы власти; долгосрочные планы; понятия чести и идейные принципы; поединки; лыжный спорт и стрельба. Способ проявления в себе: достижение поставленных целей; слава и успех; участие в поединках; лыжные гонки и стрельба. Дерево и растения:тис; вечнозеленые растения с ягодами (можжевельник). Оружие:лук и стрелы. Животное:волк. Птица:горные и хищные птицы. Цвета: темно-зеленый, ярко-красный. БРАГИ Считается, что ас Браги, бог поэзии, муж богини Идунн, — не кто иной, как исторический скальд Браги причисленный к роду асов. Однако «причисление к лику Групповая практика 263 святых» не свойственно исконной языческой культуре (в отличие от нынешней — постхристианской). Скорее всего, это просто совпадение имени, тем более что в Младшей Эдде о нем говорится: «Он славится своею мудростью, о пуще того, даром слова и красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию и тех, кто превзошел красноречием всех прочих жен и мужей». Слово «Браги», похоже, происходит от bragr — «брага» или «первейший». Скальд Браги Старый Боддасон — самый старый из известных традиции скальдов, и его имя могло перекликаться с именем бога поэзии. Браги — это поэтическое мастерство, ремесло и искусство. Один — это поэтическое вдохновение. Скальды восхваляли Оди-на за ценный подарок, но почитали и Браги. Тем не менее, Браги можно почитать сейчас как бога поэтического ремесла даже в большей степени, чем Одина, так как скальдическая речь из уст любого неисландца оказывается довольно искусственной (стихи на русском языке гораздо более громоздки, нежели их исландские аналоги) и, следовательно, «ремесленной», а не вдохновенной. Рунический сигель:тот же, что у Одина-скальда. Сфера проявления в мире:скальдическая поэзия; восхваления кого-либо в стихах. Способ проявления в себе:поэтические занятия и декламация стихов. Способ почтить бога:клятвы обетной чаши1. ФОРСЕТИ Форсети — сын Бальдра и Нанны, бог справедливого суда. Это божество не столько судилищ, сколько способов регулирования общественного поведения правовым путем. Соответственно он покровительствует людям на современном тинге (альтинге) и подобных сборищах. 'Обетная чаша — чаша, над которой произносят обет (либо общий на всех, либо частный), после ч£го напиток из чаши выпивают. Галина Бедненко. Школа рун Рунический сигель Форсети:двойная Манназ (социальное устройство) и Одаль (род, семья, земля, наследство). Двойная Манназ символизирует обычное социальное устройство и обычаи, а также суд и право, регулирующие «сверху» порядки в обществе. Двойная Манназ дает в вязи двойную же Ансуз — прямую и зеркальную: это речь, договор, соглашение, известия, сказанные и не сказанные. Можно разглядеть в двойной Манназ и двойную Фе: это конечно же прибыли и убытки, происходящие от судов и законов в спорных случаях. Одаль под двойной Манназ означает основу древнескандинавского общества — род, семью со всеми рабами и домочадцами, сидящую на своей наследственной земле. Сфера проявления в мире:суды, референдумы, выборы; семейные советы; съезды партий и общественных движений. Способ проявления в себе:только участие в вышеперечисленных сборищах.
|