Студопедия — Птица: сокол.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Птица: сокол.






Цвета:традиционно — алый и золотой; возможно, также синий (индиго).

Металлы:драгоценные.

Оружие:топор (орудие наказания):

ВЁЛУНД

Вёлунд — единственный, кроме Браги, бог-творец скандинавского пантеона. Поэтому только к нему могут обращаться творцы и ремесленники. Он чуток ко вся-


Групповая практика 265

кому вдохновению и помогает превращать простой природный материал в произведения искусства. Он, од­нако, не может помочь в общении и взаимодействии с людьми.

Рунический сигель:как первый вариант предложим перевернутую Фе (физическое увечье) и Уруз (сила, мощь). Вторым вариантом будет Манназ (устройство «своего мира») в окружении прямой и зеркальной Туре (испыта­ний выбранных и неожиданных). В обоих случаях именно преодоление ущерба становится силой бога-кузнеца.

Сфера проявления в мире:искусство, ремесло, твор­чество (кроме устного).

Способ проявления в себе:занятия всем перечислен­ным.

Камень:все, ценные.

Металл: все, пригодные.

Оружие:любое заколдованное.

Текст: «Песнь о Вёлунде».

Глава 28

НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН: БОГИНИ И АТРИБУТАЦИЯ

Здесь мы предлагаем краткое описание образов бо­гинь, какими они предстают в современной языческой традиции. Больше всего из древних источников мы зна­ем о Фрейе, Фригг, Скади и, пожалуй, Хель. О других богинях нам практически ничего не известно. Мы знаем лишь еще несколько имен богинь, упоминаемых Снор-ри Стурлусоном, но их специфика остается не совсем понятной. Поэтому представленные здесь описания и атрибутация являются попыткой найти контакт с этими малопонятными богинями. Безусловно, это описание



Галина Бедненко. Школа рун


неполно, да и не претендует на полноту. Но это наибо­лее полная, здравая и «рабочая» на настоящий момент картина неоязыческих представлений о скандинавских богинях.

Также мы постарались определить сферу деятельно­сти каждой богини, покровительства и проявления это­го божества в мире. Отдельно указан (если он сущест­вует) способ проявления или существования архетипа богини в женщине и/или его почитания. Мы должны уметь видеть, что в нашем мире относится или может относиться к тому или иному архетипу. В то же время есть божества строго функциональные, которые не мо­гут быть представлены в виде человеческого архетипа. Эти богини тоже здесь представлены.

Для проведения обрядов дана необходимая атрибути­ка каждой богини: животное, предметы, еда, напитки, текст. Предлагаемая атрибутика животных или деревьев является частью в той или иной степени сложившейся системы, принятой в практике современных язычников. Тексты — то, что можно читать во время обряда для усиления образа бога или богини. Мы не думаем, что каждому божеству необходимо приписывать какие-то цвета. Они интуитивно понятны каждому человеку, и у каждого, особенно в конкретной ситуации, могут быть свои особенности и предпочтения.

Перечень скандинавских богинь идет от более изве­стных к менее известным. Так становится понятно, ка­кие образы лучше проработаны. Очень удачными из малоизвестных богинь мне показались образы Эйр и Саги. Не очень понятными остаются функции Сив, Ге-вьон и Фуллы. Богиня Сюн кажется предельно ясной, но пока что она оказывается скорее духом-покровителем и защитницей, нежели архетипом богини, который можно увидеть в мире и пробудить в себе. Это божество функциональное.

Некоторые авторы и общины предлагают пользовать простые графические символы богов и богинь, вроде «сердечка» для Фрейи, спирали, символизирующей кручение веретена, для Фригг и др. Мне такой метод


Групповая практика



кажется неэффективным. В наше время и в нашем мире слишком много подобных простых символов, слегка ассоциирующихся с тем или иным объектом. Они уже не несут магической нагрузки (каковая вполне могла иметься в древние времена). Поэтому я предлагаю ру­нические сигели — они осмысленны и соответствуют современной магической традиции.

ФРЕЙЯ

О Фрейе очень подробно было рассказано в одной из первых глав этой книги. Здесь добавим лишь то, что в современной неоязыческой традиции у Фрейм выделяют стадию ведьмы — Хейд. Это период, когда женщина лишается красоты, способности и желания иметь любов­ников, страсти к золоту и украшениям. Вместо этого она приобретает мудрость и развивает магические спо­собности. Конечно, это влияние викканских воззре­ний о стадиальной жизни женщины как Девы, Жен­щины и Старухи. И тем не менее, это соответствует реальной жизни.

Интересен и другой момент: юнгианский аналитик Джин Шинода Болен полагает, что, когда боги-асы по­обещали отдать Фрейю великанам в обмен на строитель­ство Асгарда, это символизировало то, что ради устрой­ства патриархата мужчины готовы расплатиться за это способностью к любви. То же было и с молотом Тора.



Галина Бедненко. Школа рун


Когда Тор и Локи хотели обменять Фрейю на Торов молот, они тем самым собирались отдать способность богов любить в обмен на обретение ими силы.

Рунический сигель Фрейи: основная руна — Эваз — правильный верный ритм, что необходимо для сфер про­явления Фрейи, как в шаманстве, так в размерах любов­ных стихов. К ней в центре прицеплена руна Одаль — руна рода, земли и предков. Колдовское умение могло наследоваться в семье. Любовные отношения тоже так или иначе связаны с семьей и родом. Считалось, что люди возрождаются в своем же роду. И для прояснения этого использовали женскую магию Фрейи. Эта же фи­гура — Одаль — здесь перерастает в Ингуз — руну бога Ингви-Фрейра. Таким образом подчеркивается связь Фрейи и Фрейра. Основные черты богини — ее жен­ственность без материнства (Беркана) и свойство при­умножать богатство (Фе). Горизонтальная Перт {коллек­тивное и индивидуальное бессознательное) поддерживает Беркану, Фе и Одаль и дает им свободу с «той стороны», с «изнанки» этого мира. Это колдовская связь этого мира и всех иных. Основная руна Эваз плотно стоит на «ногах», поддержанных рунами Альгиз (обратной — это связь с землей, иногда Нижним Миром, иногда миром предков) и И ваз (критической, маргинальной ситуаци­ей, где существует всего один выход). Это как нельзя лучше подчеркивает существенность опыта, исходяще­го от Фрейи, но и его опасность (что касается и колдов­ства, и любовной страсти). В творчестве это — нахож­дение единственно верного способа создания данной конкретной вещи как шедевра.

Сфера проявления богини в мире: любовные отноше­ния, любовная поэзия; быстрое приумножение состоя­ния, шаманские практики (включая оборотничество); творчество при создании полезных предметов.

Способ проявления в себе: любовные связи, любовная поэзия; колдовство (женского типа); игра в азартные игры на деньги; изготовление роскошных и полезных предметов; шаманские практики; реальные путешествия (для жен­щин — либо в одиночку, либо в женской же компании).


Групповая практика •



Предметы: золотые и янтарные украшения, особенно пояса и ожерелья; изделия из янтаря; косметика на ос­нове биозолота.

Дерево:бузина.

Растения:шиповник, золототысячник.

Животное:кот, рысь, свинья.

Еда: свинина.

Напитки:сладкие напитки, ягодные ликеры, некото­рые немецкие вина. Отдельный ликер, как полагают, особенно придется по душе Фрейе. Это Danziger Goldwasser и ему подобные «золотые» ликеры.

Текст:«Песнь о Хюндле».

ФРИГГ

Фригг в современной традиции также рассматривают как Богиню-Мать. В постхристианском мире у людей все еще остается склонность в основных божествах ви­деть больших Родителей. Поэтому христианского Бога Отца многие пытаются сменить на Богиню-Мать. Одна­ко в язычестве далеко не все так просто. Например, Фригг — это мать и защитница. Но она — мать своего сына. У нее нет дочери. Она никак не символизирует женскую семейную традицию. Она становится защитни­цей порядка в своем обществе, в пику зачинщику рас­прей — Одину. Поэтому она всегда поддерживает существующий социальный порядок. И нет в ней ниче­го от плодовитых и щедрых средиземноморских богинь плодородия. Она не дарительница, а защитница.

Однако у Фригг, как и у Фрейи, есть своя оборотная сторона. И динамика различий тут гораздо шире. На континенте Фригг. становится фрау Хольдой — Зимой,



Галина Бедненко. Школа рун


Предводительницей Дикой Охоты, вместе со своим му­жем — Воланом.

Рунический сигель: две основные руны — Беркана (женская защита, покровительство) и Одаль (дом, род, семья). При этом Беркана больше по размеру, она как бы «выращивает» Одаль. К Беркане прицеплена зеркаль­ная Перт и зеркальная же Ансуз — так выражается то, что Фригг все знает и провидит, но ничего не говорит. Также это неявная оппозиция поведению и качествам ее мужа Одина, который бедокурит везде, где появляется. В основную часть знака оказываются вписаны Иваз и две Тюр. Но заметной роли они здесь играть не могут, и от них ничего особенного не требуется.

Я осознаю, что можно придумать и лучший вариант сигеля для Фригг. Однако мне очень нравится вариант сигеля для Фригг в роли фрау Хольды:

Здесь полностью забыта «охрана материнства и дет­ства». Дама становится холодной, безжалостной (зер­кальная Беркана), непредсказуемой (прямая Перт) и склонной к насильственным действиям (Науд).и пря­мым высказываниям (Ансуз).

Сфера проявления богини в мире: супружеские отно­шения (как партнерство, так и разногласия), отношение матери к сыну, вещие сны; благословение воинов; уста­новление мира; социальный порядок, защита материн­ства и детства; домашняя работа.

Способ проявления богини в себе: жизнь с непред­сказуемым супругом; наличие любимого сына, вызволе­ние сына (или его ровесников) из опасных мест и состояний («солдатские матери» — типичные Фригг); благословение воинов; культивирование вещих снов, развитие предчувствия; примирение; запланированная


Групповая практика



беременность; строительство и обустройство дома; вся домашняя работа.

Предметы:связка ключей на цепочке, прикрепленная к нагрудной фибуле; пояс с полезными предметами и аму­летами; веретено и другие предметы для рукоделия; сереб­ряные украшения с полированным горным хрусталем.

Животные:гуси, овцы, коровы.

Дерево:береза, липа.

Растения:лен, пустырник, тысячелистник и все рас­тения, влияющие на женские репродуктивные органы.

Еда: баранина, гусятина.

Напитки:глюгг (который подают в День святой Лю-ции) — молоко, подогретое с корицей.

Текст:«Речи Гримнира» (начало), «Речи Вафтрудни-ра» (начало), «Сны Бальдра».

Праздники:13 декабря (День святой Люции).

СКАДИ

Скади — богиня-охотница и мстительница. Примеча­тельна еще тем, что развелась с мужем. В современном мире ее рассматривают как покровительницу независи­мых женщин, а также матерей-одиночек. Однако для последнего нет оснований: Скади не была матерью. И особого расположения женщинам она не оказывала. Скорее она помогала мужчинам: своего пасынка Фрей-ра она жалела и сочувствовала ему, когда он влюбился в Герд и только благодаря угрозам своего посредника добился своего. Такая богиня не станет жалеть мате­рей-одиночек1.

Скади не ищет общества женщин — наоборот, она старается общаться с мужчинами и наравне с ними уча­ствовать в мужских делах. Поэтому женщинам трудно добиться от нее сочувствия. Однако карьерному успеху и процветанию, возможно, она и сможет помочь.

1 Если только сама мать-одиночка не была смелой воительницей, случайно забеременевшей от соратника.



Галина Бедненко. Школа рун


Кроме того, ее считают богиней справедливости. Как и греческая Афина, с которой она в чем-то сходна, Скади была женщиной без матери1. Поэтому мы можем предположить, что Скади будет защищать патриархат-ные порядки и соответственную справедливость. Впро­чем, для скандинавской культуры это не было столь уж важным предметом спора (наподобие важной дискуссии, кто больше виноват — убийца отца или убийца матери), как для древнегреческой.

К Скади, скорее, полезно обращаться дочерям мате­рей-одиночек и разведенных матерей, женщинам, кото­рые не знали своего отца. Тут эта богиня может помочь найти хотя бы «спиритуальную» связь с отцом. Кровь, как говорится, не водица... И это оказывается очень важным.

I

Рунический cm ель: самый сильный элемент здесь — руна Тюр. Неудивительно: ведь богиней Скади движет прямолинейное, настойчивое и жесткое упрямство и уверенность в собственной правоте. Обратная Берка-на здесь символизирует отказ от женских проявлений, расцвета и роста, перерастания своего прежнего «я», в конце концов. Райдо тем не менее показывает, что Скади всегда находится в пути, на своей собственной дорожке.

Сфера проявления богини в мире:лыжные гонки, пу­тешествия в горах, охота, мужские виды деятельности.

Способ проявления в себе:участие в лыжных гонках, мужских видах деятельности; охота, горные путеше­ствия; сравнивание всех мужчин с собственным отцом; развод и разъезд с мужем; мстительность; независимая и самостоятельная жизнь.

1 Во всяком случае, о ее матери ничего не известно.


Групповая практика



Предметы:необходимые в походе предметы, лыжи, лук и стрелы. Украшения и изделия из горного хрусталя, также сами камни. Говорят, что Скади также соответ­ствует черный змеевик, но я такого камня не встречала.

Животные:волк, горный козел.

Птица:орел.

Деревья:карликовые березки, елки.

Еда: все, что может быть убито и съедено в лесу и горах1.

Напитки:грог-; водка со льдом в хрустальных стопках.

ЭЙР

Богиня Эйр — целительница, «никто лучше нее не врачует». Есть упоминания о горе Лифья («Lyfja»), взо­бравшись на которую любая женщина исцелится. Там обитают некие девы Хлиф («защита»), Блид («блажен­ная, беспечная») и Фрид («прекрасная, мирная»), а так­же сама Эйр («пощада, милость»).

<>

П

Сейчас люди все больше обращают внимание на Эйр в своей религиозной практике. Полагают, что она по­кровительствует всем, кто занимается целительством души и тела. В большей степени ей соответствуют мяг­кие способы лечения: гомеопатия, ароматерапия, трав-ничество, массаж, а также психотерапия.

Лесник не считается.



Галина Бедненко. Школа рун


Для Эйр жизнь не является большим подарком, а смерть — большим огорчением. Понимание Эйр при­ходит женщинам во время специальных медитаций. И каждая способна понять о ней что-то свое.

Рунический сигель:его лучше всего делать в виде под-вески-лунницы. Тогда Йару (смена времен года, одних циклов другими) оказывается основой, на которой пока­чивается, как на весах, вес остальное: Лагуз (течения, направления, потоки, тенденции, предрасположенности, склонности), Уруз (витальная сила) и Беркана (рост и защита взращенного).

Сфера проявления богини в мире:целибат для жен­щин, терапия (особенно психосоматическая), нетради­ционная медицина.

Способ проявления богини в себе:целительские прак­тики, медитация, изучение свойств камней и трав, уеди­нение.

Способ почтить богиню:визит к психотерапевту, мас­сажисту, гомеопату и пр.; баня или сауна (без мужчин).

Животные:корова.

Дерево:береза.

Предметы:необожженная глиняная чаша, каменная ступка, керамические бусы.

Напиток:родниковая вода.

Еда: никакого мяса, молока, алкоголя, садовых фрук­тов, овощей или специй. Только каша на воде, дикие ягоды и мед.

САГА

Сага — богиня, сидящая в своем подводном замке вместе с Одином. Там они пьют мед из золотых чаш. Очевидным образом, она связана с рассказыванием и за­поминанием историй.

Рунический сигель:тут я выбрала удвоенную Ансуз (речь, передача информации, вдохновение) или Ансуз с Ла­гуз (течение, поток, тенденции). Нам мало что известно об этой богине, и все сохранившиеся сведения неразно-


Групповая практика



образны. Поэтому и знак такой простой. Здесь представ­лен.вариант Ансуз с Лагуз.

Сфера проявления богини в мире:устные рассказы и литературное творчество.

Способ проявления богини в себе:рассказанные, ус­лышанные, прочитанные или написанные истории.

Способ почтить богиню:пить вместе с собеседником хмельной мед или десертное вино из золотых (золотого цвета) чаш и рассказывать истории.

Текст:любая устно рассказанная сага.

идунн

Богиня Идунн — обладательница золотых яблок. Эти яблоки и она сама символизируют способность к воз­рождению, обновлению мира. В душе человека это юность души, радость и непосредственность открытия мира день за днем или после тяжелых испытаний. В со­временной традиции Идунн ассоциируется с возрожде­нием веры в языческих богов.

Яблоки — также символ смерти. Потому яблоки Идунн — это жизнь после смерти, посмертное суще­ствование, быть может перерождение, а также позитив­ная связь с иным миром.

<>

Сигелем богини может быть руна Йару.

Сфера проявления богини в мире:духовные течения, возрождение старых традиций.

Способ проявления богини в себе:интерес к вышепе­речисленным общественным течениям и участие в них.


276 Галина Бедненко. Школа рун

Способ почтить богиню: обряды в честь богов, ритуа­лы, разыгрывание мифов.

Еда: вряд ли могут быть какие-то особые указания, но можно сосредоточиться на всем, что готовят из яблок.

Напитки:яблочный сок, кальвадос, настойка на яб­лочной мяте.

СИВ

Сив известна своими длинными золотыми волосами. Предполагается, что ее золотые волосы — это метафора злаков, а лишение волос — символ жатвы. Зрелые коло­сья похожи на золотые волосы Сив. А летние молнии — проявление активности супруга Сив, Тора. Волосы Сив — сокровище всех богов, это знак жизненной силы и целост­ности. Поэтому Сив, наряду с Фрейей, вечно пытаются похитить великаны. Не исключено даже, что именно Сив из-за своих волос считалась прекраснейшей.

Так или иначе, Сив была или постоянно могла ока­заться жертвой. Локи отрезает ей волосы. За нее всту­пается муж Тор — защитник, но и агрессор. Локи за­являет, что был ее любовником, — возможно, именно поэтому он и отрезал ей волосы (так поступали с невер­ными женами). Это образ беззащитной и оберегаемой женщины, то жертвы, то спасенной.

Способ проявления богини в себе:умение и способ найти себе защитника; жизнь с мужем, за которым «как за каменной стеной»; жизнь с мужчиной — защитником и насильником одновременно; переживание потери, ут-1 раты, а затем исцеление.

Сигель богини:вязь из перевернутой Фе, Альгиз и Берканы символизирует здесь цикличность состояния


 

Групповая практика. 277

земли и женщины, пробуждение от зимнего холода и постепенная отдача себя радостно принимающему миру.

Дерево: рябина.

Растения: весенние цветы.

Предметы:янтарные украшения.

Еда: ячменные лепешки с маслом и медом; ягодный штрудель.

СОЛЬ (СУННА)

Это богиня Солнца. Лучи Солнца также могут при­нести смерть как благословение (при тяжкой болезни). Сунна — источник света и жизни. В северных широтах она представляется нежной девушкой, в более южных широтах (где, тем не менее, чудным образом чтут север­ные традиции) она видится похожей на великаншу или яркую огненноволосую красавицу.

I

Сигель:конечно, руна Совелу, причем в архаическом варианте.

Животные:два коня; два волка.

Птица:петух.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия