Gt; I М
3-я триада: Туре—Иса—Эваз. Дает картину первого порога, препятствия или, наоборот, кажущейся неустойчивости, того, что требует выдержки и постоянства. И>И 4-я триада: Ансуз—Йару—Манназ. Дает основную помощь, вознаграждение, показывает истинный характер или цель каждого атта. Индивидуальная практика 5-я триада: Райдо—Иваз—Лагуз. Продолжает движение на пути, пусть и различными способами. Это знак того, что путь не закончен, квест еще не выполнен, < IX о ■ ' ■; 6-я триада: Кано—Перт—Ингуз. Это основная тайна каждого атта, внутренняя цель, испытание и подарок одновременно. XYк 7-я триада: Гебо—Альгиз—Одаль. Показывает основное завоевание на пути испытания каждого атта. 8-я триада: Вуньо—Совелу—Дагаз. Итог пути, результат и главное достижение. В нем уже нет личной силы — она исчерпалась, и эти руны показывают то, что происходит с нами «само по себе». ПРЕОДОЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ РУНЫ Выяснив, что руны в порядковых триадах комплементарны, мы теперь предлагаем использовать их в работе с «проблемными» рунами. Если в реальной жизни вы ощущаете сложность переживания или проявления той или иной руны (то есть что она застряла в своем перевернутом положении) и/или это постоянно выпадает вам в гадании, имеет смысл активизировать знаки той же триады, чтобы дать силы «слабому звену». При этом Галина Бедненко. Школа рун наибольшую силу будет иметь не изготовление соответствующего талисмана, а выявление и осознанное проявление сильных рун в реальной жизни'. Мы предлагаем следующий принцип работы со слабыми рунами. Если некий принцип в вашей жизни явно неуравновешен, неправильно выражается или с трудом завоевывает себе место под солнцем, то другая руна этой триады покажет способ преодоления ситуации, а оставшаяся будет ожидаемой целью или новым этапом. Это необходимо для целенаправленного выхода из ситуаций запутанности, застоя или круговорота ошибок. Если напряжены руны первого атта, то способ действия можно определить по следующей таблице:
Если напряжены руны второго атта, то выход будет по третьему, а результат — по первому; или же выход — по первому, а результат — по третьему. 1 Конечно, при желании можно дополнить это талисманом, но необязательно. Индивидуальная практика 209
Если напряжены руны третьего атта (перевернутое положение, постоянно встречающееся в гадании и воспринимаемое таковым по жизни, или же ощущаемый в реальной жизни сильный дискомфорт от явного проявления прямой руны), то способ разрешения будет по второму, а результат — преимущественно по первому атту.
Галина Бедненко. Школа рун Во всех случаях мы видим, что руны, которые могут быть только зеркальными, а не перевернутыми, являются исключением из общего ряда: у них больше или меньше вариантов развития. Почему это так — пока неясно. Система, безусловно, требует дальнейшего изучения. Упражнение Сделайте себе расклад «Девять миров». Если в сферах Мидгарда, Альвхейма или Ванахейма оказались напряженные руны, воспользуйтесь вышеприведенными таблицами, чтобы составить себе план или путь выхода из ситуации. Результат вряд ли будет видимым и ощутимым во внешнем мире. Это, скорее, метод внутреннего развития. Глава 24 РУНИЧЕСКАЯ ВЯЗЬ Руническая вязь не раскладывается как определенная последовательность знаков. Но одни знаки воспринимаются глазом в первую очередь, а другие видятся уже позже. Основные смысловые руны обычно читаются довольно отчетливо, остальные же проглядываются. Иногда это задумано автором, иногда случается помимо его воли, что, безусловно, является недочетом. Большую силу будут иметь те руны, которые сразу бросаются в глаза. Нужно учитывать то, что в руны, состоящие из множества элементов (такие как Беркана или Манназ), часто сами по себе входят и другие руны. Так, например, незачем выделять и видеть руну Иса в Альгиз, руну Рай-до в Беркане или две Вуньо в Манназ. Однако опытный рунолог может выделять ту или иную составляющую знака, чтобы подчеркнуть еще одну Индивидуальная практика руну. Например, если в Альгиз сильно вытянуть центральную «мачту», то действительно появится явный акцент на Иса-составляющей этой руны и, соответственно, «проглянет» руна Иса. V V Основные правила построения рунической вязи таковы1: Вязь должна включать в себя основные руны — так называемые «руны первого порядка». И их действие будет наиболее сильным. 1. В них должны проглядываться «руны второго порядка». 2. Следует учесть появление и «рун третьего порядка» — тех, которые не задумывались, но все равно получаются.. 3. Следует исключить неблагоприятные или ненужные руны третьего порядка из вязи, перерисовывая ее до тех пор, пока она не станет предельно лаконичной. 4. Конечный результат должен быть красив. прежде всего красивыми, гармонично выглядеть. Режущие глаз вязи рун кажутся неправильными. Как говорится, «некрасивые самолеты не летают», и при составлении рунической вязи стоит следовать этому правилу. Пример 1 Одна из самых красивых «классических» вязей. Сочетание рун Беркана и Кано образует еще руну Перт, 1 В свое время они были найдены мною в сотрудничестве с ростовским рунологом Алексеем Панасенко. 212 Галина Бедненко. Школа рун или руны Перт и Кано образуют руну Беркана, или же руны Перт и Беркана дают дополнительную Кано. Этот талисман даже находили среди вещей викингов тех давних времен, из которых к нам пришла руническая магия. Кто и как пользовался им тогда — мужчины или жен- К шины, — неизвестно. Однако сейчас это один из самых удачных женских талисманов для тех женщин, которые занимаются творчеством, распространением своих идей и произведений искусства (Кано). Хорошо, если при этом они обладают внутренней цельностью.и здравым смыслом (Беркана) и находятся в контакте со своей внутренней сутью (Перт). Если нет — предложите им этот талисман. Пример 2 Одна из последних использованных мною вязей. В ситуации некоей общей напряженности в отношениях с окружающими меня людьми, я сделала вязь именно бесконфликтную, легкую и ненавязчивую. Это вообще не мой стиль: я люблю преодоление препятствий или силовые перестановки в своих заклинаниях, но тут решила попробовать иное. * Мы видим руну Гебо с руной Вуньо1. Всего две руны, которые дают нам некую почти формальную «женскость», 1 Интересно и забавно совпадение формы этой вязи с ранней христианской монограммой Христа. Культурное совпадение — это тоже своего рода магия. Здесь она может подчеркивать характер астрологического знака Рыб, с которым традиционно соотносят основателя христианства, и не особенно разниться с обшим значением рунической вязи. Индивидуальная практика 213 необходимую мягкую атмосферу. Я нарисовала эту формулу лаком для ногтей на внутренней стороне раковинки (опять-таки подчеркивание женской стороны) и положила в боковой кармашек сумочки. На этот раз не ставила никаких сроков, решив, что в какой-то момент действие просто перестанет проявляться, и я это почувствую. Проявление рунического заклятия я заметила. Пример 3 Руна Райдо — достаточно популярный элемент в использовании текущих заклятий-вязей. Как-то раз, в упражнении по составлении друг другу талисманов на короткий срок, одна пара вдумчиво и с энтузиазмом составляла друг другу вязи по очереди.' В конце оказалось (и это заметила я, наблюдая со стороны; внутри процесса это, разумеется, не было очевидно), что они изготовили друг другу одинаковые вязи. Это был такой вариант: Tt Сочетание Тюр, Ансуз и Райдо достаточно удачно тем, что здесь мы видим руны только первого порядка. Они все хороши и сильны, и нет никаких двусмысленностей. Вязь хороша прямотой и целенаправленностью, хотя в воздействии может быть довольно утомительной: придется отправиться в дорогу и ездить или ходить, общаться достаточно много. Впрочем, сил на это вполне хватит. Пример 4 T Вязь Альгиз—Райдо дает нам скрытый «элемент третьего порядка» — Науд. Я вообще хорошо отношусь к Галина Бедненко. Школа рун этой руне в заклинательных формулах. Она дает волю и стимул к преодолению препятствий. А вот впечатление самой носительницы талисмана, которая его сделала на кожаном кулоне и вдобавок окрасила своей кровью: «Было ощущение, что на работе все просто замерло в состоянии Иса и никак не хочет двигаться с места, а так как ответственность была в этом моя, то мне хотелось что-то сделать. Человеческие способы не работали, потому что необходимо было между собой договорить кучу людей, которые четко стояли исключительно на своей позиции. А время шло, и проект должен был приблизиться к своему завершению, а фактически был еще не начат. Развитие событий после сделанного амулета пошло совсем по-другому. Все, наконец, доругались и, плюнув на чье-то мнение, начали делать хоть что-то. Было найдено агентство, согласившееся все сделать быстро и еще до заключения договора. Ну, и что было совсем удивительным — меня на неделю отпустили в отпуск, хотя до этого не подписали. В отпуск уехать тоже получилось крайне легко, так как вопрос, куда поехать, мучил очень недолго — нашлось место, и было ощущение, что все произошло само собой. А проект был завершен чудо-агентством без меня, когда я уже уехала. Не могу сказать, что проект прошел супергладко, но, по крайней мере, все сложности разрешались теми или иными способами. Здесь Райдо сыграла, видимо, роль в прямом смысле дороги. А еще меня сильно жаждали отправить сразу в несколько командировок»1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУН, ВЫПАВШИХ В ГАДАНИИ Одна из самых интересных возможностей — это применение рун, выпавших в гадании, для составления заклинания. Если вам выпали три благоприятные руны, Автор истории — Кристиниа. Индивидуальная практика можете смело использовать их в талисмане (буде они соответствуют вашим намерениям). Это использование сил, тенденций, уже действующих в данной ситуации' и потому не требующих дополнительных затрат. А можно заменить одну руну на другую, более сильную в данной ситуации. Получится корректировка происходящего в благоприятную для вас сторону. В случае явно проблемного расклада выпавших рун (стойкого перевернутого сочетания2) можно сделать талисман с этими же знаками, но прямыми. И все же «переворачивать» более одной руны для талисмана я не рекомендую. Это было бы слишком далеко от существующей действительности. Обычно такие талисманы делаются с тройкой рун как наиболее гибкой и лаконичной комбинацией одновременно. Безусловно, не имеет смысла делать талисман или заклятие в том случае, если их действие не согласуется с реальной жизнью. Человек может хотеть одного, а делать другое. Если сделать даже самый чудесный талисман на достижение того, чего он хочет, толку будет мало. В лучшем случае создастся ощущение, что вот оно, желаемое, где-то близко. Наибольший Эффект имеют заклинания, сопровождающиеся неким изменением в самом человеке. Это особенно важно при работе с клиентами. Не надо использовать вышеприведенные примеры в жизни. Придумывайте свои. 1 Например, вы гадаете на отношения с начальством и вам выпа 2 Например, перевернутые Манназ, Тюр и Уруз, которые все вме Часть третья ГРУППОВАЯ ПРАКТИКА Глава 25 ВОЗРОЖДЕНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ СКАНДИНАВСКОГО НЕОЯЗЫЧЕСТВА КОНЕЦ ЯЗЫЧЕСТВА Когда исчез последний крупный языческий храм Скандинавии в Упсале, достоверно неизвестно. Пара христианских епископов, Адальвард и Эгино, собирались его разрушить и сжечь еще в 1060 году, но тогдашний шведский король Стенкиль их отговорил. И.все же идея, как говорится, витала в воздухе. Повсеместно христианство становилось официальной религией, а в языческих богов люди верили лишь тайно. Подобная ситуация складывалась во всех странах, переходящих в христианство, потому в этом нет ничего удивительного. Ошибочно было бы считать, что языческая вера могла в таком случае сохраниться и дойти до наших дней в «исконном» виде. Даже не учитывая того, что реформирование любой религии — это обычный этап ее существования, в лучшем случае языческие верования сохраняются в виде суеверий и элементов так называемой низшей мифологий (в Скандинавии это представления о троллях, великанах, эльфах и оборотнях). Письменное наследие исландцев, донесшее до нас мифы скандинавов, принадлежало уже не языческой, а христианской эпохе. Исландцам, потомкам переселен- Групповая практика_________________________________ __Z цев, было необходимо найти и утвердить свои корни в этом мире. И мифы стали культурным наследием народа, а не «заветом Старой Веры». А языческая религия была забыта и похоронена на долгое время1. Языческая магия оказалась более живучей и существовала какое-то время, сплетаясь с христианизированной магией Средневековья. Однако столь широкого распространения по всей Европе, как, например, классическая церемониальная магия с вызыванием демонов, она не лолучила. И больший или меньший интерес ученых-гуманитариев, даже слывших чернокнижниками, к истории родной страны нельзя считать интересом к языческим традициям или их возрождением. ГЕРМАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ XIX ВЕКА XIX век — время расцвета не только романтизма, но и народнических движений. Особенное значение возрождение «народной культуры» имело для Германии — страны, объединенной Бисмарком лишь в 1871 году под громким названием Германской империи. Германское мифологическое Возрождение началось с «академических романтиков» братьев Гримм. Якоб и Вильгельм Гримм исследовали древнюю историю Германии и доказывали, что германский мир вполне сопоставим по культурной значимости с греко-римским миром античности. (Надо сказать, что ни одна страна и ни один народ не были так помешаны на античной культуре, как немцы того времени.) Таким образом, братья Гримм, изучая не греко-римлян, а своих предков — германцев, были своего рода революционерами в филологии и тогда еще не выделившейся в отдельную науку антропологии. Якоб Гримм впервые опубликовал 1 Не буду вступать здесь в полемику с Эдредом Торссоном, который лезет из кожи вон, чтобы доказать, что, мол, существовали тайные ордена, включавшие, ни много ни мало, членов королевских фамилий, которые приняли лютеранство, а на самом деле тайно исповедовали язычество. 218 Галина Бедненко. Школа рун свою «Немецкую мифологию» в 1844 году, но еще в 1816—1818 годах братья вдвоем собрали и издали свои знаменитые «Волшебные сказки». Эта фаза германского народничества характеризовалась романтической тоской людей культурных и образованных по утраченным ценностям древности. Идеалом героя для утонченных мыслителей-народников стал Зигфрид из «Песни о Нибелунгах» (Сигурд из «Саги о Вёль-сунгах»)1. В древних германцах видели идеал равновесия духа и тела, в германской патриархальной общине — идеал мироустройства общества. Поскольку с точки зрения здравого смысла эти идеи были далеки от совершенства, наибольший эффект оказывали навеянные все тем же духом германского национального возрождения плоды творчества совершенно иного порядка. Это музыкальные произведения Рихарда Вагнера, его цикл опер «Кольцо Нибелунга»: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Сумерки богов». Конечно, это нельзя назвать осмысленным возрождением язычества. Но, наряду с идеями не понятого тогда Ницше, это была культурная революция в сфере человеческого духа. И Ницше, и Вагнера современники считали безумцами. Однако именно они являлись «оди-ническими» фигурами своего времени. Так в Германии вновь появился не культ, но дух Водана. А германские народники во время этих бурных событий методично шли своим путем. НЕМЕЦКОЕ НАРОДНИЧЕСТВО И ПАНГЕРМАНИЗМ В XIX веке для немцев термин «Volk» означал не просто «народ» в буквальном смысле слова; он означал некое национальное единство, одушевляемое жизненной силой и общей творческой энергией. Предпо- 1 Даже Фридрих Энгельс написал героическое произведение под названием «Рогатый Зигфрид». Групповая практика 219 лагалось, что эти метафизические качества определяют уникальный культурный статус немецкого народа. Идеологическую окраску слово получило по двум причинам: во-первых, из-за крайне медленного объединения Германии, но глубокого ощущения единства немецкого народа; во-вторых, в связи с романтическим и максималистским восприятием тогдашней действительности. Германия и Австро-Венгрия (где жило много немцев) сильно отставали в развитии от других западных стран. Капиталистические отношения воспринимались насилием по отношению к людям, все еще связывавшим себя с традиционным, сельским укладом. Многие презирали все новое, а растущие города и соответствующая инфраструктура разрушали сложившиеся людские сообщества и лишали людей чувства безопасности мира. Потому естественной была ностальгия по «добрым старым временам», пусть даже временам древних тевтонцев, которые жили в лесах и временами наводили страх на Римскую империю. Создавались общества (лиги), целью которых было сохранение немецкой культуры и укрепление немецкой идентичности. Пангерманизм (идея единства всех немцев на свете и возможность создания единого германского государства, включающего их всех) был более политичен, он больше приспосабливался к меняющимся условиям. Он возник как символ веры маленького немецкого сообщества в Австрии, отказавшегося признать неизменным отделение ее от остальной Германии в 1866 году. К концу XIX века множество народных «кружков» (ферейнов) действовали в провинциях и в Вене. Они занимались исследованием и ритуализацией событий и символов немецкой истории, литературы и мифологии и совмещали такие формы общественной жизни, как хоровое пение, гимнастика, спорт и восхождение на горы, с национальными ритуалами. В 1886 году Антон Лангтаснер основал в Зальцбурге Союз ферейнов. Каждый ферейн, входящий в Союз, должен был участвовать Галина Бедненко. Школа рун в немецких фестивалях, установленных специальным немецким календарем, и «невзирая на классы» переживать чувство общности немецкой нации. Социальной базой движению служила провинциальная интеллигенция и молодежь. АРИОСОФИЯ Ариософы (арии = «индоевропейцы» + софия = «мудрость»), начавшие свою деятельность в Вене незадолго до Первой мировой войны, соединили народнический немецкий национализм и расизм с эзотерическими идеями, которые позаимствовали из книг и учения Елены Петровны Блаватской — основоположницы теософии (тео = «бог» + софия = «мудрость»). На основе теософских постулатов о мировых эпохах с господством той или иной расы (лемурийцы, атланты и др.) предсказывалась и оправдывалась грядущая эра немецкого мирового порядка. Ариософы описывали доисторический золотой век, в котором мудрые хранители знания толкуют оккультно-расовые учения и управляют расово чистым обществом. Они же утверждали, что в современной им жизни существует враждебный заговор антигерманских сил (таковыми считались все неарийские расы, в особенности иудеи, и местами христианская церковь). Для противостояния современному миру ариософы основывали множество тайных религиозных обществ, посвященных возрождению утраченного эзотерического знания и расовых достоинств древних германцев, созданию новой всегер-манской империи. ГВИДО ФОН ДИСТ Гвидо фон Лист был и остался самой известной фигурой среди ариософов. (Его современная популярность базируется на «найденной» им рунической «арманиче- Групповая практика 221 ской» системе.) Уже в свое время он был популярным автором, соединившим народническую идеологию с оккультизмом и теософией. Его читатели и последователи относились к нему как к умудренному патриарху, мистическому гуру немецкого национализма. (Стоит ли говорить, что он был уроженцем Вены, города немцев, оторванных от Германии.) В своих книгах и лекциях Лист предлагал истинным германцам отыскивать в ландшафтах родины, ее фольклоре и археологии сохранившиеся следы великолепного теократического арийско-германского государства, возглавляемого королями-священниками и посвященными. Он также занимался каббалой (в рамках европейского оккультизма) и астрологией и претендовал на звание последнего из арманистских магов, тех, что имели власть в старом арийском мире. Он прививал своим последователям обычай праздновать летнее солнцестояние, что по тем временам было большим чудачеством, и праздновал 1500-ю годовщину победы германцев над римлянами. Журналистика не была единственным средством, каким Лист поддерживал пангерманизм, он был известен также как лектор и автор пьес. 24 февраля 1893 года он прочитал лекцию для ферейна «Немецкий дух» о служителях культа Вотана. В 1894 году состоялась премьера мифологической пьесы Листа «Вала пробуждается» («Вёльва» в привычном звучании). Фестиваль, на котором происходило действо, предназначался исключительно для националистов, и на входных билетах можно было прочитать: «для евреев недействителен». Забавным кажется то, что, изучая каббалу, Лист был антисемитом, но это правда, и из песенки слова не выкинешь. Были у Листа и другие пьесы, восторженно встречавшиеся поклонниками. В 1902 году Лист перенес операцию по удалению катаракты и оставался слеп на протяжении одиннадцати месяцев. Тогда он, видимо отождествив себя с одноглазым Одином, висевшим на ясене Иггдрасиль, чтобы получить тайное знание рун, также придумал и составил свою кон- Галина Бедненко. Школа рун цепцию германских проторун'. В апреле 1903 года он отправил манускрипт об арийском протоязыке в Имперскую Академию наук в Вене. Академия вернула манускрипт без комментариев, но этот небольшой опус разрастался в последующие десятилетия и.превратился в результате в главный труд жизни фон Листа. Лист первым связал рунический алфавит с текстом Одина в «Речах Высокого». Каждый стих песни он сопроводил особой руной, присовокупив также ее оккультный смысл и окончательную формулу заклинания. Только с каждым четверостишием он соотнес руну своего, арманического ряда, а вовсе не Старшего Футарка. Предполагалось, что эти оккультные смыслы и формулы составляют основное содержание вновь открытой им религии вотанизма. Ее классические лозунги: «Познав себя, ты познаешь мир!», «Заключи в себе мир и ты станешь творцом универсума!», «Не бойся смерти, она не может убить тебя!»2, «Твоя жизнь в руках Бога, доверься ему!», «Брак — корень арийской расы!», «Человек одно с Богом!» и др. Вотанизм Листа предполагал реинкарнацию как условие существования человека в мире. Законы всего существующего мира говорили ему о сокровенном присутствии Бога в природе. Все вещи Лист представлял себе как проявления духовной силы. Человек оказывался неотъемлемой частью единого космоса и потому был вынужден следовать простому этическому правилу жить в согласии с природой. Кроме этих последних, реальных и, к сожалению, предвосхитивших свое время идей, у Листа было много идей эзотерических и абсурдных, вроде количественного соотношения между нумерологией «Речей Гримнира» Старшей Эдды и числом лет в Кали-юге. По представлениям Листа, идеальное (естественно, древнегерманское) общество состояло из рядовых чле- 1 Эта система, известная как «арманическая», успешно существует до сих пор. 3 Ха-ха. Групповая практика 223 ■ нов и королей-священников. Власть последних основывалась исключительно на их- мудрости. А мудрость состояла в знании «германской теософии». Знание, открывавшееся посвященным, было двух уровней: вота-низм — религия для всех, популярное изложение мифов и притч, предназначенных для низших кругов общества, и арманизм, предполагавший тайные знания. В саму структуру «Арманеншафт» входили лишь избранные. Безусловно, идея некоей организации посвященных, руководящих общей политикой социума, позаимствована у масонов и поздних розенкрейцеров. Даже элита священнослужителей у Листа разделялась на три ранга в соответствии с рангами иерархии масонских лож: ученики-неофиты, братья и мастера-масоны. Лист уверял, что общество «Арманеншафт», подвергшееся преследованиям в древней Германии, выжило до настоящего времени лишь в силу того, что его таинства тщательно оберегались в обществах розенкрейцеров и франкмасонов, рыцарскими орденами и учеными магами Средневековья, постигшими все герметические науки. (В той или иной степени этим смешным сейчас идеям вторит наш современник Эдред Торссон.) 2 марта 1908 года было официально провозглашено Общество Листа. В 1911 году Лист создал небольшой круг посвященных внутри Общества Листа, обозначенный буквами НАО (Hoher Armanen-Orden). Даже в организованном им самим обществе он не смог отказаться от идеи превосходства одних участников над другими. И тут следует специально отметить, что любое деление общества на круг профанов и круг посвященных является метафорой отношений отцов — всезнающих и всемогущих и детей — подчиняющихся родителям и глядящих на них (в данном случае — на отца) с восторгом. Это теория «правильного порядка вещей» XIX века, дофрейдовской эпохи1 в истории человеческой мысли. В XX веке, особенно во второй его половине, все изменится. 1 Именно Фрейд «расколол» эдипов комплекс (зависть к отцу и желание занять его место) у людей своего времени. 224 Галина Бедненко. Школа рун КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ Известный врач-психоаналитик и владыка умов Карл Густав Юнг внес существенный вклад в возрождение языческих богов внутри самих людей. Он жил в Швейцарии и говорил на немецком языке, поэтому не мог быть оторванным от немецкой культуры второй половины XIX — начала XX века. Немецкая молодежь могла тогда казаться немного помешанной: группы людей исхаживали пешком всю страну, распевали народные песни, носили флаги и вымпелы со свастикой и руническим кругом Арманен, проповедовали нудизм и вегетарианство, танцевали вокруг костров' в день летнего солнцестояния, восхваляя солнце. Основным лозунгом этих людей было «Кровь и Почва». Для того чтобы восстановить подлинную культуру, «изначальную почву души», необходимо было вырваться из «железной клетки иудеохристианской цивилизации». Надо было восстановить в себе древнего человека и вернуть себя к силам сладостного арийского прошлого. А Юнг делал то же самое, только на академическом, психоаналитическом поприще. Он узнавал древних богов в образах своих снов и снов своих пациентов. У него были видения, и он общался с наставниками нечеловеческого происхождения, сам строил себе башню из камней и учил практикам «активного воображения», сходным с классическими оккультными техниками того времени. Вместе с тем он был и остался «ученым мужем и старцем», авторитетом психологической науки. Его главная заслуга перед неоязычеством — введение понятия архетипов в широкий оборот. Он понял, что боги существуют внутри нас в виде образов или сценариев — архетипов, которые могут неожиданно активизироваться сами по себе или быть активизированы самим человеком с помощью тех или иных действий. Но архетипы — это часть как индивидуального, так и коллективного бессознательного. Они могут овладеть душой не только отдельного человека, но и всего народа, час- Групповая практика. 225 ти мира. И Юнг видел, что в Германии с приходом Гитлера возрождается дух Водана. Впрочем, понять, что принесет бог безумия и битвы, Юнг смог не сразу. МИСТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА После Первой мировой войны Германия находилась в упадке, как экономическом, так и духовном. Естественно, это время стало весьма благоприятным для сторонников и последователей Гвидо фон Листа и его мистического национализма. Они нашли себе многочисленную аудиторию. Эллегаард Эллербек, например, начал резкую антиреспубликанскую кампанию. Он поносил союзников, осуждал материализм и превозносил немцев до божественного статуса. Он описывал тонкую ауру, сопутствующую каждой из европейских наций, и духовный характер каждой. И обращался к своим согражданам: «Да знаете ли вы, что вы — боги?» Эллербек читал лекции по всей Германии и провозглашал немцев наследниками крови древних языческих богов. Ариософское движение расцвело в Германии в конце 20-х и в 30-х годах. Большей частью представители движения работали в эзотерических обществах и не были связаны с политическим движением. 29 ноября 1925 года было основано Общество Эдды. Члены Общества были по преимуществу писателями, и они приняли участие в эклектической реконструкции арийской религии. Так, Вернер фон Бюлов (1870—1947), Великий Мастер Общества, создал «мировые рунические часы», которые показывали магическую атрибутацию восемнадцати рун арманического ряда цветам, зодиакальным знакам и триединству «рождения — бытия — смерти». Другие члены Общества Эдды — Мартин Брюкер и Альберт Марк, автор эзотерической книги о германском национализме, — работали над понятием протоязыка и принципом параллакса. 8 Г. Бедненко «Школа рун* Галина Бедненко. Школа рун Также в общество входили Отто Зигфрид Рейтер, лидер Немецкого Религиозного Товарищества и автор многих книг по астрологии, языческой религии и текстов об Эдде, Карл Рейнгольд Петтер, президент пана-рийской лиги в Данциге, и Матильда фон Кемниц, плодовитая «народническая» писательница, возглавившая движение «Людендорф», после того как в сентябре 1926 года вышла замуж за генерала Людендорфа. Общество Эдды издавало журнал «Hag All All Hag» (позже просто «Hagal») вплоть до 1939 года. Хотя в 1933 году в новом меморандуме Общество объявило официально о своей верности национал-социализму, темы его исследований оставались прежними. Журнал «Hag All All Hag» занимался в основном анализом стихов Эдды, мифологии и древних памятников, геральдикой, астрологией, геомантикой и сакральной географией. Политические же события старались объяснить высшими космическими законами, советуя читателям подчиняться интересам большинства. Существовали и отдельные личности, занимавшиеся рунами арманического ряда и совершенно не интересовавшиеся политикой. Фридрих Бернхард Мар.би (1882— 196.6) основал мистическую школу оккультизма рун. Там занимались по большей части изучением использования рун для лечения болезней, рунической гимнастикой, муд-рами и медитациями. Своего рода это была руническая йога. Древние арийские и германские священные центры Марби представлял себе как особые очаги рунического воспитания, расположенные преимущественно в кратерах, на горах или холмах и недалеко от воды. В 1936 году он был осужден Третьим рейхом как «антинацистский оккультист» и отправлен в концентрационный лагерь Вельзхайм. Он оставался в концлагерях Флоссенбург и Дахау до 1945 года, когда его освободили союзники. Все эти испытания не сломили рунолога — он продолжал свои исследования, писал книги и издавал периодический журнал вплоть до своей смерти 3 декабря 1966 года. Известен еще один практический рунолог того времени — Зигфрид Адольф Куммер (род. в 1899 г.). Групповая практика 227 В 1927 году он основал Школу «Руна» в Дрездене и сотрудничал с ариософской летней школой братьев Рихтер в Баренштайне в 1932 году. Он соединял традиции классической церемониальной магии и современной ему рунологии. Куммер, как и Марби, были осужден нацистами «за дискредитацию и осмеяние священного Арийского Наследства». В отличие от аполитичных оккультистов-рунологов, существовали и кружки специалистов, которые принимали участие в разработке символов и ритуалов СС (это становится очевидным при изучении эмблем соответствующих частей и подразделений) и были любимцами Гиммлера. ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА «ГЕРМАНСКОЙ ДУХОВНОСТИ» В конце Второй мировой войны материалистический коммунизм и не менее материалистический капитализм раздавили все ростки агрессивной «германской духовности». Все, чем занимались нацисты наряду с ведением войны и обустройством концлагерей, подверглось осуждению и негласному замалчиванию как заляпанное кровью. В первое время к этому отнесли абсолютно все, касающееся геополитического мистицизма, евгеники (которая так и не возродилась) и, конечно, германского неоязычества. Политкорректный гражданин США Эдред Торссон мягко сообщает: «Двадцатый век показал нам, что германский символизм можно применить не только в освободительных целях, но и для разрушения и порабощения. Это не имеет ничего общего с настоящей практикой Северного Пути, но при этом демонстрирует, какая заключена в нем сила». Торссон говорит об использовании неоязыческой идеологии нацистами, как упоминают о близком родственнике — мафиози-уголовнике: не называя имен, формально осуждая и втайне гордясь. 228 Галина Бедненко. Школа рун Э. Торссон, по сути, является потомком и продолжателем идеалистов-народников. Если те видели в общественном устройстве древних германцев идеал общинного «некапиталистического» общества, то Торссон видит в них идеал «американского индивидуализма»: «Древние тевтоны были свободолюбивыми индивидуалистами и ничего не имели общего с тоталитаризмом и коллективизмом». Тоталитаризма в современном смысле слова тогда действительно не существовало, но вот жизнь «свободолюбивого индивидуалиста» в древ-негерманской общине, где человек всегда принадлежал роду, семье, братству и племе
|