Студопедия — Искусство Ассирии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство Ассирии






Ассирия — мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

На первый взгляд, ассирийцы не стремились создавать новые формы, в их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек, например, зиккурат. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой.

Примером такого города может служить Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад, Ирак) — резиденция царя Саргона II (722—705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. В стене были семь проходов (ворот). В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду — крылатых быков с человеческими головами. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов. В Лувре хранится пара стражей шеду. Колоссальная статуя вырезана из цельного блока. Почти круглая голова существа, единственный человеческий элемент, имеет человеческое лицо, но уши — животного. Густые брови сходятся над четко очерченным носом, глаза существа — выразительные. Мягкий рот окаймлен курчавой бородой, которая закрывает челюсть и подбородок. Длинные волосы ниспадают на плечи, обрамляя добродушное лицо. На голове у шеду — тиара со звездами, по бокам украшенная парой рогов и увенчанная перьями. Тело, анатомия которого передана весьма точно, являет собой тело быка. Зверь, однако, имеет пять ног, таким образом, когда зритель находится спереди, кажется, что существо стоит, когда же зритель смотрит сбоку, создается впечатление, что зверь движется. От плеч у существа растут крылья хищной птицы (видно только одно крыло). Грудь, брюхо, спину и крестец покрывает густая курчавая шерсть. Хвост очень длинный и курчавится на конце. На двух панелях между задними лапами шеду высечено посвящение, перечисляющее достоинства правителя и призывающее проклятие на того, кто захочет причинить ему вред.

Позади стражей шеду во дворце в Дур-Шаррукине стояли колоссальные статуи гениев-хранителей. Одна из них хранится в Лувре. Фигура крылатого гения показана анфас до талии и в профиль — ниже талии. Гений держит сосновую шишку в правой руке и небольшой металлический сосуд (ситулу) — в левой. Голова, обрамленная курчавой бородой, увенчана тиарой с двумя парами рогов. Поверх короткой туники наброшена накидка с бахромой, покрывающая правое плечо и левую ногу. Две пары крыльев, растущих из спины, располагаются строго симметрично относительно тела гения. Его руки и запястья украшены кольцами и браслетами. Гений обут в сандалии, закрывающие пятки. Гении, изображаемые в виде быков с человеческими головами, людей с птичьими головами, а также крылатых людей — составляют важную часть ассирийской мифологии. Они обладают сверхчеловеческими возможностями, однако не являются божествами, хотя иногда (как в данном случае) имеют те или иные божественные атрибуты (тиара с рогами). Гении во дворце в Дур-Шаррукине выполняли не только охранную функцию (охраняли городские ворота и стены), но также благословляли всех проходящих мимо.

В центральном проходе дворца в Дур-Шаррукине, помимо пары быков-шеду, было еще четыре быка, вдоль стены, с головами, повернутыми к визитеру. Между каждой парой быков стоял укротитель львов. Один из них в настоящее время находится в Лувре. Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее — шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя. Голова героя почти отделена от массива камня, волосы и борода подстрижены «по-царски». На запястье у него браслет с розеткой. Дух укротителя львов, часто идентифицируемый с героем Гильгамешем, полулегендарным правителем Урука, вероятно, символизирует безграничность царской власти: герой без малейших усилий укрощает страшного зверя. Непоколебимая сила героя олицетворяет магическую власть.

Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к IX в. до н. э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883—859 гг. до н. э.) в Кальху (совр. Нимруд, Ирак). Дворец украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека. Для воплощения этой идеи скульпторы использовали три группы сюжетов: война (Ревизия пленных и добычи), охота (Ашшурнасирапал II во время охоты на львов) и торжественное шествие с принесением дани (Ашшурнасирапал II с оруженосцем, Торжественная процессия с данью). Важным элементом изображения является текст: убористые строчки клинописи порой идут прямо по изображению. Рельефы изобилуют персонажами и повествовательными подробностями. Фигуры людей выполнены в условном, обобщенном стиле, тогда как облик животных передается близко к натуре. Иногда мастера прибегают к намеренному искажению пропорций, тем самым подчеркивая драматизм ситуации: например, в сценах охоты лев мог быть крупнее лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть торса, ноги и одно плечо — в профиль, другое плечо — анфас. Тщательно прорабатывались мельчайшие детали — завитки волос, складки одежды, мускулы. Рельефы раскрашивали; возможно, первоначально они напоминали настенную живопись. Комплекс рельефов дворца Ашшурнасирапала II стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры.

Типичным примером провинциального искусства Ассирийской империи в период ее расцвета является Стела с богиней Иштар, открытая в 1929 г. во время раскопок, проводившихся в Телль Асмаре (древн. Тиль Барсиб) археологической миссией Лувра.. Иштар, один из излюбленных персонажей в искусстве древней Передней Азии, почиталась как богиня любви и войны. Необычным для столь монументального памятника является изображение Иштар в виде богини-воительницы, что более характерно для цилиндрических печатей. Иштар изображена стоящей на спине льва (лев — анималистическая форма самой богини). Левой рукой богиня держит льва на поводке. Над ее головой изображен священный нимб, на боку у нее висит меч, за спиной — два колчана со стрелами. На голове у Иштар — рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера. Из-за двойственной роли, которую играла богиня Иштар в месопотамской мифологии, ей поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой.

Наиболее известным произведением ассирийской скульптуры считается ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.). С поразительным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы, изображающие сцены охоты (Раненая львица, Охота на оленей), военные триумфы (Ашшурбанипал на колеснице и эламские пленные), ритуальные пиршества (Пир в саду). В отличие от аналогичных изображений из Кальху с их торжественным и несколько замедленным действием здесь все находится в стремительном движении, увеличение свободного пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт, охвативший всех участников сцены. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что прежде всего относится к изображению животных: их облик анатомически точен, позы естественны и выразительны, а агония умирающих львов передана с исключительным правдоподобием и яркостью.

Ассирийцы практиковали декорацию в виде барельефов, но почти не использовали обособленную скульптуру. Изображение на барельефах в большей степени отвечало их воинственному духу, т.к. позволяло увековечить собственные победы в военных походах. Редкие сохранившиеся фигуры ассирийских монархов не обладают индивидуальностью и сводятся к цилиндрическим формам, в которых выделяются детали одежды и царских эмблем, как видно на примере статуи царя Ашшурнасирапала II. Ни одна черта не выступает из цилиндрической структуры этой статуи, представляющей сплошную неподвижность и культовость. Фигуру покрывает туника, доходящая до ступней и полностью скрывающая тело. Голова, со своей стороны, также характеризуется симметрией бороды и волос, которые ниспадают по обе стороны невозмутимого лица.

В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники — Мидия и Вавилония. В 612 г. до н. э. была разрушена столица Ассирии Ниневия, в 605 г. до н. э. в битве под Каркемишем погибли остатки ассирийской армии. В искусстве древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание. В частности, они оказали сильное влияние на скульптуру Древнего Ирана.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия