Студопедия — Введение. Предисловие к русскому изданию
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Предисловие к русскому изданию






Предисловие к русскому изданию


 


Жан-Мари Робин — клинический психолог, гештальт-терапевт, один из создателей Европейской Ассоциации Ге-штальт-терапии. В разное время был президентом ЕАГТ, директором Французского Гештальт Института, редак­тором и издателем французского журнала «Гештальт» и «Гештальт-тетради». Жан-Мари Робин — автор книг «Ге-штальт-терапия», «Формы гештальта», «Раскрывающее­ся Я», «Быть в присутствие другого» переведенных на ис­панский, английский и русский языки, преподаватель ге-штальт-терапии в разных странах обоих полушарий, в том числе в России и на Украине.

ISBN 978-5-88230-233-6

© RobineJ.-M.,2004.

О Оформление, Институт Общегуманитарных Исследова­ний, 2008.


Больше полувека назад Перлз и Гудмен своей кни­гой «Gestalt Therapy, Excitment and Growth in the Human Personality» произвели существенный пово­рот, который ставит их в самый центр рефлексии се­годняшнего дня: они сдвинули с места понятие self, лишили места, децентрализовали и наделили его вре­менем. В рамках «современного» подхода, изрядно солипсического, индивидуальное «Я» было признано в качестве единственной реальности, и психика была одним из главных аспектов. Опираясь на самый прос­той первичный факт, состоящий в том, что челове­ческая функция существует только в контакте со сре­дой, сказанные авторы придают структуру новаторс­кому ходу мысли и практике в прямой связи с этой ес­тественной концепцией человеческого естества.

Понятие self в те времена еще не совсем вошло в словарь психоанализа и психотерапии. Оно узна­ло свои часы славы, лишь когда такие авторы, как Winnicott или Kohut сделали его известным. Когда его


6 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого


пускали в ход, то сводили к некоторым отдельным ас­пектам и делали некоей более или менее стабильной сущностью. Зачастую так обстоит дело и сегодня. В гештальт-терапии то, что мы называем self, существу­ет только там и тогда, где и когда есть контакт. Self не существовал заранее, не обнаружился, не проявил­ся, не выразился в контакте. Self и есть контакт. Он сложенное и раскрытое. Движение. Он приведение в действие сил творческого приспособления, которые действуют на границе контакта организм/среда. В этом поле, определяемом как «организм и его среда», функция- self обозначает внутренние движения поля, движения интеграции и дифференциации, унифика­ции и индивидуализации, действия и трансформации и т. д. Чтобы иметь возможность расти и развиваться, организм должен встречаться с новым, отличающим­ся, не-Я. Он выстраивает его в фигуру, то есть выстра­ивает гештальт — и в производстве контакта, который он таким образом производит, на волне возбуждения, которое сопровождает такое «формирование формы», отсылается к той перманентной индивидуализации, тому различению себя и мира, которое идет непре­рывно. Этот процесс называется self. «Self— лишь не­большой фактор в целостном взаимодействии орга­низм/среда, но он играет ключевую роль, которая со­стоит в создании и развертывании значений, благода­ря которым мы можем развиваться», — писали Перлз и Гудмен.

Эти тезисы, составляющие суть теории и практики гештальт-терапии, являются центральной темой моих работ, прежде собранных в книге, которая озаглавле­на «Unfolding Self». Делокализация self как внутрипси-хической инстанции и его новое позиционирование в качестве феномена поля, введеное Перлзом и Гудме-ном, может вызвать немалое удивление своим проро-


ческим характером по отношению к трудам множес­тва философов, социологов, психологов и эссеистов второй половины XX и начала XXI века. Вниматель­ный читатель, конечно, смог заметить в их книге оп­ределенные колебания между традиционной концеп­цией self-Я, которую некоторые авторы позднее на­звали «Я-объект», и новаторской концепцией, набро­сок которой они дали, а вместе с ней — новую пага-дигму, которая будет развернута некоторыми мысли­телями постмодернизма, социального конструкци-онизма, интерсубъективного психоанализа и других философов, занятых проблемой идентичности. Из­рядное число их будущих идей и гипотез присутствует там в форме зачатков.

Потому так важно, чтобы основополагающий труд гештальт-терапии был продолжен и, насколько это возможно, развит в соответствии с имплицитными и эксплицитными принципами, которые легли в его ос­нование. Я с опозданием узнал то, о чем раньше дога­дывался, а именно то, что Исадор Фром, мой учитель в области гештальт-терапии и долгое время послед­ний представитель кружка отцов-основателей, ожи­дал от меня (и, возможно, от кого-то другого) твор­ческого продолжения начатого. Это труд, который я взял на себя четверть века назад. Читатель найдет в этой книге последние шаги этого поиска — вместе с его первыми шагами, повторами, скачками, сомне­ниями и топтанием на месте, страхами и эмоциями.

Когда границы Советского Союза открылись и за­рождающееся московское гештальтистское сооб­щество пригласило меня для дополнения образова­ния, которое они стали получать несколькими года­ми раньше, я узнал в них свой прошлый жизненный путь: сначала встреча с гештальт-терапией в практи­ке и переживаемом опыте, потом неудовлетворитель-


8


Жан-Мари Робин


 


ные — ибо недостаточные — элементы теории, нако­нец, открытие подлинного стержня нашего подхода в его фундаментальных понятиях.

Сегодня это самое сообщество, которое я имел удо­вольствие и честь сопровождать 15 лет, благодаря этой книге и нашим семинарам получает возможность поз­накомиться с самыми свежими из моих работ. Мне остается пожелать, чтобы русские коллеги и отныне друзья не остановились на этом, а сумели в свою оче­редь продолжить труд, начатый нашими основателя­ми, и сделать новый шаг вперед, чем они смогут обо­гатить гештальтистское сообщество.


 

Предисловие


 


Жан-Мари Робин


Издание книги Жана-Мари Робина на русском языке — событие большое и долгожданное. И не толь­ко потому, что Жан-Мари был тем человеком, кото­рый подготовил первое поколение российских ге-штальт-терапевтов и преподавателей гештальт-те-рапии, откликнувшись в 1992 году на приглашение Московского Гештальт Института приезжать в Мос­кву и вести образовательную программу «Совершенс­твование в гештальт-терапии», что он делал в течение трех лет и с тех пор продолжает приезжать и делить­ся своими всегда немного новыми размышлениями, и поэтому его книга будет очень интересна многочис­ленным участникам его семинаров. И не только пото­му, что Жан-Мари является одним из наиболее глубо­ких и интересных современных гештальт-терапевтов, практикующих гештальт-терапию, и развивающих теорию и методологию гештальт-терапии, и идеи, из­ложенные в книге, будут полезны преподавателям ге­штальт-терапии, психотерапевтам, размышляющим о своей работе, ищущим новые творческие ресурсы для своего роста.



Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого Ц


 


И даже не только потому, что Жан-Мари очень обаятельный, остроумный и глубокий человек, и пуб­ликацией этой книги мы надеемся выразить хотя бы частично наши признательность и восхищение.

Все это разумеется имеет место быть, но издание этой книги очень важно и для развития гештальт-те-рапии в русскоязычном пространстве.

Гештальт-терапия долгое время была в значитель­ной мере представлена лозунгами и принципами в которых в сильно упрощенном виде давались основ­ные идеи Ф.Перлза, так, как они были восприняты его последователями, свидетелями его демонстраци­онных сессий. Можно было даже подумать, что ге­штальт-терапия сродни искусству волшебника, чьи секреты нельзя передать словами. Просто — крибле-крабле-бумс! — и симптом пропал, страдание ушло, человек все осознал и пошел себе счастливый и со сво­бодной душой. И все это можно только прочувство­вать и нечего даже пытаться теоретизировать по это­му поводу. Но за этими изящными эффектами сто­ит глубокая научная психологическая и философская теория, начатая еще Куртом Гольдштейном и Кур­том Левиным, продолженная Полом Гудменом. Тео­рия гештальт-терапии — и это хорошо прослеживает­ся в текстах этой книги — никак не является догмой или предписанием для терапевта, чем-то застывшим, завершенным. Напротив, она поддерживает способ­ность терапевта сомневаться и быть внимательным к изменчивости и мимолетности сиюминутности собы­тий, замечать возникающую новизну, поддержива­ющую рост терапевта и клиента.

В основе теории гештальт-терапии лежит пред­ставление о контакте как основном событии опыта, происходящем на границе между Я не-Я, событи­ях, происходящих в поле «организм/среда», контак-


те как естественном способе саморегуляции человека в его жизненном пространстве и необходимом усло­вии роста. Контакт рассматривается как элементар­ная частица, как единица опыта, простейшая и пер­вичная форма существования психического, которую невозможно зафиксировать, но возможно исследо­вать, наблюдать, описывать, с которой возможно эк­спериментировать, анализировать и использовать как инструмент в психотерапевтической работе.

Теория гештальт-терапии 50-70 годов в большей степени описывала индивидуальный процесс челове­ка, современная теория гештальт-терапии рассмат­ривает события контакта в поле, объединяя процесс клиента и процесс терапевта в едином пространстве. В таком случае психотерапия рассматривается как процесс изменений не только клиента, но и терапев­та, как равноправных участников событий. Приме­нение теории поля к гештальт-терапии в 90-2000 годы позволило преодолеть ограничение индивидуалисти­ческого взгляда на человека и на невроз, по-новому увидеть человека в единстве с его ситуацией, описать взаимовлияние клиента и терапевта в ходе психотера­пии, дать новые направления для терапевтического мышления.

Развитие теории гештальт-терапии в русскоязыч­ном пространстве связано с разработкой теории лич­ности и психического развития в культурном про­странстве, теории патопсихологии, из чего выросла достаточно самобытное и глубокое направление — ди­намическая теория гештальт-терапии Хломова.

Теория гештальт-терапии позволяет психотерапев­ту обрести и сохранить максимальную устойчивость и стабильность при максимальной гибкости и чувс­твительности, быть осознанным и присутствующим в контакте, и таким образом использовать свои ресур-


12


Жан-Мари Робин


 


 


сы для поддержки осознанности и полноты присутс­твия клиента, обретения спонтанности и свободы и ответственности, раскрытия творческих потенциалов и терапевта и клиента. И это позволяет гештальт-те-рапии на практике оставаться не только научно обос­нованным, но все и немного чудесным делом.

Книга Жана-Мари - как и гештальт-терапия - от­крывает возможности для размышления, спора, несо­гласия и открытий, для встречи различных точек зре­ния на события в поле «терапевт-клиент». Надеемся, что чтение этой книги поддержит развитие собствен­ных теорий гештальт-терапии и подарит новые идеи для работы.


Введение

Блистательные инновации гештальт-терапии — от­каз от фрейдистского бессознательного в пользу хо­листической концепции человека, которая сори­ентирована в рамках категории поля; переориента­ция практики работы с клиентом с археологическо­го исследования причинности на творческую импро­визацию в момент самой терапевтической сессии — принадлежат временам пятидесятилетней давнос­ти. В дальнейшем они не получили столь же блестя­щей разработки и развития. Возможно, продолжате­ли большинства интеллектуальных и культурных дви­жений по своему творческому потенциалу редко при­ближаются к их основателям. Вместе с тем число ге-штальт-терапевтов неизменно растет, хотя движение продолжается главным образом по боковым линиям. Институты, готовящие гештальт-терапевтов, сущест­вуют во многих странах мира на многих континентах. Некоторые из них процветают, но большинство вы­нуждено бороться за выживание. Издается все боль­ше журналов и собирается все больше конгрессов по гештальт-терапии. Тем не менее, среди гештальт-те­рапевтов есть лишь небольшое число преподавателей, мыслителей, авторов, которые сумели пойти дальше


 


14


Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого


15


 


по пути, проложенному во времена, когда эта вели­колепная теория и практика сошла на землю. В ряду этих немногих Жан-Мари Робин (который живет во Франции в Бордо, но в качестве кочующего терапевта преподает по всему миру, словно исполняет некую не­отложную миссию) предстает одной из самых значи­тельных и творческих фигур на современной сцене.

Особенный талант Робина-теоретика заключается в той чувствительности, которая легко переходит от способности философа рассуждать в строгих терми­нах к способности клинициста очаровываться нюан­сами переживания и поведения. В анналах психоло­гической теории чувствительность такого рода встре­чается нечасто. Уильям Джеймс (он не был терапев­том, но у него был наметанный глаз и интуиция хоро­шего клинициста), сам Фрейд, Медард Босс, Ван Ден Берг, Эрвин Страус, а также такой особенный мысли­тель, как Жак Лакан, — вот имена, которые приходят мне на ум. Рассудочность философа и чуткость тера­певта, сотканные вместе, кажутся мне идеальным со­четанием талантов необходимых тому, кто разраба­тывает новую психологическую теорию. В этой связи стоит вспомнить, что до конца XIX века психология рассматривалась как отрасль философии. Но с мо­мента появления психотерапии она оказалась захва­чена новым социальным движением — волной про­фессиональной специализации. Психотерапия и пси­хологическая теория подпали под власть определен­ных воззрений на медицину. Вместе с тем гештальт-терапия — по крайней мере в начале своей истории — сохраняла тесную связь с философией. Опыт чтения первых глав тома, написанного Гудменом для кни­ги «Гештальт-терапия» (авторы Перлз, Хефферлин, Гудмен), скорее напоминает знакомство с очередной книгой Джеймса, Бергсона или Мерло-Потни, неже-


ли чтение учебника, излагающего конвенциональное описание психологии, или монографии по психоана­лизу (дальше по ходу книги тон и стиль несколько ме­няются, когда влияние эго-психологии делается бо­лее весомым).

Затем с гештальт-терапией вообще происходит не­что странное. Оставив в Нью Йорке своих коллег, бо­лее склонных к литературе и философии (включая жену Лору, Пола Гудмена и Изадора Фрома), Фреде­рик Перлз перебрался в Калифорнию, где в 1960-х го­дах под его харизматическим руководством гештальт-терапия приобретает черты духовного движения. В такой форме гештальт-терапия переживает пик попу­лярности. Это можно назвать периодом «вульгарной гештальт-терапии», ибо она походила на изначальные идеи Перлза и Гудмена не больше, чем «вульгарный марксизм» походит на то, что было написано самим Карлом Марксом. «Примите на себя ответственность за ваши чувства», «Я это я, а ты это ты», — провозг­лашала эта версия гештальт-терапии. Слоганы были звучными, но поспешными и редукционистскими. Они плохо ориентировали практика на кропотливую, сложную, созерцательную работу, которая состоит в том, чтобы сопровождать другого в его проблемах и с его неиспользуемыми возможностями. Это стало не­счастьем не только для гештальт-терапии, но поме­шало психотерапии в целом.

Идеи, с которыми выступили Перлз, Хефферлин и Гудмен, по большей части потерялись в том энту­зиазме, который американцы проявили в отношении быстродействующих «shoots», хотя сам Перлз, в кон­це концов, предостерегал против этого, а большинс­тво клиницистов, позиционирующих себя вне непос­редственных кругов гештальт-терапии, относились к


16 Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого 17


 


этому с полным презрением. Это несчастье продол­жается до наших дней.

Робин всегда был глубоко интегрирован в ге-штальт-терапию, но сама природа его включеннос­ти с необходимостью влекла его в направлении, кото­рое было принципиально отлично от гештальт-тера-пии 60-х годов. Перед нами радикальный мыслитель в лучшем смысле слова. Я говорю о радикализме тако­го рода, который открывает новые горизонты, доби­раясь до корня проблемы (что и есть подлинное зна­чение слова «радикальный»1). Мы склонны думать, что радикалы — это люди, настолько эволюциониро­вавшие влево, что они порывают связь с традицион­ной политикой и культурой и оказываются вне игры. В действительности, лучшие радикалы стоят на сто­роне консерваторов. Они могут смотреть на сущест­вующие институты как бюрократическое извраще­ние уважаемых традиций, например, традиции сво­боды или традиции стремления к совершенству. От­правным пунктом радикализма Робина необходимо считать его возвращение к основополагающему текс­ту Перлза, Хефферлина и Гудмена, прочесанному Ро­бином вдоль и поперек, а также мыслителям, повли­явшим на Перлза и Гудмена, как-то Отто Ранк, Курт Левин, Джон Дьюи. В этом поиске Робин больше все­го напоминает Жака Лакана и его знаменитое возвра­щение к Фрейду. Лакан пытался расчистить наплас­тования поверхностных и посредственных интерпре­таций, загромождающие тексты Фрейда, чтобы отыс­кать их подлинные основания. Робин совершает не­что подобное в отношении Гудмена. В результате от­крываются радикально новые возможности. На пер­вый план выходят вещи, которые не принимались в

1 Позднелат. radicalis от лат. radix, «корень», — прим. пер.


расчет или не были известны нескольким поколени­ям последователей.

Новизна идей Робина отчасти связана с тем, что его возвращение назад не является простым возвращени­ем в прошлое. В своих теоретических текстах Робин неизменно мерит принципы Перлза, Хефферлина и Гудмена аршином своего характера и тех изменений, которые произошли в западной культуре со времени появления их книги. Здесь существенно то, что Ро­бин является французом. Во второй половине минув­шего столетия философия и искусство сделали кру­той вираж, перейдя от эпохи современности к тому, что известно как «постмодернизм». Если говорить об интеллектуальных сферах, имеющих наибольшее от­ношение к психологии и психотерапии, этот вираж переместил центр тяжести из Германии и Соединен­ных Штатов, где доминировало влияние Фрейда, Гус­серля, Хайдеггера, Бубера и Левина, а также их аме­риканских эквивалентов таких, как Джеймс и Дьюи (я называю только тех, с кем гештальт-терапия свя­зана наиболее тесно), во Францию, где Лакан, Мер-ло-Понти, Левинас, Деррида и Делез переформули­ровали в новые парадигмы то, чему они научились от своих немецких предшественников. Робин пропустил гештальт-терапию через фильтр мысли тех и других, вернувшись к тем, кто повлиял на Перлза и Гудмена, и одновременно пойдя дальше за своими соотечест­венниками самого последнего времени (кроме Лака­на, к которому Робин не проявляет интереса).

Что может принести гештальт-терапии запутанная современная философия? Не усложнит ли это жизнь гештальт-терапевта? Наверное, это так. Однако пре­вратности человеческого существования сами по себе неуловимы и трудны для понимания. Расхожая тен­денция в терапии состоит в их редукции к детерми-


IS Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого 19


 


низмам, как поступают те, кто утверждает, что душев­ная болезнь — сплошная биология, детская травма или плохая среда. Такие психотерапевты уходят от слож­ного и творческого характера нашей психической жизни. Очень важно обратить внимание на этот мо­мент. Фрейд вдохновлялся образом Сократа и древ­ней философской традицией познания самого себя. Его концепция облегчения ментального страдания предполагает дисциплину исследования себя в при­сутствии кого-то, кто слушает и интерпретирует с со­чувствием и знанием дела. В этом долгое время состо­яла культурно господствующая концепция психотера­пии. Но и в наши дни она играет роль в борьбе с ме-дикализацией и рационализацией здравохранения, ко­торые повсюду затрагивают также и терапевтическую практику. Сократический подход находится под угро­зой исчезновения; по крайней мере так обстоит дело в лечебных учреждениях. Сохранять сократическую тра­дицию означает способствовать тому, чтобы философ­ские исследования имели столько же влияния на пси­хотерапию, сколько имеют исследования в области психологии и неврологии. Я думаю, Робин согласится со мной, если я скажу, что лучшая психотерапия есть в некотором роде прикладная философия.

Как я уже сказал, гештальт-терапия весьма пред­расположена к философии. Гештальт-терапия подчи­нила то, что она взяла из психоанализа, не только ге­штальт-психологии, но и феноменологическим и эк­зистенциалистским концептам и добавила к этой сме­си изрядную дозу философии американского прагма­тизма. Это произвело на свет практику особого рода. Психотерапевт внимательно наблюдает, он использу­ет саму терапевтическую сессию как место действия: он использует способ, которым пациенты придают свои собственные стили специфического выражения


(включая сюда симптомы) своему опыту пережива­ния как себя самих, так и своего мира; если быть бо­лее точным — опыт переживания самих себя в своем мире. Большинство гештальт-терапевтов привержены этому принципу на практике. Но теория гештальт-те-рапии по большей части не осталась на высоте поло­жения. Литература по гештальт-терапии после Перл-за, Хефферлина и Гудмена, в частности написанная по-английски, пестрит ссылками на «феноменоло­гию пациента» или «наш феноменологический под­ход», словно можно поручиться за то, что все знают, как эти выражения следует понимать. Как можно рас­пространять некую идею на новые сферы, если рас­сматривать ее как нечто само собой разумеющееся и притом весьма поверхностно? Если ссылаться на фи­лософию на уровне теории, надо принять всерьез то, что написали философы, о которых идет речь. Но у Робина, который привнес в теорию гештальт-терапии свои энциклопедические познания в области фено­менологической и экзистенциалистской философии, в этом деле немного соратников!

Заимствования, которые Робин производит в фи­лософии, помимо всего прочего, подкрепляют при­нцип — некоторым он представляется теперь вышед­шим из моды, — согласно которому осознание вы­ступает предварительным условием терапевтическо­го изменения. Идея познания самого себя, фунда­мент сократической традиции, разумеется, является и всегда была фундаментальной для психоаналити­ческой традиции, в соответствии с которой познание себя и составляет лечение. Традиционно идея при­нималась как инструмент осуществления интроспек­тивного исследования, путешествия внутрь себя. Но Робин, развивая некоторые положения гештальт-те­рапии, кардинально меняет точку зрения. Психоана-



Жан-Мари Робин


быть в присутствии другого


21


 


лиз был изначально нацелен на понимание внутрен­ней жизни отдельного пациента с ее неосознанными конфликтами, блокированными инстинктивными импульсами и защитными механизмами. В последнее время психоаналитическая теория и практика при­близились к теории гештальт-терапии пятидесяти­летней давности (не желая, впрочем, признавать сво­их предшественников), ставя в центр своего интереса отношение и межличностные аспекты человеческо­го поведения. Робин, однако, находит в сочинениях Гудмена такие темы, которые влекут его к тому, что­бы продвинуть гештальт-терапию значительно даль­ше, а именно речь заходит о фазе конструирования опыта, которая предшествует реляционным и интер­субъективным планам рассмотрения. Хотя реляцион­ные и интерсубъективные варианты психоаналити­ческой терапии в разной степени переносят внима­ние с внутренней жизни пациента на отношение па­циента и терапевта, они выдвигают гипотезу, что это отношение имеет место между уже индивидуализиро­ванными selfs, которые трактуются так, как если бы они напоминали готовые изделия.

Робин выдвигает совсем другое предположение. Он никогда не был чересчур озабочен готовыми про­дуктами в области психологии. В его последних рабо­тах собственно теория и практика не связаны гото­вым мнением о индивидуализированных selfs или ус­тановленных ролях. Но если не self индивида и не ре­ляционное и интерсубъективное self выступает пред­метом психологии, то что тогда? И что это может оз­начать для практики психотерапии? Основу ответа на эти вопросы можно найти уже в первых работах Пер-лза, Хефферлина и Гудмена. В частности, Гудмен пи­шет: «Мы говорим об организме, который контакти­рует со средой, но контакт и есть первая, самая про-


стая реальность»2. Другими словами, сам «контакт», который определяется как продолжающееся, актив­ное, изменчивое отношение организма и среды, яв­ляется основным предметом психологии. Это означа­ет, что психологический опыт локализуется не внутри личности в качестве комбинации импульсов и мен­тальных представлений о внешнем мире и не во взаи­модействии субъективного self и объективного мира, а в активных контактах лица и мира, в который лицо уже интегрировано, т. е. речь идет о контакте, в кото­ром каждый элемент придает форму другому и ничего нельзя отделить от другого без серьезного обеднения опыта и утраты смысла.

Робин начал обдумывать и разрабатывать эти идеи в одном из своих ранних очерков «Контакт, первый опыт» (1990 г.), который опубликован в его предыду­щей книге. Он хорошо дает понять, что для гештальт-терапии контакт — подлинный акт встречи — пред­шествует всему, что может быть понято как отноше­ние (определять ли отношение в терминах отноше­ний объекта или с точки зрения экзистенции и диало­га, т. е. как нечто межличностное). Если вхождение в контакт — первый феномен ментальной жизни чело­века, то сама эта деятельность должна привлечь вни­мание психологической теории и практики психо­терапии. Отмечая это, Робин подчеркивает разрыв с разработкой этой темы в психологии, произведенный гештальт-терапией полвека назад. Данный разрыв од­новременно прост и предельно радикален.

Если Робин в своей теории ставит на первое мес­то контакт, то тогда какую роль в гештальт-терапии должно играть понятие self? Существенно установить различие — в особенности, для англоязычных читате­лей — между тем, что Робин понимает под self, и тем,

2 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Gestalt-therapie. 2001, p. 49.


22 Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого 23


 


что обычно под этим подразумевают, а также разо­браться, почему Робин говорит о «self в развертыва­нии». Понятие self долгое время было центральным пунктом англо-американской психологической тео­рии; self описывали так, словно self разделяет свои ха­рактеристики с материальными объектами, существу­ющими в пространстве (но позволительно спросить, в каком пространстве существует self?). Self, таким об­разом, наделяется по меньшей мере спорной приро­дой, иллюзорной устойчивостью, словно это вещь, которую терапевт может четко себе представить, за­тем исследовать, диагностировать и лечить, а паци­ент — оценить, реализовать, сделать подлинным.

Такие объективирующие представления о self воз­никают из картезианского разделения существования на закрытые индивидуальные сознания, которые пы­таются управлять миром материальных объектов. В западных культурах это разделение использовалось уже протестантскими теологами, в частности кальви­нистами и пуританами, которые отдавали предпочте­ние взгляду внутрь себя (самонаблюдению, «экзамену совести») и наказывали тело. Вне религии это развил позитивизм XIX века. В пост-фрейдистских школах психоанализа в Англии и Америке распространились понятия «подлинного self», «ложного self» и другие определения «ядра self» (core-self). И даже гуманисти­ческие направления в психологии середины прошло­го столетия сделали своей целью развертывание self (самореализацию или самоосуществление).

В своем понимании гештальт-терапии в 1960-е годы Перлз по большей части присоединялся к такой индивидуалистской и пространственной концепции self. Она лежит в основе его понимания слоев ложно­го self, обволакивающих подлинный и подавленный self, который остается вызвать к жизни, а также в ос-


нове его концептов «собака сверху» и «собака снизу», которые, похоже, являются переводом в духе поп-арта интернализаций и идентификаций теории объ­ектных отношений. Но в текстах Гудмена появляет­ся нечто совсем иное. В первой части теоретическо­го тома Перлза, Хефферлина и Гудмена self определя­ется через движение от внутреннего к внешнему (как это имеет место в психодинамических теориях) и не от внешнего к внутреннему (как в бихевиоризме), а как эстетическая деятельность: эта деятельность со­стоит в придании формы опыту в том самом пункте, где производит встреча человека и того, что его окру­жает. Эта захватывающая мысль подразумевает опре­деление self скорее в качестве процесса, совершающе­гося во времени, нежели в качестве квази-пространс-твенной сущности, и является другим радикальным разрывом (даже если это был разрыв такого рода, на чем сам Гудмен вовсе не настаивал) с господствую­щей западной традицией. Отправляясь от такого по­нимания self как процесса, протекающего во време­ни, Робин и определяет ведущее направление своей теоретической работы.

Робин не отбрасывает психологические понятия и другие структурные подходы к психике. Как известно, они значительно обогатили наше понимание челове­ческого функционирования. Тем не менее Робин не согласен рассматривать self как нечто существующее в некоем внутреннем психическом пространстве. Ему интересно знать, что будет, если теоретик последует за Гудменом в его описании self как инстанции сози­дания форм, которая сама меняется по форме, поме­щаясь там, где организм и среда обоюдно и непрерыв­но включаются в изменчивые взаимодействия. При­ходя, таким образом, в движение на этой кромке вза­имодействия, self и то, что его окружает, имеют тен-


24


Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого 25


 


денцию исходить одно из другого и растворяться одно в другом. То же, что остается, — это поток, река одно­моментных и преходящих форм, в которых различия между «я» и «другим», внутренним и внешним в кон­це концов исчезают — или остаются разве что оборо­тами речи. В концепции Робина self может быть толь­ко мимолетным, схватываемым частично, чем-то, что можно описать лиш глаголом, но не существитель­ным. Для него self в гораздо большей мере состоит из протекания во времени, нежели чего бы то ни было, похожего на пространство.

Акцент, сделанный на темпоральности, подразу­мевает не то, что опыт будто бы лишен структуры, а то, что опыт состоит в изменчивой структуре и в дви­жении. «Гештальт-терапия, — пишет он, — в гораздо большей мере происходит из культуры глагола или наречия, чем из культуры существительного. То, что нас интересует, является не зафиксированными фор­мами... [здесь он цитирует Лору Перлз], а формами в движении, формированием форм». Self у Робина ско­рее напоминает элементарную частицу в физике, ко­торую нельзя уловить, потому что в момент, когда вы ее воспринимаете и стараетесь назвать, она уже изме­нилась или уже исчезла. Даже глаголы и наречия не могут передать self в полной мере. В случае с элемен­тарными частицами у вас есть впечатление, что они были, лишь благодаря следу, который они оставили за собой, или потому что это предполагают ваши расче­ты. В случае с self то, что остается, есть форма опыта. Они могут застыть в пространстве. Художник рисует, и после него остаются картины, на которые мы мо­жем взглянуть. Но он сам уже в другом месте, он про­должает рисовать.

Можно заметить, как часто в этом разговоре мель­кает слово «форма». В самом деле, это слово появля-


ется на всем протяжении творчества Робина. Иссле­дование опыта у Робина, как во всякой правильно ус­военной гештальт-терапии, всегда требовало особо­го внимания к тому, каким образом опыт создан, и, следовательно, к формам, которые придаются опыту в самом акте опыта («форма» одно из значений сло­ва «гештальт»). Создание форм также является одной из главных задач художников. Потому не столь уди­вительно, как это может показаться на первый взгляд, что самый ранний из очерков Робина, опубликован­ных в его предыдущей книге, озаглавлен «Эстетика психотерапии» (1984) и рассматривает гештальт-те-рапию через призму критериев, которые обычно при­лагаются к произведениям искусства, вопреки психо­логической теории, которая традиционно стремится быть научной практикой.

Можно сказать, что для терапевта эстетическая за­дача заключается в исследовании того, что происхо­дит, когда люди, плохо справляясь с проблемами, ос­танавливают поток своего опыта и тем самым пред­ставляют свою жизнь в свете ее ограниченных воз­можностей (временами даже строго ограниченных). На языке гештальт-терапии это называется «фикси­рованный гештальт»; в эстетических терминах это — навязываемые опыту стереотипы, которые его стес­няют и ведут к плохим и негодным конфигурациям. Таким именно образом гештальт-терапевт вступает в область психопатологии. В самой психологической теории Робин усматривает также другую опасную на­клонность: подмену имени или понятия тем, что это имя или это понятие в какой-то момент неточно об­наруживают. Его теория по большей части сориенти­рована в этом направлении. В глазах Робина худшим злом является построение теории на основе имен су­ществительных, а затем претензии на то, что эта тео-


26 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 27


рия «истинна» и дает описание «реальности». Подоб­ные теории не дают терапевту идей, способных по­вести его за собой и поддержать его творческие спо­собности, а вынуждают оперировать терапевтически­ми формулами, сводящими дело к тайнам бытия па­циента.

Очерки, составившие эту книгу, последователь­но освещают каждую из граней гештальт-терапии с оригинальных точек зрения. Хотя в своей книге Ро­бин демонстрирует любовь к философии, в ней так­же находится место для его собственных размышле­ний и примеров, взятых из индивидуальной и груп­повой терапии, так что по ее прочтении остается впе­чатление тесной связи его развития как теоретика и его опыта как терапевта. Один из аспектов этой свя­зи, в частности, заслуживает более развернутого ана­лиза, поскольку Робин пришел к формулировке, ко­торую можно считать его самым значительным вкла­дом в связь теории и практики гештальт-терапии.

Особенность терапевтического подхода Робина со­стоит в том, что по возможности не нужно опирать­ся на готовые идеи, и нужно воспринимать все, что может произойти. По мере появления фигур, форм, схем, ролей терапевт и пациент могут скрупулезно ис­следовать, как эти конфигурации, на деле, возникают в процессе совместной терапевтической сессии. На языке постмодернизма можно сказать, что это метод экспериментальной деконструкции. Саму терапевти­ческую сессию Робин рассматривает как своего рода конструкт, временное устройство в поле возможного, из которого может создаться бесконечное множест­во конструктов. Целью является рост осознания воз­можностей (в особенности той, которую привносит пациент, и которая обычно является фиксированной и симптоматичной) в непрерывном течении опыта по


мере его формирования. Из этой выигрышной пози­ции теоретик может вести исследования, а терапевт наблюдать, как пациент и терапевт, вступая в актив­ное взаимодействие и образуя целое, наделяют струк­турой и смыслом данную ситуацию. Слово «ситуа­ция» Робин заимствует у Гудмена, а Гудмен воспри­нял его от Джона Дьюи. Применительно к терапев­тической сессии ситуацию можно описать как ком­нату, в которой два человека,







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.054 сек.) русская версия | украинская версия