Методы адресации. В машинах с регистрами общего назначения метод (или режим) адресации объектов, с которыми манипулирует команда
В машинах с регистрами общего назначения метод (или режим) адресации объектов, с которыми манипулирует команда, может задавать константу, регистр или ячейку памяти. Для обращения к ячейке памяти процессор прежде всего должен вычислить действительный или эффективный адрес памяти, который определяется заданным в команде методом адресации. Система команд 32-разрядных процессоров предусматривает 11 режимов адресации. При этом только в двух случаях операнды не связаны с памятью. Это операнд-содержимое регистра, которое берется из любого 8-, 16- или 32-битного регистра процессора, и непосредственный операнд (8, 16 или 32 бит), который содержится в самой команде. Остальные девять режимов так или иначе обращаются к памяти. При обращении к памяти эффективный адрес вычисляется с использованием следующих компонентов. • Смещение (Displacement или Disp) – 8-, 16- или 32-битное число, включенное в команду. • База (Base) – содержимое базового регистра. Обычно используется для указания на начало некоторого массива. • Индекс (Index) – содержимое индексного регистра. Обычно используется для выбора элемента массива. • Масштаб (Scale) – множитель (1, 2, 4 или 8), указанный в коде инструкции. Этот элемент используется для указания размера элемента массива, доступен только при 32-битной адресации. Эффективный адрес вычисляется по формуле: EA=Base + Index Scale + Disp. Использование сложных методов адресации позволяет существенно сократить количество команд в программе, но при этом значительно увеличивается сложность аппаратуры. Важным вопросом построения любой системы команд является оптимальное кодирование команд. Оно определяется количеством регистров и применяемых методов адресации, а также сложностью аппаратуры, необходимой для декодирования. Именно поэтому в современных RISC архитектурах используются достаточно простые методы адресации, позволяющие резко упростить декодирование команд. Более сложные и редко встречающиеся в реальных программах методы адресации реализуются с помощью дополнительных команд, что приводит к увеличению размера программного кода. Однако такое увеличение длины программы с лихвой окупается возможностью простого увеличения тактовой частоты RISC-процессоров.
|