Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НЕНАСИЛИЕ И МЕДИТАЦИЯ.





Вообще, всем людям, поскольку они являются социальными существами, импонирует ненасилие, так как именно оно гарантирует мир, который, в свою очередь, служит предпосылкой счастья. Корни насилия глубоки и широки, так что разрушить их будет весьма трудно. И, тем не менее, это возможно. Наилучший путь к этому – медитация. Прежде, чем мы рассмотрим связь между медитацией и ненасилием, необходимо установить коренную причину насилия, а также факторов, снабжающих последнее необходимой «пищей».

 

Один из наиболее важных факторов здесь – стресс. В отсутствие стресса проявления насилия невозможны. Человек, свободный от напряжения, акта насилия не совершит. Когда напряжены мускулы, ум и чувства, насилие будет вполне естественным результатом. Что же касается напряжения, то оно, по большей части, представляет собой плод умственного возбуждения. Существуют два вида стресса: один возникает вследствие высокомерия, а другой – вследствие потери, поражения. К первому типу относятся случаи стресса, возникающие на почве гнева и жадности, ко второму – случаи, возникшие на почве разочарования, поражения и бессилия. Но, каким бы ни было их происхождение, все виды напряжения генерируют насилие. Раненое эго навлекает несчастье, и то же относится к гневу и жадности. Подобным же образом, разочарование и поражение так же могут привести к насилию, как, например, в случае с большинством самоубийств.

 

Теперь, на фоне такого напряжения и стресса, полезно будет обсудить вопрос о медитации и ненасилии. Как указывалось ранее, самым сильнодействующим противоядием от стресса всех видов служит медитация. Фактически, главная цель медитации – освобождение человека от стресса. Кайотсарга (забвение нужд тела, неподвижная медитативная поза) и анупрекша (созерцание) составляют два аспекта медитации. Первое быстро устраняет мышечное напряжение, тогда как диргха-шваса-прекша (созерцание дыхания, включающее в себя медленные и полные вдохи и выдохи) полностью удаляет всякое ментальное напряжение. Помимо указанных, существуют ещё несколько родственных техник: индрия самьяма мудра (медитативная поза, развивающая контроль над чувствами), джьоти-кендра- прекша (созерцание шишковидной железы) и экатва-анупрекша (созерцание одиночества)[3], которые избавляют от специфических типов напряжения. Главное, что я хочу здесь подчеркнуть, это эффективность медитации как совершенного лекарства против все разновидностей стресса и напряжения.

 

Другой фактор, имеющий отношение к происхождению насилия, это химический дисбаланс. Так, при нарушении функционирования желез внутренней секреции, люди приобретают склонность к насилию. У каждой эндокринной железы есть определённые функции: то, что делает гипофиз, отлично от работы эпифиза, а то, что делает щитовидная железа, отлично от работы надпочечников. Гармоничное функционирование всех этих органов делает человека уравновешенным, любой же их дисбаланс приводит к дисбалансу и на психологическом уровне. Чайтанья-кендра-прекша (восприятие психических центров или эндокринной системы) служит эффективным средствам устранения такого дисбаланса. Концентрация на джьоти-кендра (эпифизе), даршана-кендра (гипофизе), вишуддхи-кендра (щитовидной железе) и теджас-кендра (области надпочечников)[4] уравновешивает секрецию гормонов соответствующих желез. Такое понимание подтверждается и современной биохимией. Таким образом, если насилие можно приписать гормональному дисбалансу, то медитация оказывается наилучшей терапией обеих.

 

Третий фактор, ответственный за склонность насилию, это дисбаланс в нади-тантре (нервной системе). Так, время от времени нам приходится сталкиваться с инцидентами немотивированного ненасилия. Когда же виновных в такого рода деяниях спрашивают, почему те сделали это, они отвечают, прибегли к насилию без каких-либо видимых причин, кроме получения удовольствия. Этот вид насилия обязан своим происхождением дисбалансу нервной системы, средством же к его исцелению служит самвритти-шваса-прекша (вдыхание через одну ноздрю и выдыхание через другую). Это требует чередующегося дыхания через обе ноздри: сначала вдох через левую и выдох через правую, а затем в обратном порядке и так далее. Хатха-йога учит о существовании двух элементов нервной системы, правый из которых называется «пингала», а левый – «ида». На медицинском языке пингала называется симпатической нервной системой. Практика самвритти-шваса-прекши ведёт к равновесию между обеими системами. Помимо того, внутреннее путешествие (т.е. путешествие сознания от нижней к верхней точке спинномозгового канала) также содействует восстановлению равновесия. Когда же все три части нервной системы – центральная, симпатическая и парасимпатическая начинают функционировать сбалансировано, склонность к насилию исчезает автоматически.

 

Другой способ подхода к данной проблеме можно выразить в терминах двух видов отношения: позитивного и негативного. Обычно в человеке преобладает последнее. Ненависть, ревность, страх и похоть – всё это симптомы негативного отношения, и все они одновременно служат факторами, содействующими возникновению насилия. Расизм, кастеизм и прочие формы дискриминации порождают насилие именно вследствие наличия в уме такого негативного отношения. Таким образом, позитивное мышление является объективной необходимостью, нейтрализующей склонность ума к взращиванию дурных чувств к другим. Медитация развивает позитивное мышление, подчёркивая важность познания Я. Самонаблюдение, анитья-анупрекша (созерцание непостоянства) и т.п. служат наилучшими средствами формирования позитивного мышления и искоренения негативных черт, т.е. четвёртого фактора, ответственного за возникновение насилия

 

Пятый элемент здесь – перенапряжение, ментальное, вокальное и физическое. Вне сомнения, занятость и напряжение весьма важны для жизни, но они должны иметь свои пределы. Современный человек, позабыв о таких границах, стал жертвой перенапряжения. А результат всё тот же – насилие. Природа предписывает баланс между работой и покоем, как ментальным, так и физическим, и между разговором и молчанием. Дисциплинированная жизнь – это избавление от ненужного напряжения тела, речи и ума. Соблюдение молчания в течение хотя бы одного часа в день было бы ценнейшим вкладом в формирование сбалансированной жизни. Подобным же образом, бессмысленная и беспрестанная работа мыслительного аппарата запросто выбивает человека из колеи, поэтому оставление ума в покое хотя бы на час в день может принести неизмеримую пользу. Дисциплина тела, речи и ума – неотъемлемые черты медитации. Практикуя все три, мы сможем весьма существенно обуздать насилие.

 

Теперь давайте посмотрим на патологию насилия. Совершение акта насилия или же склонность к нему приводит к значительным переменам в нашей физиологии. Мускулы, получая избыточное количество крови, перенапрягаются; надпочечники выбрасывают чрезмерное количество адреналина, который, поступая в кровоток, буквально накачивает организм энергией; печень выбрасывает избыточное количество сахара, что также приводит к ряду физических, психологических и химических реакций. С ростом агрессивности учащается дыхание: если нормальное количество вдохов-выдохов 10-15 в минуту, то в такой ситуации оно возрастает до 30-40. В таком состоянии человек готов к любому насилию. Медитация освобождает от перенапряжения тела и ума, что, в свою очередь, предотвращает проявления насилия. Должное понимание вышеприведённых фактов открывает путь к принятию таких мер, которые могли бы послужить наилучшими средствами сокращения преступности и насилия в обществе. В конечном счёте это может привести к тому, что отпадёт всякая необходимость в поисках решения проблем, связанных с ядерной безопасностью и войнами.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия