СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В новых экономических условиях, в которых находится современная Россия, все больше и больше молодых людей с нарушениями слуха приходит к пониманию того, что от самоопределения, уровня образованности и собственных волевых усилий напрямую стало зависеть не только их благополучие, как материальное так и психологическое, но также и вся их дальнейшая жизнь. Вуз сегодня становится не только социализирующим, но и социально адаптирующим звеном для студентов с нарушениями слуха. Социальная адаптация в условиях вуза имеет для них огромное значение. От нее в немалой степени зависит успешность обучения и интеграции студентов с нарушениями слуха в среду слышащих. И, как следствие, это позволит им наравне со своими слышащими сверстниками получить конкурентоспособное образование, и занять свое достойное место в обществе. Подходы к образованию и обучению студентов с нарушениями слуха зачастую строятся по модели обучения студентов с нормальным слухом без учета специфических психологических особенностей лиц, имеющих проблемы со слухом. Цивилизованные государства стали иначе относиться к людям с особенностями в развитии, в том числе и к глухим. Последних начали воспринимать как людей, имеющих право на самобытность, как людей, из которых вовсе не обязательно делать подобие слышащих. Меняется общественный менталитет, растет и самосознание глухих. В ряде развитых стран уже с конца семидесятых годов прошлого века все более распространенным становится восприятие глухих как культурного и лингвистического меньшинства.
В 1984 г. ЮНЕСКО сделало заявление: «...жестовый язык должен быть признан как легитимная лингвистическая система и должен иметь тот же статус, что и другие лингвистические системы». В декабре 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН согласилась с предложением своих экспертов, что «глухие и люди с серьезными нарушениями слуха должны быть признаны как лингвистические меньшинства, каждое из которых имеет особое право пользоваться своим жестовым языком в качестве первого официального языка и средства коммуникации и обучения, а также пользоваться переводческими услугами». Права лиц с ограниченными возможностями здоровья в течение длительного времени являются предметом пристального внимания Организации Объединенных Наций и отражены в ряде документов организации: «Всеобщая декларация прав человека» (1948), «Декларация о правах инвалидов» (1975), «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993), и международная Конвенция о правах инвалидов.
К нормативно-правовым актам на российском уровне, регулирующим вопросы образования инвалидов в той или иной мере, можно отнести такие как Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), Закон РФ «Об образовании» (1992), Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка воспитания и образования детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (1996), Указ Президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» (1992). Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации» устанавливает, что государство обеспечивает получение ими образования, в том числе высшего профессионального, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Такое образование инвалиды могут получить как в образовательных учреждениях общего типа, так и в специальных образовательных учреждениях. Система обучения должна быть устроена таким образом, чтобы за годы, проведенные в вузе, студенты с нарушениями слуха не только получили профессию и стали конкурентоспособными в достаточно жестких условиях рынка труда, но и могли работать в среде людей, которые будут предъявлять к ним требования как к специалистам в определенной области. Поэтому является актуальным вопрос о необходимости создания в вузе таких социально-психологических условий, чтобы процесс обучения способствовал социальной адаптации и социализации студентов с нарушениями слуха. Социальная адаптация для студентов с нарушениями слуха в условиях университетского образования должна протекать через формирование объективного позитивного отношения к этой среде со стороны слышащих, со стороны общества в целом.
В мировом сообществе по отношению к людям с нарушениями слуха в настоящее время существуют две позиции: - первая позиция проявляется в подчинении общества трудностям неслышащих людей. Сторонники этой позиции считают, что освоение речи в объеме, необходимом для самостоятельного общения и саморазвития неслышащим людям недоступно. Не стремясь активизировать языковые и, соответственно, умственные способности людей с нарушениями слуха, представители этой позиции компенсируют это комфортными условиями их жизни среди слышащих. Например, всему населению страны рекомендуется изучить жестовый язык (Скандинавские страны); при обучении ребенка в массовой школе к нему «прикрепляется» переводчик жестового языка (США и некоторые другие страны); предъявляются специальные требования к артикуляции слышащих, которые учат глухих и слабослышащих или встречаются с ними в общественных местах; существуют даже небольшие культурно-административные городки, населенные неслышащей молодежью (Галлодетский университет, США).
- вторая позиция выражается в отношении к неслышащим как равным со слышащими в возможностях психического, языкового, культурного, социального, физического развития, но нуждающихся в специальной и длительной помощи для преодоления последствий природных физических ограничений. Вместо социально-культурной расчлененности общества на различные субкультурные образования (как при первой позиции) реализуется обогащение и пополнение общества за счет стабильного включения в него полноценных членов (Э.И. Леонгард, 1998).
Западный опыт свидетельствует: единственный способ создать инвалиду достойную жизнь в обществе - смоделировать для него «безбарьерную среду», то есть особые условия, учитывающие психологическое и физическое состояние человека. Для плохослышащего человека - это возможность общаться на равных с миром слышащих. Сегодня, в условиях нашей страны, надо скорее говорить не только о моделировании «безбарьерной среды», но и о том, как обеспечить нормальное «моральное выживание» и психологическое здоровье людям с нарушениями слуха в обществе, которое достаточно жестоко и по отношению к своим здоровым членам, не говоря уже о людях с нарушениями здоровья. То есть, в данном случае, на сегодняшний день нужно говорить об условиях выживания в «барьерной среде».
|