ПАДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ 9 страница
4 Энциклопедия — речь идет, как представляется, об «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», изданной в 1751—1780 гг., в создании которой приняли участие передовые философы, ученые, писатели, инженеры, которых объединяли стремление к преодолению консервативных устоев феодального общества, неприятие клерикальной идеологии, потребность в обосновании рационалистического мировоззрения; сыграла важную роль в подготовке Великой французской революции. 5 Позитивизм — философское направление, признающее единственным источником истинного знания конкретные («позитивные») науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. С. 121 1 Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627—1704) — французский писатель, епископ. 2Шатобриан (Chateaubriand) Франсуа Рене де (1768—1848) — французский писатель, автор философских работ «Опыт о революциях» (1799), «Гений христианства» (1802), «Опыт исторический, политический и нравственный о древних и новейших переворотах...» (1817). С. 128 1 Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613—1680) — французский писатель-моралист; в сочинении «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665) описывает нравы французской аристократии своего времени. 2Шамфор (Chamfort, Sebastien Roch Nicolas; 1740—1794) — французский писатель. 3 Вольтер (Voltair), псевдоним Франсуа Мари Аруэ (1694—1778) — французский философ, писатель, публицист эпохи Просвещения. 4Ривароль (Rivarol) Антуан (1753—1801) — французский писатель и публицист. 5 Вовенарг (Vauvenargus; Luc de Clapiers; 1715—1747) — французский писатель. 6Сад (Sade; Donatien Alphonse Francois, compt de Sade; 1740—1814) — французский писатель. С. 129 ]Пруст (Proust) Марсель (1871—1922) — французский писатель. 2Тени... Жаклин — по всей вероятности, речь идет о Жаклине Арно, матери Анжелике, аббатиссе Пор-Рояля (см. примеч. 3 к с. 119). 3Сент-Эвремон (Saint-Evremond; 1614—1703) — французский писатель. С. 130 1 Клейст (Kleist) Генрих фон (1777—1811) — немецкий писатель и поэт. 2Нервалъ (Nerval; наст. фам. Лабрюни, Labrunie) Жерар (1808—1855) — французский писатель, поэт, литературный критик. С. 135 1 Торквемада (Torquemada) Томас (1420—1498) — «великий инквизитор» Испании; для религиозного и политического объединения страны реорганизовал и расширил деятельность инквизиции, проявив чудовищную жестокость и фанатизм. С. 139 1 Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus, 121—180) — римский философ-стоик, император (с 161). 2Руссо (Rousseau) Жан Жак (1712—1778) — французский мыслитель и писатель, один из представителей французского Просвещения. «ИСКУШЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ» Перевод выполнен по: Goran E. M. La tentation d'exister. Editions gallimard. Paris, 1956. С 145 1Отцы-даосы — вероятно, имеются в виду основатели даосизма (см. примеч. 2 к с. 46). 416 2Флагелланты (от лат. flagellum — бич) — бичующиеся; религиозное братство; флагелланты подвергали себя самобичеванию в знак покаяния и «крещения кровью», якобы дающего искупление грехов. 3 Чжуан-цзы — философский трактат, названный по имени автора Чжуан Чжоу (IV—III вв. до н. э.), одного из основоположников даосизма. 4Кьеркегор (Kierkegaard) Серен (1813—1855) — датский философ, теолог и писатель. С. 146 1 Теософия (от греч. theos — бог и sophia — мудрость) — всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие «божественных тайн». С. 152 1Дао дэ цзин — памятник древнекитайской философской мысли, создателем которого считается Лао-цзы (см. примеч. к с. 51). 2«Сквозь ад» (1873) — книга размышлений в прозе и стихах французского поэта Артюра Рембо (Rimbaud, 1854—1891). 3«Ессе Homo» (1908) — труд немецкого философа Фридриха Ницше. С. 156 1 Эсхил (525—456 до н. э.) — древнегреческий драматург, «отец трагедии». 2Речь идет о группе английских прозаиков, поэтов, драматургов, творчество которых приходится на два последних десятилетия царствования Елизаветы Тюдор (155 8— 1603): У. Шекспир, Э. Спенсер, Ф. Сидни, Т. Нэш и др. С. 159 1Речь идет о культурно-бытовой и общественно-политической племенной обособленности (от лат. tribus — племя). С. 161 1 Августин (Augustinus) Аврелий (354—430) — христианский философ и теолог, представитель латинской патристики; трактат «О граде Божием» написан в 410 г. под впечатлением взятия Рима ордами Алариха. С. 162 1 Токвиль (Tocqueville) Алексис (1805—1859) — французский социолог, историк и политический деятель. 2Мишле (Michelet) Жюль (1798—1874) — французский историк. 3 Ренан (Renan) Жозеф Эрнст (1823—1892) — французский писатель, историк, филолог-востоковед. С. 164 1Шанкара (кон. VIII—IX вв.) — индийский мыслитель, ведущий представитель веданты — наиболее известной и влиятельной системы древнеиндийской религиозно-философской мысли. С. 166 1 Филипп II (1527 —1598) — испанский король с 1556 г. из династии Габсбургов. Укрепил испанский абсолютизм, увеличил гнет в Нидерландах, воевал с Англией и Францией, присоединил к Испании в 1581 г. Португалию. С. 168 1 Ганивет Гарсиа (Ganivet Garcia) Анхель (1862—1898) — испанский писатель, философ. 2Унамуно (Unamuno) Мигель (1864—1936) — испанский философ, эссеист и поэт. 3 Ортега-и-Гасет (Ortega у Gasset) Хосе (1883—1955) — испанский философ, публицист и общественный деятель. 4Конкистадоры (от исп. conquistador — завоеватель) — участники испанских завоевательных походов в Южную и Центральную Америку в конце XV—XVI в. С. 169 1Вероятно, автор имеет в виду «методическое сомнение» Декарта (1596—1650), французского философа, физика и математика, представителя классического рационализма; речь идет о сомнении по поводу всего, что принимается на веру, что не обладает очевидностью и достоверностью. С. 172 1Очевидно, Сиоран имеет в виду слова Андрея Белого: «Исчезни в пространстве, Россия, Россия моя» (примеч. В. А. Никитина). С. 174 1Австрийский писатель и поэт Райнер Мария Рильке (Rilke; 1875—1926) детство и юность провел в Праге, затем жил в Мюнхене, Берлине, Париже, Швейцарии. С. 177 1 Цицерон Марк Тулий (106—43 до н. э.) — римский государственный деятель, оратор, писатель. 2Сенека Луций Анней Младший (ок. 5 до н. э. — 65 н. э.) — римский писатель и философ-стоик. 3 Антиох III Великий (242—187 до н. э.) — царь государства Селевкидов (с 223 до н. э.), образовавшегося после распада империи Александра Македонского. 4Посидоний Апамейский (ок. 135—51 до н. э.) — древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель Средней Стои, соединил стоицизм с платонизмом. Его сочинения охватывали все области знания. С. 180 1 Тацит Публий Корнелий (Publius Cornelius Tacitus; ок. 50 — ок. 120) — римский историк, оратор, политический деятель, дипломат, писатель. Его писательский стиль отличался выразительностью и лаконичностью; в «Истории» и «Анналах» описывает историю Рима от 14 до 96 г. С. 181 1 Мендельсон (Mendelssohn) Мозес (1729—1786) — немецкий философ. С. 182 1 Пеги (Peguy) Шарль (1873—1914) — французский философ, поэт, публицист. С. 186 1 «De Profundis» — молитва об усопших. С. 198 1 Патер (Pater) Уолтер (1839—1894) — английский писатель, критик. С. 202 ]Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160—220) — римский писатель-теолог, ритор и юрист. С. 204 1Иероним Евсевий Софроний, св. (ок. 342—420) — видный представитель латинской патристики. Перевел на латинский язык большинство библейских книг. С. 207 1 Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (1760—1825) — французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. См., например: Сен-Симон. Катехизис промышленников // Избр. соч. М.; Л., 1948. 2Лабрюйер (La Bruyere) Жан (1645—1696) — французский философ-моралист, писатель. С. 208 1 Ахилл — в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны. С. 210 1 Местр (Maistre) Жозеф Мари де (1753—1821) — французский публицист, политический деятель и католический философ. С. 211 1Речь идет о деле офицера французского Генштаба Альфреда Дрейфуса (1859— 1935), еврея по национальности, несправедливо обвиненного в шпионаже в пользу Германии; в 1899 г. Дрейфус был помилован, а в 1906 г. полностью реабилитирован. Дело Дрейфуса стало предметом острой политической борьбы во Франции 90-х гг. XIX в. 2Фаге (Faguet) Эмиль (1847—1916) — французский литературовед и журналист, «законодатель мод» в литературной критике конца XIX в. С. 215 1 «Обретенное время» (1927) — роман Марселя Пруста из цикла «В поисках утраченного времени». 2Элиот (Eliot) Томас Стерна (1888—1965) — англоамериканский поэт, историк культуры. С. 219 1 Аристарх Самофракийский (ок. 217—145 до н. э.) — древнегреческий ученый, один из виднейших представителей александрийской филологии, автор около 800 комментариев к произведениям Гесиода, Эсхила, Софокла и др. С. 220 1 Адольф — герой одноименного романа французского писателя, политического деятеля, публициста Констана (Constan, 1767—1830), опубликованного в 1816 г. 2Иван Карамазов — герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 3 Сван — один из героев романов М. Пруста. С. 223 1 Ангелус Силезиус (наст, имя Иоганн Шефлер, Scheffler; 1624—1677) — немецкий поэт, врач; «Херувимский странник» (1674) — книга философских изречений в стихах. С. 224 1 Луис Леонский (1527—1592) — испанский мистический писатель. 2Кортес (Cortes) Эрнан (1485—1591) — испанский конкистадор, покоритель Мексики и всей империи ацтеков. 3 Сузо (Зойзе) Генрих (1295—1366) — немецко-швейцарский мистик. С. 227 1 Бёме (Bohme) Якоб (1575—1624) — немецкий философ-мистик. С. 228 1Эбнер Маргарита (1291—1351) — монахиня доминиканского ордена, прославившаяся мистическими видениями. С. 231 1 Пифия — в Древней Греции — жрица-прорицательница дельфийского оракула при храме Аполлона в Дельфах. С. 232 ]Новалис (Novalis; псевдоним Фридриха фон Харденберга; 1772—1801) — немецкий писатель, философ; испытал влияние «наукоучения» немецкого философа И. Г. Фихте (1762—1814). 2Неоплатонизм — последний этап развития античного платонизма, существовавшего в виде ряда школ, ориентированных преимущественно на толкование диалогов Платона (427—347 до н. э.), родоначальника объективного идеализма — одного из основных направлений античной философии. С. 233 1См., например: Гегель. Философия религии. Т. 2. С. 286. 2См., например: Ницше Ф. «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 108); «Человеческое слишком человеческое» (там же. С. 310). С. 234 1Имеется в виду работа основоположника психоанализа 3. Фрейда (1856—1939) «Недовольство культурой» (1922), где культура рассматривается как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями человека и требованиями реальности. С. 235 ]Дао — важнейшая категория китайской философии и культуры, одно из значений которого — благой ход общественных событий и человеческой жизни, зависящий как от предопределения, так и от отдельной личности. 2Нирвана — одно из центральных понятий индийской религии и философии, означающее высшее состояние, конечную цель человеческих стремлений. С. 241 1 Сенанкур (Senancour) Этьен Пивер де (1770—1846) — французский писатель, автор философской книги «Раздумья об изначальной природе человека» (1799). 2Франциск Ассизский, св. (1182—1226) — учредитель названного его именем нищенствующего ордена, углубивший христианскую идею бедности: из отрицательного признака отречения от мира он возвел ее в положительный идеал жизни, который вытекал из следования примеру бедного Христа. «Цветочки», как отмечает В. И. Герье, одно из повествований о жизни Франциска Ассизского, монашеское по происхождению и содержанию, но народное по языку и духу. С. 246 1 Филипп Орлеанский (Philippe d'Orleans; 1674—1723) — регент, правивший Францией во времена малолетства короля Людовика XIV (1715—1723). С. 257 1 Кассиан Иоанн Эремит, или Кассиан Массилийский (Марсельский) (360—435) — знаменитый отшельник и один из основоположников западного монашества, ос 2Евагрий Схоластик (ок. 536—600) — антиохийский юрист, автор шеститомной «Церковной истории», обнимающей время с 431 по 594. 3 Нил Синайский, преподобный (ум. ок. 400) — монах одного из синайских монастырей. Автор сочинений: «Письма к разным лицам числом 1061», «Мысли» и др. С. 262 1 Бита (Bichat) Мари Франсуа Ксавье (1771—1802) — французский физиолог, анатом, хирург. С. 263 1 Ките (Keats) Джон (1795—1821) — английский поэт-романтик, выступал против пуританского ханжества. «ИСТОРИЯ И УТОПИЯ» Перевод выполнен по: Goran E. M. Histoire et utopie Editions Gallimard. Paris, 1960. С 275 1 «Единственный и его собственность» (1844) — труд немецкого философа, теоретика анархизма Макса Штирнера (псевдоним Каспара Шмидта — Schmidt; 1806—1856). С. 281 1 Гностики (от греч. gnostikos — познающий) — философы или теологи первых столетий после возникновения христианства, которые пытались познать скрытые в вере мистерии путем философской спекуляции. С. 284 1 Карл Великий (Carolus Magnus; 742—814) — франкский король с 768 г., с 800 г. — император. 421 2 Фридрих II Гогенштауфен (1194—1250) — германский король и император Священной Римской империи с 1212 г., король Сицилии с 1197 г. 3 Карл V Мудрый (1338—1380) — французский король с 1364 г. С. 285 1М ехмед II (Mehmet) Фатих (1432—1481) — турецкий султан в 1444 г. и в 1451—1481 гг. С. 286 1 Филиокве (лат. filioque; букв. — и от сына) — добавление, сделанное в VII в. западнохристианской церковью к христианскому «Символу веры» IV в., в догмат о Троице. В этом добавлении утверждается, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но «и от Сына», что, как предполагается, стало одним из поводов для разделения христианской церкви на Западную и Восточную (римско-католическую и православную). С. 287 1 Первая империя Франции — период правления императора Наполеона I (1804— 1814 и 1815 гг.). С. 288 1 Энциклопедисты — коллектив авторов (Дидро, Д'Аламбер, Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо и др.) французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел», изданной в 1751—1780 гг. (см. примеч. к с. 119). 2Век Просвещения — время распространения и господства идеологического течения и философской концепции Просвещения, ядро которых составляет убеждение в решающей роли знаний и особенно познания «естественного порядка» для исправления социальных отношений; на французской почве получили наибольший размах в 1715—1789 гг. 3 Сотериология (от греч. soterion — спасение) — учение христианской церкви о спасении. С. 295 1 Дюрер (Durer) Альбрехт (1471—1528) — немецкий живописец, гравер, теоретик искусства эпохи Возрождения. С. 299 1Ариман — греческое название древнеиранского божества Анхра-Майнью — воплощающего зло. 2Кальвин (Calvin, латинизиров. Calvinus; фр. Cauvin — Ковен) Жан (1509—1564) — деятель Реформации, основатель кальвинизма (см. примеч. к с. 119). С. 300 1 «Государь» (1532) — трактат итальянского политического мыслителя, общественного деятеля, историка, военного теоретика Никколо Макиавелли (Machiavelli; 1469—1527). С. 302 1 Помпеи Великий (Pompeius Magnus) Гней (106—48 до н. э.) — римский полководец. 422 2Цезарь Гай Юлий (Caius Julius Caesar; 100—44 до н. э.) — римский государственный деятель, полководец, писатель. 3 Брут (Brutus) Децим Юний Альбин (ок. 84—43 до н.э.) — один из военачальников Цезаря. 4О ктавиан Август (Octavianus Augustus; 63 до н. э. — 14 н. э.) — римский император (с 27 до н. э.), внучатый племянник Цезаря. 5Марк Антоний (Marcus Antonius; ок. 83—30 до н. э.) — римский полководец, сторонник Цезаря. 6 «Дух законов» — речь идет, вероятно, о произведении французского просветителя и правоведа Шарля Монтескье «О духе законов». 7Сулла (Sulla; 138—78 до н. э.) — римский полководец. 8 Калигула (Caligula; 12 до н. э. — 41 н. э.) — римский император с 37 г. 9Клавдий (Claudius; 10 до н. э. — 54 н. э.) — римский император с 41 г. 10 Домициан (Domitianus; 51—96) — римский император с 81 г. С. 305 1 Фурии — римские богини мщения. 2Юпитер — в римской мифологии — бог неба, дневного света, грозы, царь богов. С. 307 1 Люцифер — в христианской традиции — одно из обозначений сатаны. 2Плотин (204—270) — римский философ-платоник, основатель неоплатонизма. Главным положением его философии является учение о Едином, первоначале всего, находящемся выше сущего и за пределами бытия. С. 318 1 Утопия (греч. и — нет, topos — место) — то есть место, которого нет нигде. С. 319 1 Кампанелла (Campanella) Томазио (1568—1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. Труд «Город солнца» опубликован в 1623 г. 2Кабе (Cabet) Этъенн (1788—1856) — французский публицист, идеолог «утопического коммунизма». Его социально-философский роман «Путешествие в Ика-рию» (1840) изображает устройство утопического коммунистического общества. 3 Фуръе (Fourier) Франсуа Мари Шарль (1772—1837) — французский утопический социалист, автор работ «Всемирная гармония» (1803), «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829) и др. Фаланстер у Фурье — крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством; общество, которое приведет к ликвидации разрыва между городом и деревней, к объединению всех видов человеческой деятельности. 4 Моррис (Morris) Уильям (1834—1896) — английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель, автор социально-утопического романа «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891). С. 320 1 Патмос — скалистый остров в Эгейском море, служивший во времена римских императоров местом ссылки. Автор Откровения св. Иоанна Богослова был отправлен на Патмос и, как предполагается, здесь записал свои видения. 2Ср.:Откр. 6:12—16. С. 321 1 Антиманихеична — имеется в виду противоположность утопии манихейству, религиозному учению (основатель — перс Мани; ок. 216—277) об окончательном торжестве добра над злом. 2Кондорсе (Kondorcet) Жан Антуан Никола (1743—1794) — французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель, один из основоположников идеи исторического прогресса. С. 323 1 Mop (More) Томас (1478—1535) — английский гуманист, государственный деятель и писатель, автор всемирно известной «Утопии» (1516), содержащей описание идеального строя фантастического острова Утопии. С. 328 1 Хилъдегарда Бингенская (Hildegard; 1098—1179) — аббатисса построенного ею же монастыря Рупертсберг, славилась как пророчица; ее записки «Путеведение, или Три книги видений и откровений» (1628) являются первыми анналами немецкого мистицизма. С. 329 1Речь идет о словах, открывающих «Вторую Дуинскую эллегию» Рильке: «Каждый ангел ужасен», служащих лейтмотивом почти всех Дуинских эллегий. 2Гесиод (кон. VIII в. до н. э. — 1-я пол. VII в. до н. э.) — древнегреческий поэт, родоначальник в древнегреческой литературе дидактического эпоса, который представлен в его творчестве поэмами «Теогония» и «Труды и дни». 3Речь идет о трагедии Эсхила «Прометей прикованный». С. 331 1 Вико (Vico) Джамбаттиста (1668—1744) — итальянский философ, выдвинул идею объективного характера исторического прогресса. С. 332 1 Эпиктет (ок. 50—140) — римский философ-стоик. С. 333 1 Прудон (Proudhon) Пьер Жозеф (1809—1865) — французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. 2Пелагианство — одна из важнейших христианских ересей, возникшая в начале V в. на почве споров о благодати Божией, о первородном грехе и смерти, о предопределении; родоначальник — знаменитый ересиарх Пелагий (род. ок. 360). 3 Оуэн (Owen) Роберт (1771—1858) — английский утопический социалист. С. 335 1 Анфантен (Enfantin) Бартелеми Проспер (отец Анфантен; 1796—1864) — французский экономист, ученик и последователь Сен-Симона, которого привлекала экономическая сторона учения последнего и его идея «нового христианства». С. 336 1 Лоррен (Lorrain) Клод (1600—1682; наст, имя Клод Желле) — французский живописец. С. 337 1См., например: Ницше. Esse Homo. Сумерки идолов. Как философствуют молотом // Ницше. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 757. 2Барт (Barth) Карл (1886—1968) — швейцарский протестантский теолог. «ПАДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ» Перевод выполнен по: Cioran E. M. La Chute dans le temps. Editions Gallimard. Paris, 1964. С. 340 1Бытие. 2:16, 17. С. 352 1 Прозелитизм — стремление обратить других в свою веру; горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям. С. 354 1Антисфен (ок. 455—360 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель школы киников, сосредоточивших свое внимание на решении этических вопросов: возвращение человека к естественной природе путем обращения к аскетическому образу жизни и отказа от внешних общественных, государственных и материальных условностей. 2Эпикур (341—270 до н. э.) — древнегреческий философ, в сфере морали учил о неубывающем наслаждении — отсутствие страданий, состояние полной душевной безмятежности, независимость от внешних условий. 3 Хрисипп (ок. 280—204 до н. э.) — древнегреческий философ-стоик, в этике разрабатывал учение о стремлении к самосохранению. С. 358 1 Атараксия — в древнегреческой философии — невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. С. 361 1Речь идет о труде древнегреческого философа Секста Эмпирика (2-я пол. II — нач. III в.), являющемся важнейшим источником сведений об античном философе Пирроне (365—275 до н. э.), основателе античного скептицизма (см. примеч. 3 к с. 15). 2Монтень (Montaigne) Мишель Эйкем (1533—1592) — французский философ эпохи Возрождения. 3 Юм (Hume) Дэвид (1711—1776) — английский философ, историк, экономист. С. 367 1 Будда («пробужденный», «просветленный») — имя, полученное индийским царевичем Сиддхартхой Гаутамой (ок. 560—480 до н. э.), основателем религиозно-философского учения, известного как буддизм. С. 369 1Римское государство (согласно преданию, основано ок. 754—753 до н. э.) стало империей со времени правления Августа. 425 2Сидоний Аполлинарий (ок. 432—483) — римский поэт. 3 Кассий Дион Коккеян (ок. 155—235) — древнегреческий историк. С. 383 1 Фома — один из двенадцати апостолов, учеников-последователей Христовых. — Речь идет об одном из апокрифических евангелий, приписываемых Фоме. С. 390 1 Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. М.: Правда, 1983. С. 194. 2Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. С. 186. С. 392 1См.: Библия, Книга Екклесиаста, или Проповедника. С. 393 1 Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. С. 209. С. 394 1 Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. С. 206. С. 395 1 Шакья-Муни (отшельник из «шакьев», Будда) — имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623—544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии. 2Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (1788—1860) — немецкий философ. 3 Бхагавадгита — памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, философская основа буддизма.
|