Переживания
Физиологический механизм Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к понижению концентрации углекислого газа, которое ведет к сужениюсосудов. Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям — ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате от избытка воздуха возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга, более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации[3][2][9] Противопоказания к применению У метода есть ряд противопоказаний[10]: § Тяжелые хронические заболевания, в первую очередь сердечно-сосудистые, в фазе декомпенсации; § Психотические состояния; § Эпилепсия; § Глаукома; § Беременность; § Остеопороз; § Недавние операции и переломы; § Острые инфекционные заболевания; Переживания Феноменология переживаний, получаемых во время дыхательной сессии С. Гроф комбинирует в 4 области[11]: 1. Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звездочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление). 2. Уровень индивидуального бессознательного (воспоминания из своего биографического прошлого). 3. Перинатальный уровень. Состоит из 4-х так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ), в соответствии с периодом родов, который они описывают. БПМ-1 до начала родов. Абсолютно комфортное существование. Описания Рая. БПМ-2 Начало родов, пока матка еще не открыта. Сильное сдавливание, безвыходность. БПМ-3 Продолжение сдавливания, но матка уже открыта, поэтому появляется цель, при достижении которой все становится благополучным. Борьба Смерти-Возрождения. БПМ-4 рождение в новом качестве. 4. Трансперсональный уровень (надличностный). Переживания трансперсонального уровня многообразны и имеют свою классификацию: Выход за пределы пространственных границ: § переживание двуединства; § отождествление с другими людьми; § отождествление с группой и групповое сознание; § отождествление с животными; § отождествление с растениями и ботаническими процессами; § единство с жизнью и всем творением; § переживание неодушевленной материи и неорганических процессов; § планетарное сознание; § внеземные переживания; § отождествление со всей физической вселенной; § парапсихические феномены, выходящие за пределы пространства. Выход за пределы линейного времени: § внутриутробные переживания; § опыт предков; § опыт расового и коллективного бессознательного; § переживания прошлых воплощений; § филогенетические переживания; § переживания планетарной эволюции; § переживания космогенеза; § парапсихические феномены, выходящие за пределы времени. Физическая интроверсия и сужение сознания: Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени: § спиритические и медиумические переживания; § энергетические феномены тонкого тела; § встречи с духами животных; § встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими существами; § посещение других вселенных и встречи с их обитателями; § переживание мифологических и сказочных сюжетов; § встречи с божествами; § переживания универсальных архетипов; § интуитивное понимание универсальных символов; § творческое вдохновение и прометеевский импульс; § опыт Демиурга и переживание космического творения; § опыт космического сознания; § сверхкосмическая и метакосмическая пустот. Психоидные трансперсональные переживания: Синхронные связи между сознанием и материей. Спонтанные психоидные явления: § сверхнормальные физические способности; § спиритические феномены и физический медиумизм; § повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст); § неопознанные летающие объекты (НЛО-феномены). Намеренный психокинез: § ритуальная магия; § целительство и ведовство; § сиддхи; § лабораторный психокинез. Интеграция материала практических сессий начинается в самом процессе, продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе. Далее интеграция завершается в сновидениях и в обычной жизни. Интеграция материала может занимать до полугода. Техника Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи. Музыка (или другие формы акустической стимуляции — барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т. д.) является целостной частью холотропного процесса. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце — мирной, текучей, медитативной[12]. Процесс проходит в парах «ситтер-холонавт»[7]. Обычно за один день проводится 2 дыхательных сессии. В одной сессии участник выступает в роли дышащего, в другой — в роли ситтера. Длительность процесса зависит от квалификации ведущего, разогрева, качественного и количественного состава группы. В среднем процесс заканчивается естественным образом в течение полутора-двух часов. В случае наличия признаков незавершенности процесса, проводится дополнительная фокусированная работа с телом. Завершается сессия рисованием мандал и групповым проговором (шеринг). Критика Холотропное дыхание следует рассматривать как крайне неоднозначное явление, подвергающееся значительной критике. В частности, некоторые исследователи ставят под сомнение методику холотропного дыхания как таковую. Не отрицая наличия необычных (по большей части галлюциногенных) образов и состояний, возникающих под действием гипервентиляции, под сомнение ставится наличие какой-либо связи с реальной ситуацией рождения[5]. Согласно этой точке зрения, ведущий группы холотропного дыхания (а обучение технике проходит только в групповых формах) оказывает воздействие на участников, в результате чего их состояния возникают не сами по себе, а моделируются извне. В штатах Колорадо и Северной Каролине законодательно запрещается[13] использование близкого к холотропному дыханию метода «ребёфинг». 10-летняя Candace Newmaker умерла[14] в апреле 2000 года, подвергаясь радикальной ребёфинг-терапии (не имевшей прямого отношения к традиционному дыхательному методу ребёфинга; после этого случая «ортодоксальные» ребёфинг-практики стали называться Rebirthing Breathwork, чтобы дистанцироваться от маргинальных методов). Критики методов лечения[5], пытающихся воспроизвести процесс рождения, точно определили, по меньшей мере, пять случаев, в которых дети умерли от этих методов. Также противником глубокого дыхания являлся при жизни к.м.н. Бутейко Константин Павлович[4], обосновывающий[15] вред от глубокого дыхания. Одним из доводов, приводимых им против холотропного дыхания, является тот факт, что гипервентиляция, как эффект холотропного дыхания, приводит к вымыванию СО2 из крови и, как следствие, к сужению сосудов мозга, что, в свою очередь, ведет к деградации нервных клеток мозга и их отмиранию[16]. Согласно этой точке зрения, холотропное дыхание ведет не к развитию, а, наоборот, к ухудшению работы мозга. Вместе с тем отмечается, что потеря углекислого газа в течении сессии холотропного дыхания составляет 2—3 литра, что по принятым в настоящее время взглядам считается крайне тяжелой степенью гипокапнии, чреватой возникновением отека мозга и летальным исходом [17]. У части клиентов С. Грофа наблюдаются негативные последствия холотропного дыхания, некоторые «подсаживаются» на него, методику широко практикуют плохо усвоившие ее люди и просто шарлатаны[5]. Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено. Стоит отметить что в Швейцарии, в рамках эксперимента, ЛСД разрешён для приёма неизлечимо больными как средство избавляющее или значительно снижающее страх перед близкой смертью.
|