Ценности, их природа, классификация.
ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (АКСИОЛОГИЯ) План. 1. Ценности, их природа, классификация. 2. Ценность, оценка, истина и норма. 3. Моральные и нравственные ценности. Ценности, их природа, классификация. Аксиология – философское учение о ценностях. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности, структурой ценностного мира. Аксиология как учение прошла долгую эволюцию и развивалась в рамках самой философии. 1. Античность: ценности отождествлялись с самим бытием. Ценности не отделялись от бытия и рассматривались как находящиеся в самом бытии. Основными ценностями были благо, справедливость, которые использовались для характеристики идеального государства, т.е. бытия. Уже в античности появились две противоположные точки зрения на ценности: · Ценности абсолютны (Сократ, Платон). · Ценности относительны (софисты). 2. Средние века: ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. 3. Новое время: главными являются ценности научно-технического прогресса. И. Кант впервые употребил понятие ценности в узком смысле. Ценность для Канта – это нечто должное, требования, обращенные к личности человека, его свободной, доброй воле. 4. Современность: 1. Натуралистический психологизм: ценности объективны, наблюдаемы и зависят от биологических и психологических потребностей людей (Дж. Дьюи). Каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. 2. Аксиологический трансцендентализм: ценность понимается как идеальное бытие, носителем которого является запредельный (трансцендентный) субъект – мировой разум, сознание вообще. Ценности, например, добро, справедливость, истина, красота, не зависят от человека (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). 3. Персонологический онтологизм: ценности объективны и составляют основу личности, их познание основано на чувстве любви и ненависти (М. Шелер). 4. Социологическая концепция ценностей: ценность как норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта (М. Вебер). 5. Культурно-исторический релятивизм: утверждает идею аксиологического плюрализма, т.е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов (Дильтей). Начиная с античности и до наших дней нет единого мнения по вопросу аксиологии: является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности. Подходы в интерпретации ценностей: 1. Ценность – нечто объективное, существующее само по себе Ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера. Классификация ценностей по содержанию:
Классификация ценностей по носителю: 1) Общечеловеческие. 2) Национальные 3) Групповые 4) Индивидуальные или личностные.
|