ЭУСТРЕСС, ВАМПИРЫ И ИСКУПЛЕНИЕ ЧУЖОЙ ВИНЫ
Как я уже говорил, парадокс, когда все больше людей разглагольствует о темных силах, а все меньше и меньше ведет ночной образ жизни, наводит на кое-какие размышления. Мораль здесь проста – чем больше говорится, тем меньше делается. Больше времени тратится на получение советов от специалистов, чем на наслаждение от самого хобби. В пуританском обществе, где страхи и чувство вины становятся чем-то вроде покрывала, под которым можно спрятаться, настоящее неудовольствие вызывает встреча с вещами по-настоящему необычными и причудливыми. Быть напуганным доставляет удовольствие лишь в том случае, если это безопасно и предсказуемо. Например, человек может пойти в кино и посмотреть фильм ужасов (в непоздний час, естественно: сейчас вряд ли можно найти кинотеатры, работающие ночь напролет). Когда же фильм кончается, неважно каким страшным он был, после выхода из зала человека ждет безопасность и “нормальная” жизнь. Парки развлечений всегда служили той же самой цели, и американские горки сконструированы так, чтобы вызвать у человека одновременно чувства “смелости” и жути-веселья. В противоположность этому, любая неожиданность, пусть даже самая тривиальная, может сильно ошарашить. Неучастие в ночной жизни почти целиком объясняется присутствующим повсюду стремлением замещения. Гораздо легче (и, по всеобщему мнению, безопаснее) переживать ночные фантазии в научно-фантастических, готических романах и вышеупомянутом потоке фильмов ужасов. Возможность заместить себя предоставляет любой жанр массовой культуры, будь то комиксы, музыка или парапсихология. Как только темная сторона человеческих чувств адаптируется к выражению через замещение, “настоящие ощущения” тут же оказываются на полке. Было не раз замечено, – кто больше всего говорит о сексе, меньше всего им занимается. Без сомнения, тот же принцип применим и в других областях. Ничего “аморального” в замещении нет. Лишь когда оно увеличивает, а не облегчает разочарование, оно представляет опасность для настоящего индивидуалиста. Хорошо, если замещающий осознает свою роль, хотя для этого и не надо быть мудрецом. Множество самых уважаемых в мире бизнеса людей сделали себе репутацию, пользуясь едва прикрытым замещением. Есть тонкая грань между замещением и возвышением, Оба являются по сути разновидностями суррогата. Замещающий делает свою жизнь суррогатом жизни другого человека. То, чем он не может или не желает быть, он находит в другом человеке и берет на себя эту роль, обычно тайно. Однако, проявив инициативу, он более не замещает другого и должен плыть или пойти на дно сообразно своей способности к мимикрии. Нельзя все время оставаться деревянным утенком, ибо, когда придет лиса, нельзя будет улететь. Мы живем в чумную эпоху всеобщей “похожести”, поскольку множество людей довольствуются тем, что имитируют полдюжины основных типов людей. Вот почему не хватает настоящих “личностей”. Личность представляет собой незаурядное существо, и даже если она имитативна, ее мимикрия настолько необычна, что становится пародией. Парадоксально, но люди сегодняшнего общества желают, с одной стороны, анонимности и безопасности, а с другой – признания, аплодисментов и индивидуальности. Как показало время, многие, живущие по стадным законам, пытаются заместить свои жизни. Дилемма состоит не в монотонности жизни стада, а в ограниченности выбора образцов для подражания. Любой костюмированный бал может наглядно подтвердить последнее высказывание. В прокате костюмов вам всегда скажут какие наряды пользуются большим спросом, чем остальные, ведь защитные клапана отключаются при выборе костюма для маскарада. Безумцы с гораздо большей долей вероятности будут носить напоказ маски своих образцов для подражания. Вот почему психушки полны Наполеонами, Иисусами Христами, Гитлерами, а в последние годы и Люциферами. Промежуток между стадными людьми и Наполеонами заполнен теми, кто превратил свое замещение в приносящее удовлетворение возвышение. Замечали ли вы когда-нибудь, что полицейские в штатском ведут себя так же, как и актеры в полицейском телесериале? Кто из них появился раньше? Ответ очевиден. Оскар Уайльд был весьма проницателен в своем знаменитом афоризме: “Жизнь следует за искусством”. Однако, он прошел только полпути. Люди имитируют жизнь, которая сама по себе является формой искусства, искусственной субстанцией, если смотреть в корень. Короче говоря, они подделывают подделку. Человеку свойственно перебарщивать. Сублимация в своем чистейшем виде часто осознанна. Человек, для которого ноги являются фетишем, зачастую становится продавцом обуви, некрофил – гробовщиком, проститутка – социологом, любитель вмешаться в чужую интимную жизнь – священником или психиатром, рэкетир – “законопослушным” бизнесменом. Список можно долго продолжать. Много лет назад я знал одного молодого человека, учившегося на гробовщика. Люди в беседе с ним неизменно, хотя и после долгих расспросов вокруг да около, задавали вопрос: “Почему вы хотите стать гробовщиком?” Следовал ответ: “Потому что я люблю возиться с трупами”. Вот что можно назвать “выдергиванием ковра из-под ног.” MILLION D'ARLEQUIN, VESTI LA GIUBBA И ДРУГИЕ
|