В современном искусстве общения, а также в литературе парадокс, парадоксальные высказывания – это особый жанр. Провоцирующее парадоксальное высказывание нацелено на то, чтобы создать у собеседника раздражение или кризис мысли. Ярко и одновременно доступно используются противоречивость высказываний и цепь аргументаций. Собеседник должен допускать присутствие явных противоречий, которые – чисто логически – по содержанию высказывания принципиально исключают друг друга. Парадокс можно сравнить с двуликим Янусом, допускающим наличие двух одновременно различных по содержанию высказываний, исключающих друг друга. Парадокс соединяет их и приводит в гармонию друг с другом. Это и создает раздражение собеседника. Так же может возникнуть провокационно-риторический парадокс, который проявляется в различных формах: сначала (и это свойственно всем парадоксам) в элементах реальной и бессмысленной противоречивости, причем за ней стоят весьма обоснованные, доступные пониманию и очевидные, понятные и непонятные предпосылки.
Произнесенная логическая бессмыслица или нелогическая лжеистина могут шутки ради уничтожить действенность высказывания благодаря своей формулировке и лежащей в ее основе эстетике. Даже если слушатель должен будет расширить высказывание словами, которые завуалированно отбросят все лишнее: «Или, или; ни, ни; как, так и…».