Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Воинские ритуалы.





В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. Наравне с традициями они играют огромную воспитательную роль. Под воинским ритуалом понимаются формы обрядовых церемоний демонстративного характера.

Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие. На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против врагов России.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений:

1. сферу боевой деятельности:

· любовь к оружию, искусное применение его в бою;

· принятие военной присяги;

· вручение боевых знамен и государственных наград;

· выполнение воинского приветствие (отдание чести);

· торжественное чествование героев;

· захоронение с отданием воинских почестей и др.

2. сферу учебно-боевой деятельности:

· заступление на боевую службу;

· строевые смотры;

· общие батальонные и полковые вечерние поверки;

· развод и смену караулов и др.

3. сферу повседневной деятельности:

· торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.

Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная традиция российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия военнослужащим, прибывшим на пополнение. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому.

Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Исторические истоки данного ритуала можно проследить со времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском «Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие», обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке – в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Нарушение офицером присяги расценивалось как бесчестье и не могло быть терпимо в том обществе, в котором они вращались, какими бы соображениями нарушивший присягу человек ни руководствовался. Характерно, что декабристы выбрали для своего выступления такой момент, когда прежняя присяга утратила силу, а новая еще не была принесена, а само выступление проходило формально под лозунгом предпочтения одной присяги, уже принятой (отрекшемуся Константину Павловичу), другой которую предстояло принять. В ином случае сколько-нибудь массовое участие офицеров и солдат в этой акции было бы просто невозможным. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции не были забыты. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии и Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за «светлые идеалы коммунизма». И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше, и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу. День принятия присяги – это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей священной клятве – это требование Матери-Родины, народа.

В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский - геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.

Боевые знамена для воинов Российской армии всегда были символом духовного единения людей, символом чести и славы. С боевыми знаменами у них связывались любовь к Отечеству, национальная военная гордость. И в мирное время традиция верности воинскому знамени находит воплощение в практических делах, в успехах боевой подготовки, в безупречной дисциплине, высокой бдительности и организованности. Пост № 1 у знамени части, у флага корабля по праву доверяется лучшим из лучших воинов. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографирование его у развернутого Боевого Знамени части.

Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую эскадру.

Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным по содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.

В XIX веке унтер-офицеры (сержанты) и рядовые награждались: знаками отличия военного ордена, медалями, подарками, деньгами, нашивками за «безпорочную службу» и за полученные в боях ранения и т.д. Отличившиеся на поле брани воинские части и корабли переводились в гвардию, награждались знаменами, штандартами, георгиевскими и юбилейными лентами к ним, надписями на шапках, петлицами и др.

В 1807 году; для нижних чинов был впервые проведен воинский ритуал награждения «знаком отличия Военного ордена» Святого Георгия (с 1913 года именовался Георгиевским крестом). С 1856 года он имел летные степени и на протяжении всей истории своего существования вручался только за боевые заслуги и личную храбрость в бою. Правопреемником этой высшей солдатский награды стал орден Славы трех степеней, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года. За Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг. около 980 тыс. воинов были награждены орденом Славы III степени, почти 46 тыс. - II степени и 2631 воин отмечен орденом Славы трех степеней.

За безупречную службу и выслугу лет в мирное время нижние чины в Русской армии награждались знаком отличия ордена Святой Анны, медалями «За усердие». Ритуал награждения знаком отличия ордена имел важные последствия: награжденные освобождались от телесных наказаний, получали увеличенное жалование, а затем пенсию «по смерть свою, где бы ни находились».

В годы Великой Отечественной войны широко распространилась традиция присвоения почетных наименований частям и соединениям, отличившимся при освобождении городов. Первыми почетных наименований Донских, Зимовийковских, Котельниковских, Сталинградских, Тацинских в январе 1943 года удостоились дивизии и корпуса, отличившиеся в Сталинградской битве.

Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является отдание воинской чести, или, как говорили в старину, ритуал «чинопочитания» — воинское приветствие.

В древние времена и в раннем средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.

В конце XVII – начале XVIII в. в целях воспитания у воинов чувства уважения к командирам и начальникам Петр I ввел в жизнь войск ритуал воинского приветствия – «Отдание комплимента». Комплимент отдавался сниманием шляпы, ружьем, шпагой и знаменем, иногда поклоном. Воинское приветствие предусматривалось в следующих случаях: на смотре, на экзерцициях (учебных тренировках), при встрече с генералитетом и в некоторых других случаях.

Ритуал воинского приветствия живет века. Приветствовать – значить подтвердить свою верность воинскому братству. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации имеется специальный раздел «Воинское приветствие» В нем отмечается, что приветствие обязательно во всех сферах деятельности и является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения.

Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 года, как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями». При погребении солдат и офицеров по традиции соблюдается принцип соответствия выделяемых сил и средств должности и заслугам умершего и несовместимости отдания последних почестей военнослужащим, запятнавшим свою честь аморальными поступками и самоубийством.

В Русской армии с 40-х годов XIX века стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. В годы Великой Отечественной войны эта традиция была возрождена. Так, например, приказом наркома обороны от 8 сентября 1943 года Герой Советского Союза Александр Матросов был зачислен навечно в списки первой роты 254-го гвардейского полка. Всего же до конца войны навечно в списки частей было зачислено более 350 человек.

Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие.

Так, в Русской регулярной армии и на флоте караульной службе всегда придавалось исключительное значение. Строгая ее регламентация в уставах получила завершение в ритуале «Развод и смена караулов». В XVIII - XIX вв. приверженность некоторых русских императоров к прусской школе подготовки войск приводила к тому, что внешняя форма проведения ритуала стала вытеснять на второй план его суть. При Павле I развод караулов был возведен на высоту торжественной церемонии государственного масштаба, и стал основным показателем качества организации всей служебно-боевой деятельности.

В советских Вооруженных Силах с появлением частей, выполнявших боевые задачи в мирное время, появился ритуал «Заступления на боевое дежурство», соответствовавший разводу караулов. Но, несмотря на все изменения ритуала, постоянным оставалось его назначение - это проверка готовности караулов к несению службы, мобилизация воинов на качественное выполнение боевой задачи, переход личного состава в подчинение строго определенным лицам и предоставление права на смену старых караулов.

Важную роль в жизни воинских коллективов играет воинская традиция и ритуал «Строевой смотр». Начало свое эта традиция берет со смотра княжеских дружин перед выступлением в боевой поход. В конце XVIII - начале XIX века строевой смотр стал занимать одно из центральных мест в боевой подготовке армии, а в ряде случаев видоизменился в торжественную церемонию - плац-парад.

Служба каждого солдата начинается с постановки в строй. Цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью строгого контроля за личным составом, за состоянием его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе.

На протяжении всей отечественной истории одним из главных воинских ритуалов праздничного характера являются парады. Они вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленным их предшественниками.

История возникновения триумфального прохождения войск уходит в далекое прошлое. Так, еще в Древнем Риме проводились так называемые триумфы — торжественные смотры войск и их прохождение в честь одержанных побед. Подобные церемонии существовали и в Древнерусском государстве. Благополучное возвращение войск из похода превращалось на Руси в общенародный праздник.

Ритуал требовал, чтобы победители «становились на костях» побежденных и «ударяли в трубы». Яркими деталями, носившими символический характер, являлись следующие действия: въезд князя с дружиной и пленными, прославление победителей, «отпевание» врагов, которые сопровождались музыкой и песнями. При Петре I за основу ритуалов был взят опыт Римской империи. Широкое распространение получили триумфальные шествия в честь достигнутых побед.

К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов. Они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад, объезд частей; прохождение церемониальным маршем.

Самыми знаменательными парадами в истории Вооруженных Сил России были:

- парад, ознаменовавший вывод Русской армии из Европы после разгрома наполеоновской империи, который состоялся 29 августа 1815 года во Франции в провинции Шампань близ местечка Верно. На нем были продемонстрированы, европейским правителям величие и мощь Русской армии. В нем участвовали 150 тысяч человек и 540 артиллерийских орудий. Зрелище шедших одновременно в ногу 132 батальонов вызвало изумление и восторг иностранцев;

- парад 7 ноября 1941 года, который оказал сильное влияние на моральное состояние армии и народа и показал всему миру, что несмотря на то, что немецкие войска находятся в нескольких десятках километров от Москвы, у Советского государства достаточно сил, чтобы выстоять и разгромить врага;

- грандиозным парадом XX века стал Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В нем участвовали не просто военнослужащие, а полководцы и воины, чьи имена стали легендами и уже при жизни были вписаны в историю Вооруженных Сил золотыми буквами. Эти славные традиции продолжают военные парады Российской Армии. Они еще и еще раз показывают, что Отечество под надежной защитой.

С парадами неразрывно связаны салюты. Салютуют оружием – саблей, шашкой. При отдании чести рукой или ружьем «на караул». Более торжественный салют отдается знаменем. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.

Первый в истории салют был дан 21 декабря 1709 г., когда русское войско во главе с Петром I вступило в Москву после Полтавской битвы. Салютами Россия приветствовала героев-моряков Гангута, русских воинов, взявших Берлин в 1760 г., суворовских «чудо-богатырей»... Особое значение они приобрели в годы Великой Отечественной войны. Первый салют в городе Москве был произведен 5 августа 1943 г. в честь освобождения советскими войсками городов Орел и Белгород. Всего в годы войны было произведено 354 торжественных артиллерийских салюта в честь советских войск, одержавших крупные победы. И сегодня, когда небо расцвечивается яркими цветами разрывов, воздух оглашается радостным «Ура!». Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.

Одним из видов воинских ритуалов является военная музыка. Она обладает каким-то магическим воздействием. Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как призыв полководца – так говорят ветераны войны, военные музыканты, сами воины. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А.В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил». Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех ритуалов музыка является наиболее устойчивым. Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависит от яркого и искусного музыкального оформления. Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя движения воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Особое место принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше она повышает внимание военнослужащих и придает бодрое настроение. Ритуальная музыка проста и выразительна, она органически сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро.

 

2-й учебный вопрос: «Традиции офицерского корпуса русской армии».

 

Творцами традиций в самом широком смысле были солдаты отечества, те, кому доверялось защищать честь, свободу и независимость Русской земли. Земля кормила человека хлебом, поила водой, доставляла многие радости жизни, но она нуждалась в защите. Именно эта священная обязанность всегда лежала на солдатах Отечества.

Цементирующей и направляющей силой солдатской массы был офицерский корпус. Он - главный носитель офицерских традиций. Прекрасно эту мысль выразил известный исследователь истории русского офицерства В.А. Самонов: “ Состав офицеров имеет решительное влияние на качество всей армии. Каковы офицеры, такова и армия. Дух, оживляющий корпус офицеров, есть дух всей армии. Всё, что завещано великими полководцами и эпохами войн передаётся только офицерами молодым поколениям, а потому в хорошем качестве и бодром воинственном духе офицеров армия должна черпать те нравственные силы, которые только одни и могут привести её к победе”1

Профессия солдата - одна из самых древнейших и важнейших. Солдатам Отечества приходилось часто вести героическую борьбу, защищая Отечество, своё национальное существование от чужеземных захватчиков. Народы России доверяли своим воинам самое дорогое - суверенитет страны. И чтобы оправдать это доверие, они мужественно и храбро защищали Родину, творили, берегли и приумножали её героические боевые традиции.

Сегодняшний повышенный интерес к боевой истории Отечества закономерен и понятен. Чем совершеннее становится наше общество тем дороже ему прошлое Родины, тем острее стремление познать его в полном объёме.

Одним из лучших достижений боевого прошлого являются выработанные столетиями боевые традиции русской армии, главным носителем которых являлся русский офицерский корпус.

Традиции офицеров русской армии имеют глубокие исторические и патриотические основы. Они стали органической частью быта и культуры народов, населявших Россию. Они вобрали в себя героические и патриотические цели защиты Отечества, обогатили военную историю нашей Родины и навечно прославили российское воинство.

В военной истории любого государства проявление военнослужащими мужества, самоотверженности и геройского поведения в бою всегда почиталось одной из важнейших воинских доблестей. Подвиги героев запечатлевались в народном эпосе, о них слагались баллады и песни, они находили отражение в литературе и изобразительном искусстве. Военная история российского Отечества - это богатейшая сокровищница ярких примеров мужества, стойкости, боевого мастерства и героизма русских солдат и офицеров. Такого рода боевые подвиги проявлялись в индивидуальных и коллективных формах в наиболее сложных и опасных боевых ситуациях при защите Отечества, требовавших от воинов максимальных волевых и физических усилий, напряжения всех духовных сил, высокого боевого мастерства. Именно на такой основе и формировались боевые традиции.

Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы русской армии прекрасно понимали значение боевых традиций в обучении и воспитании войск, в деле защиты Отечества.

Таким образом, традиции офицеров русской армии формировались на протяжении много вековой истории нашего государства, не в обстановке дворцовых нарядов, не в великосветских салонах, а на полях сражений, в тяжёлом ратном труде складывались, росли и крепли эти традиции.

С точки зрения социальной роли, говорил А.С. Макаренко, традиции - это "социальный клей", который соединяет воедино разрозненные территориально, но однородные по своему составу и социальному назначению единицы. Это соединение осуществляется посредством следующих составных элементов традиций.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 3801. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия