Студопедия — Философия и современный мир
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия и современный мир

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Как изменялись философские воззрения о природе?

2. Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия
и почему?

3. Как соотносятся понятия географическая среда и природа?


8.3. Римский клуб и исследование глобальных проблем

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащи­ми всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными могут быть названы следующие про­блемы:

♦ надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязне­нием окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов,
появлением озоновых дыр, парниковым эффектом„вырубкой ле­сов, кислотными осадками;

♦ демографический кризис, который способен привести к перена­селению планеты;

♦ экономический кризис, заключающийся во все возрастающем
разрыве между богатыми и бедными странами;

♦ военная опасность.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60-70-е гг. XX в., когда был создан Римский клуб — неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирова­ния к исследованию социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии ми­рового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Пре­зидентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построит!) прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени. В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой про­финансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов — численности населения и загрязнения среды. Первый док­лад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование! природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неми­нуемо придет к глобальной экологической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ пока­зал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. мине­ральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загряз­нение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок про­мышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные про­блемы современности.

Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались по­смотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаи­модействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в раз­нообразных и длительных кризисах, таких как энергетический, сырь­евой, продовольственный, демографический и, конечно, экологиче­ский. Модели становились все более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования услож­нились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов — пять развитых и пять развивающихся — и сделали вывод о том, что в обо­зримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых стра­нах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, со­кращение минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка воо­ружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положе­ния. Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и произ­водства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы рос­та» — уровень жизни развитых стран оказался недостижим для разви­вающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, ре­шения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, форми­рование новых ценностей и стандартов. (Прочитайте: Печчеи А. Чело­веческие качества.М., 1985.)

Какие же факты приводились в докладах Римскому клубу и какие делались выводы? Почему они произвели такое впечатление?

Рассмотрим подробнее каждую из глобальных проблем.

Экологическая проблема. Западная цивилизация реализовала тот путь научно-технического развития, по которому устремилось подав­ляющее большинство современных народов и стран. Но техническая цивилизация, основанная на промышленном производстве, приводит к хищническому использованию и истощению всех природных воз­можностей планеты. Пока большая доля затрат падает на развитые богатые страны, но с учетом стремления всех государств к повыше­нию жизненного уровня своего населения эти затраты будут все более и более увеличиваться. Их непомерный рост ограничен ресурсами пла­неты. Так, специалисты посчитали, что в США потребление энергии в 6 раз превосходит мировой уровень и в 30 раз — уровень развиваю­щихся стран. Если бы развивающиеся страны сумели добиться роста потребления минеральных ресурсов до уровня Соединенных Штатов, то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа — через 5 лет, угля — через 18 лет. При современных темпах раз­вития техники производство энергии на Земле через 240 лет превысит количество солнечной энергии, падающей на нашу планету, через 800 лет — всю энергию, выделяемую Солнцем, а через 1300 лет — пол­ное излучение всей нашей галактики. Такого, конечно же, не может случиться, поскольку это запрещает природа. Следовательно, суще­ствующие темпы экономического роста должны сократиться, челове­чество должно развиваться по иному, альтернативному пути. За пос­леднее столетие промышленное производство увеличилось более, чем в 50 раз, и 4/5 этого роста приходится на период с 1950 г. Идет широко­масштабная урбанизация, к концу XX в. половина населения будет жить в городах.

Более трети лесов, покрывавших Землю, уже уничтожены. «Облы­сение» планеты — одна из главных причин нарушения экологическо­го равновесия. Деревья дают не только необходимую энергию для при­готовления пищи и отопления, но и поглощают двуокись углерода, 200 млрд т которого мы ежегодно выбрасываем в атмосферу. Остано­вить уничтожение лесов отнюдь не просто. Вырубка лесов напрямую связана с энергетическими потребностями растущего населения Зем­ли (более 2 млрд людей все еще используют дрова для отопления и приготовления пищи). Если существующие ныне тенденции сохра­нятся, то живущие в бедности доведут до истощения мировые запасы древесины, а более состоятельное население модернизированных стран израсходует первичные запасы нефти к середине нынешнего столетия. Настоятельной необходимостью является смещение акцен­та на возобновляемые или избыточные источники энергии. Ухудше­ние состояния окружающей среды усугубляет положение бедной час­ти народонаселения мира, начинаются массовые миграции. Больше всего страдают от нищеты женщины и дети.

Среди проявлений надвигающейся экологической катастрофы ис­следователи называют также дефицит пресной воды, риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почвы и опустынивание, закисление природных сред, их химическое загрязне­ние искусственными неперерабатываемыми веществами. Существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные и транспорт. Парниковый эффект приводит к по­вышению температуры в атмосфере и к повышению уровня Мирового океана, а более 2 млрд людей живут не далее 60 км от побережья. За последние полвека было разрушено И % плодородной поверхности Земли, что больше, чем общая площадь Индии и Китая. Катастрофи­чески сокращается богатство биосферы: к 2010 г. необратимые потери могут достичь '/3 всех биологических видов.

До сих пор все усилия по охране окружающей среды предпринима­ются в рамках общепринятой парадигмы о неправильном ведении хо­зяйства и возможности технологического решения возникающих про­блем. Часто исходят из предположения, будто деформация окружающей среды есть некий постепенный процесс, в то время как могут наблю­даться обвальные процессы разрушения. В последние десятилетия на экологизацию производства были затрачены огромные средства, но глобальные изменения продолжаются, и темпы их нарастают. Только американские автомобили (не включая промышленность) сжигают ровно столько кислорода, сколько его образуется на территории США.

Для улучшения состояния среды требуются гигантские суммы. На­пример, чтобы в США, которые гораздо больше других поставляют в атмосферу углекислого газа, сократить его выбросы на 50 %, заместив Угольные станции на атомные, потребуется 50 млрд долларов.

Никакого другого источника, кроме биосферы и ее ресурсов, для Поддержания жизни не существует. Сейчас человек взял на себя лишь функции синтеза, занимаясь производством, а функции разложения! предоставил природе, надеясь на ее ассимилирующие возможности. Но значительная часть производимых веществ не поддается разложе­нию, к тому же ассимилирующая емкость биосферы исчерпана. На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами, но в XX в. появились опасные техногенные катастро­фы. Избавившись от угрозы быть съеденным волком, человек может попасть под колеса автомобиля. По подсчетам специалистов, в техно­генных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.

Будущее биосферы стало предметом пристального внимания пред­ставителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточно основательным для выделения группы философско-методологических проблем экологического прогнозирования.

Демографическая проблема. С возникновением глобальной демо­графической проблемы вспомнили имя Мальтуса, который еще 200 лет назад заявил, что возможности Земли растут в арифметической про­грессии, а численность человечества — в геометрической, поэтому вой­ны необходимы и спасительны. Сейчас ситуация такова, что надо со­кратить в 10 раз либо население планеты, либо потребности людей, поскольку надеяться на высокие технологии пока нереально. Темпы роста мирового населения таковы, что оно может удваиваться каждые 35 лет. Если предположить, что такие темпы сохранятся и в будущем, то уже к 2400 г. человечество плечом к плечу заполнит всю поверх­ность суши.

Число людей на Земле составляло около 800 млн человек к середи­не XVIII в. Затем наступил период все большего ускорения прироста населения. Примерно в 1820 г. численность населения достигла 1 млрд, в 1927 г. это число удвоилось. Третий миллиард был зафиксирован в 1959 г., четвертый — уже через 15 лет. В 1987 г. население достигло 5 млрд, а XXI в. встретили более 6 млрд человек. Самые сложные с демографической точки зрения страны — это Китай, где уже сейчас 1,1 млрд населения, и Индия, в которой будет около 1,5 млрд насе­ления к 2050 г. Ежедневный прирост населения сейчас составляет 232 тыс. человек, годовой прирост — 85 млн.

Рост народонаселения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире — одно из важнейших условий перехо­да к устойчивому эколого-экономическому развитию. Современная численность людей, по всей вероятности, удвоится и стабилизируется на уровне 12-15 млрд человек к концу XXI в. Хотя темпы роста населения в мире понемногу снижаются, абсолютные величины прироста быстро увеличиваются. Каждые сутки в мире становится на четверть миллиона людей больше. Существенная особенность современной де­мографической картины мира состоит в том, что 90 % прироста насе­ления приходится на развивающиеся страны, доля которых в общей численности мира превосходит 80 %. Основная масса населения мира живет и еще в большей степени будет концентрироваться в трех реги­онах: на юге и юго-востоке Азии (население Индии и Китая составляет 2Д населения мира), в Латинской Америке и в Африке. Существует прямая связь между демографическим взрывом и нищетой, она оче­видна в глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка — континент, который находится в самом тяжелом кризисе, имеет наибольшие темпы прироста, и в отличие от других континен­тов они там не снижаются. При среднегодовых темпах прироста насе­ления на 3 % производство продовольствия там увеличивается лишь на 2 % в год.

Демографический рост был вызван тем, что в бывших колониальных и зависимых странах в послевоенный период проводились элементар­ные мероприятия гигиены и здравоохранения, такие как вакцинация населения, борьба с эпидемиями, болезнями и голодом. В результате резко сократилась смертность населения при сохранении высокой рождаемости. Особую опасность представляет разрыв между ускорен­ным ростом населения и недостаточными темпами роста промышлен­ности. Нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь больше де­тей, поскольку дети — важная часть семейной рабочей силы. Они выполняют значительную часть домашней работы и являются един­ственной надеждой родителей, лишенных социапьного обеспечения, на поддержку в старости.

В действительности опасность номер один для нашей планеты — это нищета, в которой пребывает абсолютное большинство населения. Демографический взрыв в большой мере является следствием нище­ты. Мнение, что быстрорастущее население развивающихся стран и есть главная причина возрастающих глобальных сырьевых и экологи­ческих дефицитов, неверно. В среднем житель промышленно развитых стран потребляет в 15-20 раз больше продовольствия, топливных, минерально-сырьевых и других ресурсов, чем житель развивающихся стран, и примерно во столько же раз сильнее истощает природные ре­сурсы и загрязняет природную среду. Две трети населения земного Шара вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляю­щим примерно 5-10 % от уровня в наиболее развитых странах. Швед, швейцарец, американец потребляют в 40 раз больше ресурсов Земли, чем сомалиец, едят в 75 раз больше мясных продуктов, чем индиец. Один английский журналист высчитал, что английская кошка съеда­ет в два раза больше мясного белка, чем средний африканец, и стои­мость еды этой кошки больше среднего дохода 1 млрд людей в бедных странах. Более справедливое распределение земных ресурсов могло бы выразиться в том, чтобы обеспеченная часть населения планеты отка­залась бы от излишнего потребления.

Существуют ли средства решения демографической проблемы? Последние десятилетия Китай проводит жесткую программу ограни­чения рождаемости: за годы реформы в Китае не родилось 200 млн детей. Не следует забывать, что подобную программу Китай может осуществить лишь как страна с командно-административной системой управления. Самые высокие темпы роста населения сейчас в Индии, а китайские меры там абсолютно неприменимы. Любопытно, что социо­логи говорят о существовании лишь одного фактора, который неиз­бежно приводит к ограничению рождаемости: им является образова­ние женщин. Именно в тех странах, где имеется чрезмерно высокий прирост населения, социальный статус женщин очень низок. Повы­шение этого социального статуса, в том числе и через образование, потребовало бы изменения цивилизационных основ целого ряда куль­тур. Процесс неудержимого прироста населения Земли неравномерен, в нашей стране на фоне происходящих социальных катаклизмов смерт­ность на 1 млн человек в год превышает рождаемость. В развитых странах приросты минимальны.

Экономическое неравенство. Собираясь встречать «миллениум», философы, экономисты и социологи стали вспоминать прогнозы, де­лавшиеся в середине XX в. и сравнивать их с реальностью. После Вто­рой мировой войны, после распада колониальной системы существо­вало представление о том, что различие в экономическом развитии между бывшими метрополиями и бывшими колониями постепенно будет сокращаться. Действительно, бедные страны стали богаче, чем раньше, но экономически развитые странььза последние полвека «уле­тели» так далеко вперед, что догнать их теперь не представляется возможным. Из 6 млрд населения земного шара один является «золо­тым миллиардом» с высоким уровнем и качеством жизни, резко отли­чаясь своим образом жизни от остальных 5 млрд.

Существует небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, новейшей информационно-компьютерной технологией, с высоким уровнем благосостояния, и основная масса

стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии, с массовой безработицей, ростом народонаселения, нестабильностью внутренней жизни. Экономика развитых стран вза­имно интегрирована. Возник не просто мировой рынок, а транснацио­нальное хозяйство. 50 основных финансовых групп и 40 тыс. транс­национальных компаний контролируют около трети всех частных производителей.

За год население увеличивается на 85 млн. Из этого общего числа новорожденных около 78 млн приходится на нищие развивающиеся страны, и только 7 млн — на процветающие страны. К 2020 г. 83 % на­селения будут жить в развивающихся странах, и только 17 % — в дру­гих. Население Африки может утроиться за 45 лет с 1980 по 2025 г. и возрастет с 50Q млн до 1,5 млрд. Уже сейчас боле 300 млн африканцев страдают от хронического недоедания и 60 млн живут на грани голода. Никто не знает, сколько именно африканцев умирает от СПИДа. Ин­дия дает миру '/3 всех неграмотных, а США и Канада тратят на обра­зование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны. Отмечается феноменальный рост экономики Китая, доля которого в ВВП составляет 10,2 %, в то же время доля России в мировом ВВП сократилась с 7,3 до 2,7 %. Темпы роста ВВП на душу населения в Китае были рекордными (более чем в 10 раз). Разрыв между уровнем ВВП на душу населения в странах с их мини­мальными и максимальными значениями составляет 108 раз.

Разрыв в экономическом развитии тесно связан с демографическим ростом, но объясняется не только им. Встает вопрос о том, в какой мере большая часть населения земного шара способна успешно реализовать западный технический путь развития и могут ли западные ценности рассматриваться как общечеловеческие. Очевидно, что без реальной помощи западных стран преодолеть разрыв не удастся. Существова­ние и дальнейшее усугубление этого разрыва опасно и для самого «зо­лотого миллиарда», что уже давно понято ведущими социологами и недавно, после событий 11 сентября 2001 г. в США, осознано всеми. Еще в 1999 г., анализируя статистические данные об экономическом нера­венстве на основе доклада ООН о человеческом развитии за 1998 г., 3. Бжезинский привел цифры, говорящие сами за себя: «Три самых богатых человека в мире имеют совокупное личное состояние, превы­шающее ВВП 48 наименее развитых стран вместе взятых. Американ­цы тратят на косметику 8 млрд долл. в год. По оценкам ООН, б млрд Долл. в год хватило бы для того, чтобы дать всем детям мира начальное образование. Европейцы съедают мороженого на 11 млрд долл. в год, в то время как 9 млрд долл., предоставленных ООН, вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить чистой водой и надежной канализацией всех нуждающихся. Американцы и европейцы расходуют 17 млрд долл. на корм для домашних животных; если увеличить гуманитарную по­мощь до 13 млрд долл., то можно было бы обеспечить элементарной медицинской помощью и накормить всех желающих по всему миру. 225 самых богатых людей планеты имеют совокупное состояние бо­лее, чем в 1 трлн долл., а3/. из 4,4 млрд жителей развивающихся стран лишены канализации, l/3 ~ чистой воды и '/. — медицинского обслу­живания». После событий 11 сентября 2001 г. приводилось и такое сравнение: завтрак в WTC (Всемирном торговом центре) в Нью-Йор­ке обходился примерно в 20 долл., что составляет среднегодовой до­ход афганского крестьянина.

Военная опасность. Человечество оказалось в XX в. в беспрецедент­ной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. «Ядерной зимой» на­звали физики и экологи последствия применения ядерного оружия. Военная угроза по-прежнему является самой опасной из глобальных проблем. Хотя в последнее время снизилось чувство страха и ощуще­ние обреченности, но для благодушия нет оснований. Проводятся ядерные испытания, расширяется количество стран, владеющих ядер­ным оружием, идет его миниатюризация. Опробуются принципиаль­но новые виды оружия. Ежегодно правительства разных стран мира тратят около 1000 млрд долларов на вооружения и другие военные цели и лишь ничтожную долю этой суммы — на нужды здравоохранения, образования и социальной сферы. Использование оружия массового уничтожения может быть спровоцировано нарастающим экономиче­ским неравенством. Перенаселенность планеты и нищета подавляюще­го большинства ее жителей способны привести к обострению полити­ческих конфликтов и спровоцировать применение оружия массового уничтожения, что, в свою очередь, приведет, как уже говорилось, к гло­бальной экологической катастрофе.

Трудности, с которыми столкнулось в настоящее время человече­ство, не могут быть легко и просто преодолены технологическими средствами. Ситуация остается одной и той же, чего бы мы ни косну­лись, будь то рост народонаселения, урбанизация, уничтожение лесов, нехватка продуктов, загрязнение окружающей среды. Человечеству следует не только искать новые пути и способы, которые бы привели природу в согласие с нами, но и искать пути изменения наших стимулов и ценностей. Проблема пределов человеческого роста и человеческого развития, по мнению А. Печчеи, является по сути своей проблемой главным образом культурной, поскольку возникает колоссальный раз­рыв между материальными возможностями человека и его культурой. Имеется множество альтернатив, новых образов жизни, производства и потребления.

Некоторые исследователи считают, что грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической. Основные условия спа­сения и перехода к новой альтернативной цивилизации предполагают восстановление топливно-энергетического и минерально-сырьевого баланса, глобального демографического баланса, восстановление эко­логии планеты, всеобщего и полного разоружения и гуманности как системы ценностей. Альтернативная цивилизация — это цивилизация низкоэнергетическая, высокоустойчивая, экологически чистая, полно­стью демилитаризованная и подлинно человеческая.

В Интернете помещены интереснейшие данные о «глобальной де­ревне»:

«Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выгля­деть население этой деревни:

♦ 57 азиатов;

♦ 21 европеец;

♦ 14 американцев (северных и южных};

♦ 8 африканцев;

♦ 52 будут женщинами;

♦ 48 мужчинами;

♦ 70 не белыми;

♦ 30 белыми;

♦ 89 гетересексуальными;

♦ 11 гомосексуальными;

♦ 6 человек будут владеть 59 % всего мирового богатства и все будут
из США;

♦ у 80 не будет достаточных жилищных условий;

♦ 70 будут неграмотными;

♦ 50 будут недоедать;

♦ 1 умрет;

♦ 2 родятся;

♦ у 1 (только у одного) будет компьютер;

♦ 1 (только один) будет иметь высшее образование.

Если сегодня с утра вы проснулись здоровым, то вы счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели.

Если вы никогда не переживали войну, одиночество тюремного за­ключения, агонию пыток или голод, вы счастливее, чем 500 млн чело­век в этом мире.

Если вы можете пойти в церковь без страха и угрозы заключения или смерти, вы счастливее, чем 3 млрд человек в этом мире.

Если в вашем холодильнике есть еда, вы одеты, у вас есть крыша над головой и постель, вы богаче, чем 75 % людей в этом мире.

Если у вас есть счет в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, вы принадлежите к 8 % обеспеченных людей в этом мире».

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какие именно исследования проводились Римским клубом?

2. Как связаны между собой глобальные проблемы?

3. Каковы возможные выходы из кризиса?

8.4. Современная техническая цивилизация

Мысли о кризисе новоевропейской культуры и цивилизации не раз высказывались как философами, так и историками. В концепциях Да­нилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе цивилизации. После Второй мировой войны казалось, что кри­зис миновал, но на самом деле он лишь приобрел новую форму — ла­винообразного роста глобальных проблем. Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление — признак такого кризиса циви­лизации, который уходит корнями в историю европейской культуры. Все страны мира, пытаясь достичь уровня промышленно развитых стран Запада, стремятся идти по их пути. Кризис современного обще­ства является и кризисом современного человека.

Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает основание рассмотреть проблемы современного этапа. Его называют по-разному: научно-технической революцией, технологической революцией, ин­формационной, компьютерной, отмечая, что суть процесса — это но­вый постиндустриальный этап развития. Конечно, данные характери­стики относятся в основном к западной (американской и европейской) и японской цивилизациям, хотя определенные черты этих процессов просматриваются и в других обществах. Главное здесь — рост значе­ния информации в жизни общества. Появление в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило радикально из­менить промышленное производство и образ жизни людей. Для фи­лософского анализа главное в данном процессе — то, что изменилось положение и роль человека в мире, его взаимоотношения с природой и техникой. Чаще всего это определяют как появление информационного общества и информационного человека. Современные мысли­тели по-разному оценивают содержание происходящих изменений в обществе: одни смотрят на будущее с надеждой, другие же высказыва­ют серьезную обеспокоенность нынешним положением.

В 1949 г. вышла в свет книга Ж. Фурастье «Великая надежда XX ве­ка». По мнению исследователя, интенсивное научное и техническое развитие,открывает перед человечеством возможность эволюции в сторону создания «научного общества», избавленного от политиче­ских, социальных и религиозных антагонизмов. Наука и техника в этом грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только об­щества, но и человека. Фурастье предложил своего рода «компьютер­ную утопию», а его взгляды стали истоком для многих более поздних технократических воззрений. Можно сказать, что Фурастье привлек внимание к проблеме человека и его будущего в связи с процессами развития науки и техники.

В 1970 г. появилась книга Э. Тоффлера «Футурошок», описыва­ющая те изменения, которые должны произойти с человеком в бли­жайшем будущем. В трудах американского социолога Д. Белла о «пост­индустриальном» обществе оно характеризуется новой социальной структурой, базирующейся не на основании собственности, а на зна­нии и квалификации. Обществом станут управлять организаторы на­уки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития об­щественной жизни станут научные центры. 3. Бжезинский в книге «Между двумя веками» утверждает, что постиндустриальное обще­ство станет «технотронным» в результате непосредственного влияния техники и электроники на разные стороны жизни общества, его нра­вы, социальную структуру и духовные ценности (подробнее см.: 6.4. Культура и цивилизация).

Такой философ, как К. Ясперс, отвергает представление о «демо­низме» техники, считая, что дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия на­учно-технического развития. По Ясперсу, техника — только средство, все зависит от того, что из нее сделает человек, каким проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что ею может быть достигну­то, она является лишь орудием в руках человека.

Из XIX столетия пришли две идеи: одна из них социалистическая, другая — научно-технологическая. Социалистическая идея вдохнов­лялась социальной справедливостью, а технократическая — экономи­ческой эффективностью. Обе они столкнулись с границами, постав­ленными возможностями биосферы. Девиз коммунизма «каждому по потребностям», как и мечта о науке, которая решит все проблемы, осо­бый «технократический оптимизм» остались на уровне благих поже­ланий. Если стандарт потребления аутсайдеров поднять до «золотого миллиарда», то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии.

Важно изменение традиционных способов и типов мышления.

В сложившейся ситуации общество может выбирать лишь один из двух путей: сплочение всех людей ради сохранения жизни на Земле или борьбу за природные ресурсы, использование всех возможностей в попытке обеспечить только для своей страны экологически чистое пространство и энергию. Второй путь предполагает обострение поли­тических и экономических противоречий не просто между государ­ствами, а уже и между цивилизациями. Подобный вариант событий уже обсуждается философами и политологами. Так, например, боль­шие дискуссии в России и за рубежом вызвали статьи Самуэля Хан­тингтона. По мнению Хантингтона, цивилизации как субъекты ми­ровой политики пришли на смену нациям-государствам, поэтому принципиальный конфликт в глобальной политике будет происхо­дить между отдельными цивилизациями. Цивилизациями он называ­ет культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями и религией. Хантингтон выделяет 8 цивилиза­ций, являющиеся реальными сообществами с реальным разделением границ: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуист­скую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую. Хантингтон считает, что отношения цивилизаций принципиально конфликтны, поскольку в основе их различий лежат оригинальные системы ценностей. Столкновение цивилизаций может, с его точки зрения, происходить на двух уровнях: макроуровень — международ­ный уровень борьбы цивилизаций и микроуровень — внутренняя нестабильность тех государств, на территории которых проходят цивилизационные разломы. Согласно теории Хантингтона, могут воз­никнуть глобальные конфликты между такими цивилизациями, как западное христианство и православие, православные и мусульма­не, западной и исламской цивилизацией, мусульманами и индуиста-ми в Индии. Столкновение цивилизаций представляет угрозу внут­ренней стабильности, в особенности для таких стран, как Турция, Мексика и Россия.

Нобелевский лауреат К. Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь «смертных грехов» цивилизованного человечества, называя среди них перенаселенность планеты, опустошение жизненного пространства, безудержный рост производства и потребления, научное доктринерство, ядерное оружие, разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между молодым и старшим поколением.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на понятие качества жизни человека как интегральный показатель уровня развития обще­ства. При всех поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации жизнь человека в основном не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее.

Поневоле приходится возвращаться к оценке и переоценке системы ценностей современного мира. Неслучайно практически во всех совре­менных цивилизациях набирают силы концепции фундаментализма, сутью которых является фанатичное стремление изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлени­ями и заповедями. Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что фундаментализм являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества. Отвергая многие ценности современного мира, такие как демократия и либерализм, фундамента­листы тем не менее воспринимают все технологические достижения компьютерной революции.

Когда-то Альберта Эйнштейна спросили: «Чем будут сражаться люди в третьей мировой войне?» Он ответил, что не знает, чем будут сражать­ся в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне будут сражаться дубинами. Другой выдающийся мыслитель и гуманист Альберт Швейцер сформулировал этический принцип бла­гоговения перед жизнью, значение которого не только не уменьшилось на рубеже XX-XXI вв., но и колоссально возросло. Реальности инфор­мационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют обращаться к поиску механиз­мов стабилизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации возможности непредсказуемых процессов и явлений. При всех успе­хах науки, техники, технологии — главная надежда все же связывает­ся с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше на­зывали провидением, а сейчас законами истории и закономерностями развития общества. Есть основания полагать, что мировая цивилиза­ция в целом находится на рубеже, когда необходимо определять но­вые горизонты развития с целью неотложного решения глобальных проблем современности. Это заставляет по-новому взглянуть на про­цессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций. Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения пра­ва каждого человека и биосферы в целом на существование.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Каковы основные характеристики современной технической ци­вилизации?

2. Воспроизведите суть прогнозов оптимистического и пессими­стического сценариев будущего развития общества.

3. В чем заключается концепция столкновения цивилизаций С. Хан­
тингтона?

Философия и современный мир

На пороге XXI в. в общественном сознании все более утверждается мысль, что человечество находится на крутом переломе. Об этом сви­детельствуют как катаклизмы нашего века (две мировые войны, ряд революций, в ходе которых проявилась отвратительная жестокость, разрушение общечеловеческих ценностей, социальный и нравствен­ный хаос, геноцид в отношении целого ряда народов), так и глобаль­ный кризис общества, показателями которого являются надвигающаяся экологическая катастрофа, демографическая проблема, экономиче­ское неравенство. Многие философы и футурологи отмечают проти­воречия, связанные с формированием новой глобальной (планетар­ной) цивилизации.

Кризис западного мира и общества был подробно проанализирован испанским философом X. Ортега-и-Гассетом в его знаменитой




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классификация глинистых (пластичных) материалов | Понятие «глобальные проблемы современности» и их классификация

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1039. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия