Возникновения языка
Сейчас на земном шаре нет ни одного языка, который сохранил бы память об этих ранних этапах развития. На основании данных многих наук можно проследить процесс возникновения языка. Палеоантропология изучает, как возник биологический вид «человек» с его анатамо-физиологическими особенностями; археология позволяет по остаткам орудий труда, предметов быта первобытных людей восстановить уровень развития их сознания, особенности их мышления; нейрофизиология и нейропсихология - способны определить, какие из участков коры головного мозга сформировались раньше, какие позднее. Большое значение проблема возникновения языка, его роли в обществе придавал И.Гердер. В своей работе «О происхождении языка» (1772 г.) он пытается объяснить появление языка на основе изучения естественных языков, определяющих бытие человека. Как живое существо человек подчинен природным закономерностям; но в качестве животного он плохо приспособлен к жизни в природе. От гибели его спасает исключительная способность – «смышленость». Она позволяет человеку даже превзойти животных в деле выживания. Смышленость, вместе с общественными связями между людьми, находит свое выражение в языке. В своей целостности мысль, общество и язык являются особой человеческой формой жизни и равнозначны для Гердера человеческой культуре. Исторической становление и развитие языка он осмысливает как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур. Следовательно, язык – инструмент разума, средство сплочения людей, их общения между собой. Значительный вклад в изучение языка внес выдающийся русский и украинский ученый XIX в. А.А. Потебня. Язык он рассматривал как компонент культуры, духовной жизни народа. Отсюда его интерес к обрядам, мифам, песням славян: ведь здесь язык воплощается в разнообразных формах, в нем проявляется душа народа. А.Потебня тщательно изучал поверья и обычаи русских и украинцев, сопоставлял с культурой других славянских народов, опубликовал ряд своих капитальных трудов, составивших вклад не только в языкознание, но и фольклористику, этнографию, историю культуры. А. Потебню живо интересовала связь языка с мышлением. Этой проблеме посвящена одна из первых его книг – «Мысль и язык» (1862). В этом труде он сформулировал ряд оригинальных и глубоких теоретических положений – пишет об органическом единстве материи и формы слова, выделяет поэтический (образный. Символический) и прозаический типы мышления. С развитием мышления ученый связывал эволюцию языка. Он размышлял над общими вопросами происхождения языка, процессами его обновления в ходе исторического развития. Во времена А. Потебни преобладал «атомарный» подход к изучению языка, т.е. каждое языковое явление рассматривалось само по себе, в отрыве от других и от общего хода языкового развития. Поэтому поистине новаторской была мысль ученого о том, что то или иное событие в истории языка надо изучать в его связях и отношениях с другими. А. Потебня, как и многие другие мыслители, видел основное назначение языка и культуры в том, чтобы гуманизировать мир и отношения людей в нем.
|