Каждый человек от рождения располагает генетически унаследованным «стандартным» набором потребностей (еда, сон, безопасность). Но по мере освоения человеком социального способа жизнеобеспечения его потребности, биологические по происхождению, все больше социализируются, «очеловечиваются», индивидуализируются. Появление социальных форм и средств удовлетворения биологических потребностей ведет к их качественному преобразованию - превращению в биогенные потребности -биологические по своему происхождению, но социальные по способу функционирования (существования и удовлетворения) потребности (они обычно обозначаются как естественные, витальные, фундаментальные, элементарные и т.п.). Именно они выступают наиболее адекватным выражением биосоциальной природы человека. Здесь социальное проникает в биологическое и видоизменяет его настолько, что оно в сущности теряет свой биологический характер, становится социальным.
Вместе с тем развитие индивида порождает потребности собственно социального его существования - социогенные потребности. Человек обеспечивает самосохранение путем взаимодействия с внешним миром и в особой форме, какой является социальная деятельность.
Социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, как биологические и материальные, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Человек, с одной стороны, представляет собой биологический организма с другой - всегда выступает как член того или иного социального организма, как представитель общества на определенной ступени его развития, следовательно, как представитель определенного класса, профессии, той или иной социальной группы. Человек - существо в буквальном смысле слова диалектическое, а не существо, которое можно расчленить, хотя бы мысленно, на две стороны: «с одной стороны - социальное существо, а с другой - биологическое». Это значит, что любое социальное отправление, любое действие, любое проявление социальной жизни в человеке обеспечиваются биологическими механизмами, прежде всего механизмами нервной системы. В то же время все биологические функции организма человека подчинены выполнению его социальных функций.