Студопедия — Вопрос о взаимосвязи эмоций и творчества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос о взаимосвязи эмоций и творчества






Лекция 3. 3. Роль эмоций в творчестве

Вопросы:

1. Вопрос о взаимосвязи эмоций и творчества. 1

2. Понятие и сущность интеллектуальных «эмоций». 3

3. Характеристика базовых интеллектуальных «эмоций». 4

Интерес. 4

Любопытство.. 5

«Чувство» уверенности – неуверенности (сомнения) 5

Эмоция догадки.. 6

Удивление. 6

Вдохновение. 9

Удовлетворение, радость, воодушевление. 9

Сомнение, тревога. 10

Фрустрационные эмоции.. 11

Ничто великое в мире не совершалось без страсти.

Галилей

Вопрос о взаимосвязи эмоций и творчества

 

Психолог Выготский Л. С. считал, что психология творчества опирается, прежде всего, на исследование эмоций. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Замечено, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли, а это указывает на то, что им присущи высокий уровень эмпатии и эмоциональная экспрессивность.

Эмпатия (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого) — (1) когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека; (2) викарная (замещающая) эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции и подражает им (разделение эмоций с другим человеком); (3) принятие в собственном сознании роли другого человека; (4) в теории личности Г. Салливана — невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их проговаривания; (5) способность индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Впервые термин эмпатия появился в английском словаре (1912). Одно из первых определений можно найти в работе Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному».

В процессе работы автора над произведением имеет место некоторая идентификация художника с творимыми им образами. Но как бы ни воплощал себя художник в образ, между ними всегда сохраняется дистанция. С проблемой идентификации сопряжена способность вживания художника в образы своего произведения. Такое вживание может быть разным не только в различных, но даже в одной и той же области искусства.

По данным философа и психолога Е. Я. Басина, творческие личности обладают признаками высокой эмпатийности: они часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли. Эмпатия, по мнению Басина, призвана стирать границы между Я творческого субъекта и внешним Я объекта творчества.

Русский философ Н. А. Бердяев (1989), говоря о творчестве, акцентировал внимание не на результате (продукте) творчества, а на кульминации творческого процесса — на состоянии творческого озарения, экстаза. Однако стремление отразить роль эмоций в процессе творческой интеллектуальной деятельности приводит к не совсем адекватным представлениям, искажающим само понимание сущности эмоций. Это касается большинства так называемых интеллектуальных эмоций (интеллектуальных чувств). Например, говорят о жажде познания, духе поиска, жажде открытий.

Исследователь Ильин Е. П. отмечает, что эти метафоричные словосочетания звучат красиво, но мало убеждают в том, что речь идет именно об эмоциях, а не о потребности в изучении неизведанного.

Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., ссылаются на исследования К. Роджерса, который одним из первых определил, что творческий процесс сопровождают специфические для творческой деятельности эмоции, которые не дифференцируются ни в одной классификации эмоций в психологии. Эти переживания относятся к сфере высших чувств. Они выражаются в эмоциональном состоянии «открытия» («Вот оно!», «Я открыл!», «Вот то, что я хотел выразить!»).

Вопрос о роли эмоций в интеллектуальной и особенно творческой деятельности неоднократно возникал при изучении процесса получения нового знания индивидом.

Постепенно понимание места эмоций в творческом процессе расширялось. Современные исследования показывают что интеллектуальный, творческий процесс невозможен без эмоциональной активации; что состояние эмоциональной активации предшествует словесному формулированию принципов решения задачи; что эмоциональные переживания являются своеобразным «пеленгом», который позволяет сканировать «перспективные области» в пространстве решения задачи. Показано, что положительные эмоциональные состояния влияют на память, рассуждения, готовность рисковать, когнитивную организацию и принятие решений. Отмечают исследователи и роль эмоций в порождении метафор как одного из видов продукта креативности. Метафора (от греч. metaphora – перенос) – оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения.

 

 

2. Понятие и сущность интеллектуальных «эмоций»

Под интеллектуальными эмоциями (чувствами) понимают специфические переживания, возникающие у человека в процессе творческой мыслительной деятельности. Термин «интеллектуальное чувство» сформулирован в первой половине 19 в. в школе немецкого философа, психолога, педагога, одного из основателей научной педагогики И. Гербарта. Однако эти чувства рассматривались представителями данной школы или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. По существу, интеллектуальное чувство в их представлении есть не что иное, как сознательная оценка отношений между представлениями, и ничем не отличается от познавательных процессов. Поэтому в качестве интеллектуальных чувств они выделяли чувство новизны, контраста, перемены, удивления.

Необходимо отметить, что у разных учёных, философов и психологов состав интеллектуальных эмоций (чувств) значительно расходится. Одни исследователи говорят об изумлении, удивлении, страсти, которые можно отнести к аффективным реакциям, другиу за интеллектуальные чувства принимаются когнитивные процессы: либо суждения как результат логических операций, согласие, противоречие, легкость или трудность, истинность или ложность, уверенность или неуверенность; либо элементы мышления, не являющиеся образными: сходство, импликация, совпадение, отношения

Использования термина «чувство», означает осознание человеком мыслительных процессов.

Современные исследователи к интеллектуальным эмоциям относят удивление, чувство догадки, уверенность, сомнение. Основанием для их выделения и отделения от «автономных» эмоций (страха, гордости, любви и т. д.) является особая функционально-генетическую связь с мыслительной деятельностью. Они не только возникают в ходе мыслительной деятельности, — пишет Васильев И. А., — но и направляются на неё, оценивают её успешность и неуспешность с точки зрения мотивов мыслительной деятельности и на основании этой оценки активно воздействуют на ход мыслительного процесса для удовлетворения, в конечном счете, познавательных потребностей субъекта.

Вопрос. Несмотря на приписывание столь широких функциональных «обязанностей» интеллектуальным эмоциям, остается совершенно непонятным, чем отличаются эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности (радость, удовлетворение или, наоборот, разочарование, досада, злость), от тех же эмоций, связанных с результатом двигательной деятельности, добывания пищи и т. д?

Исследователь К. Изардом предлагает использовать особый термин — аффективно-когнитивные комплексы как результат взаимодействия эмоционального реагирования и процесса познания.

2. Характеристика базовых интеллектуальных «эмоций»







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 2216. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия