Целебные снадобья
Поскольку ваша личная реальность во многом зависит от вашего мировосприятия, то « отражения », возникшие и накопившиеся в « зеркале » вашего сознания за период саде сати как и в любое другое время ), будут формировать вашу реальность до тех пор, пока вы не устраните их. Подобно стенам комнаты, не пропускающим свет извне, планеты могут затемнять наше восприятие. « Свет » их подобен тени — как у Раху и Кету, Лунных Узлов, которые не светятся, а лишь отбрасывают тень. Свет Девяти Грах может заточить вас в темницу — но достаточно лишь открыть окно, и темнота рассеется, а с нею исчезнут и те иллюзии, которые она порождает. Для этого существуют особые астрологические « лекарства », « целебные снадобья » ( упайя ), одним из которых является « Величие Сатурна ». Этот целительный миф распахивает окно, через которое свет проникает внутрь вашего существа и « смывает » образы, накопившиеся в зеркале вашего сознания. Например, один учёный-религиовед много лет подряд пытался написать научный труд о Сатурне и сетовал на то, что « работа всё время откладывается ». Вероятно, это происходило потому, что он, сам того не сознавая, привлёк в свою жизнь яркий и мощный образ Сатурна ( который, собственно, и воплощает все формы отсрочек, задержек, препятствий ). А если бы он воспользовался упайей и заручился разрешением Сатурна на эту работу и его поддержкой, то путь его расчистился бы и все препятствия были бы устранены. Упайи — наглядные доказательства того, что индийская традиционная культура отнюдь не полностью фаталистична. Упайи — это средства, позволяющие человеку соединиться и прийти в созвучие с сущностью тех законов Вселенной, которые представлены ликами Девяти Планет. Гороскоп — это карта индивидуальной кармы человека, в которой каждому из Девяти « Захватчиков » отводится определённая роль. Читая эту карту, астролог определяет, в каких областях жизни человек может достичь успеха, почти не прикладывая усилий, а какие области, напротив, полны ловушек и опасностей, возникших как неизбежные следствия наших прежних поступков. Во многих случаях судьбу можно исправить. Поэтому одна из наиболее ценных для нас возможностей астрологии — способность установить с её помощью, что именно в нашей судьбе поддаётся « излечению », а что — нет, и выяснить, в какой области обращение к « целебным снадобьям » принесёт нам благотворный результат. Под влиянием грах могут возникать самые разнообразные препятствия, но столь же разнообразны и пути, которыми можно устранять эти помехи. « Величие Сатурна » — прекрасный образец одного из видов упайи. Эта целительная легенда может помочь любому, чей гороскоп отягощён « жестоким взором » Сатурна, — но особенно полезно это средство для тех, кто страдает от пагубного влияния саде сати, зловещих Семи с половиной лет. « Величие Сатурна » поможет вам вынести всё, что выпадет на вашу долю в это мрачное время. С его помощью можно свести до минимума все недоразумения и размолвки, которые вносит в вашу жизнь эта грозная планета. Но даршан образа Сатурна может оказать своё зловещее влияние на человека и за пределами саде сати — даже в момент возвращения благоприятного в гороскопе Сатурна. И в этом случае « Величие Сатурна » также поможет вам изменить особо пагубные свойства вашей « врождённой натуры ». Структура гороскопа, начертанная Девятью Планетами, предопределяет форму и интенсивность образов, которые будут возникать в сознании владельца гороскопа независимо от того, отдаёт он себе в этом отчёт или нет. Задача упайи — обуздать эти образы, либо вытеснив их образами более здоровыми и укрепив наш образ « я », либо наладив здоровые отношения между образом « я » человека и образом грахи. Роль упай могут выполнять особые психологические техники, помогающие нам установить связь с миром архетипов. Но существует и множество других целебных средств, которые действуют на уровне законов Вселенной, формирующих основы нашей интеллектуальной и культурной среды обитания. Выйти на этот уровень, лежащий гораздо глубже областей, доступных психологии, легче всего именно через прямой контакт с Девятью Грахами. В перечень упай ( множество которых столь же велико, как всё бессчётное разнообразие возможных действий ) входят: многократное повторение мантр ( священных слов ) или молитв, ношение при себе особых драгоценных камней или других предметов, употребление в пищу определённой еды или других веществ, прошедших специальную обработку и подготовку, соблюдение постов и других обетов, совершение особых актов благотворительности, а также поклонение огню, планетам или иным божествам. Кроме того, один из способов расположить грахи в свою пользу — читать и прослушивать мифы о планетах. Вот почему чтение или слушание « Величия Сатурна » также является упайей. В вопросе о том, в чём заключается сам механизм действия упайи, существуют значительные разногласия. Некоторые авторитеты предполагают, что благотворные эффекты упайи развиваются главным образом через посредство веры. Когда, например, спортсменка следует в своих постоянных тренировках какому-либо особому ритуалу с глубокой верой в его эффективность, она закладывает фундамент достижения высокого мастерства в своём виде спорта. Достигнув этого уровня, она может, продолжая выполнять ритуал, с которого начинала тренировки, дойти до вершин своих возможностей через осознанные и неосознанные связи и ассоциации, накопленные за время совершения ритуала и усиленные верой в его действенность. Подобным образом, когда человек совершает ритуал упайи и следует ему с глубокой верой, его собственный образ « я » становится много сильнее. И этот укреплённый образ « я » может со временем стать ярче любых таящихся внутри человека образов, порождённых грахами. Другие скажут, что всякое действие влечёт за собой те или иные следствия, далеко не всегда очевидные, и проследить причину того или иного события иногда просто невозможно: трепет крыльев бабочки в бассейне Амазонки может породить тайфун у берегов Тайваня. Именно так действует и ритуал упайи. Один из примеров того, как далёкая и, казалось бы, ничтожная причина в небе может оказать мощное воздействие на землю, — молния, которая вспыхивает под действием космических лучей. Молния представляет собой каскады электронов. Её зигзагообразные очертания связаны с тем, что электронный каскад иссякает или разрушается каждые 200 — 300 метров и может возобновиться только под действием другого космического луча. Следовательно, « каждая молния, которую вы видите на небе, есть часть процесса высвобождения энергии, начавшегося где-то на другом конце Галактики, за тысячи световых лет от места, где вы её наблюдали » ( журнал « Дискавер », апрель 1993 г., с. 10 ). Точно также гипотеза « скрытой причинности », лежащей в основе действия упайи, предполагает, что совершение ритуала упайи ( космический луч ) производит посредством невидимого механизма некое действие ( молния ), которое подавляет или уничтожает образ грахи в сознании того, кто совершает этот ритуал. Это своего рода « биологическая обратная связь с макрокосмом », вид молитвы, способный изменить — и действительно меняющий — положение вещей. Доктор Ларри Досси в своей книге « Исцеляющие слова » выражает эту мысль так: « Похоже, « контагиозная магия » вплетена в самую ткань Вселенной !» ( Dossey, с. 155 ). Однако в своих крайних проявлениях гипотезы, рассматривающие механизмы действия контагиозной магии, сами могут стать чисто механистическими. Например, индийские философы, придерживающиеся системы мимамса, доходят до того, что вообще отрицают необходимость какой-либо веры в эффективность совершаемого действия. Согласно доктрине мимамсы, каждый правильно совершённый ритуал обязательно должен повлечь за собой ожидаемый эффект — независимо от того, в каком состоянии сознания находился в это время человек, совершавший обряд. Однако думать, будто эффективность обряда зависит лишь от того, насколько точно он исполнен, неправильно. Даже если сила его действия и зависит от Точности физического выполнения, то нельзя забывать, что физические действия всё равно находятся под контролем ума. Где в такой концепции формальной правильности отводится место вере ( или её недостатку ) — этому психическому « действию », которое достигает таких областей и затрагивает такие законы, к которым физический ритуал не может даже приблизиться? Упайю можно считать выполненной правильно лишь в том случае, когда её воздействия, резонируя на всех уровнях существа, заставляют тело, ум и дух устремиться одновременно к заветной цели. Не столь « механистический » способ, которым может действовать « контагиозная магия », — это механизм благословений и проклятий. Когда вы делаете то, что приносит вам удовольствие и при этом оказывается так или иначе полезным для других людей, люди ( как правило ) « благословляют » вас за эту поддержку. Этот механизм, который, в частности, является одной из основ благотворительности, применим и ко всему Творению в целом, так как каждый из нас есть звено в цепи Творения. Когда вы с осознанным желанием помочь кормите собаку или даже муравья, вы становитесь звеном цепочки причин и следствий, которая рано или поздно принесёт вам воздаяние за доброе дело — как от растения или животного, которое вы поддержали, так и от самой Природы, которая любит людей, добровольно служащих ей. И напротив, если вы мучите, обижаете или убиваете живых существ, это ( как правило ) побуждает их проклясть вас. И это проклятие определяет вам место в гораздо менее приятной кармической цепочке, воздаяние в которой едва ли принесёт вам радость. Что же касается более тонкого и потенциально гораздо более глубокого уровня действия этого механизма, то надлежащие поднощения способны удовлетворить и порадовать божеств — и великих, как сами планеты, и малых, как духи природы ( деревьев, рек, гор и так далее ). Проект « Финдгорн » [26] — это прекрасный пример того, как даже в сложных условиях община, находящаяся под благословением и защитой местных духов, может достичь процветания. Вероятно, механизм действия каждой упайи содержит в той или иной степени все эти элементы. Однако самая важная составляющая любой упайи — это всё же вера. Физическое исполнение ритуала — это лишь верхушка айсберга, и формальное совершение упайи вовсе не гарантирует избавления от бед и несчастий. Когда пандит предложил царю Викраме средства, при помощи которых можно было бы облегчить бремя Семи с половиной лет, царь ответил, что готов сделать всё, чтобы ублажить Сатурна, но сомневается, что ему это поможет. Эти его сомнения были, конечно же, первым симптомом того, что сознанием царя уже овладел образ Сатурна, так как сомнение — одно из основных свойств этой планеты. Имеющие веру хотя бы с горчичное зерно способны сдвинуть горы — и двигают их, не нуждаясь более ни в каких средствах. Остальным же вера в эффективность чётко проработанного, определённого ритуала принесёт больше пользы, чем слепая вера в успех чисто случайных действий, в особенности если мы хотим получить какие-либо конкретные, чётко определённые результаты. Это так же верно, как то, что избавиться от лишнего веса легче с помощью фруктовой монодиеты, а не, скажем, сырной — хотя обе эти диеты являются ограничительными. Подход к использованию астрологических средств защиты, сочетающий веру с избирательностью в действиях, есть тантрический подход, и все « целительные снадобья », о которых говорится в этой главе, можно назвать тантрическими упайями. Тантра — духовное учение, в котором « теоретическая доктрина неразрывно сплавлена с её практическим применением » ( Coburn, с. 125 ). Тантра — это религия ритуалов, развившаяся как один из побегов от ведических корней. Её учение гласит, что желание присуще всему и существует везде, даже в самом центре Вселенной. Именно желание познать Себя на опыте стало для Единого тем толчком, который привёл Его к сотворению космоса, и если мы научимся подобающим образом направлять и обуздывать свои желания, то их энергия поможет нам творить собственную жизнь. Для того чтобы добиться желаемого эффекта как в собственном личном микрокосме, так и во внешнем мире, в макрокосме, вы должны по-настоящему сильно желать этого: только тогда желание сможет осуществиться. Ключ к успеху во всех тантрических практиках, в том числе и в упайях, — сочетать многократное повторение с силой желания. Чтобы « целительное снадобье » подействовало, вы должны желать этого так же сильно, как утопающий жаждет глотка воздуха, и поддерживать в себе силу желания до тех пор, пока ожидаемый результат не наступит.
|