ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА
В последний период жизни Станиславский пришел к мысли о необходимости пересмотреть способ репетиций, уже много лет существовавший в практике МХТ, и решил отменить, а точнее - сильно сократить долгий застольный период чтения и очень подробного разбора пьесы, который, по его мнению, приводил актера к рассудочности и пассивности, и предложил новый репетиционный прием. М. О. Кнебель, бывшая непосредственным участником нового творческого эксперимента, писала впоследствии в своей книге «О том, что мне кажется особенно важным», посвященной этой проблеме: «Суть этого приема очень проста и, если изложить ее в двух словах, заключается в том, что на раннем этапе работы избранная к постановке пьеса не репетируется, как обычно, за столом, но после определенного предварительного разбора анализируется в действии путем этюдов с импровизированным текстом. Эти этюды как бы служат ступеньками, подводящими актера к творческому усвоению текста». Под определенным предварительным разбором понимается, прежде всего анализа пьесы по основным событиям, то есть основным конфликтным фактам, определяющим взаимоотношения и поведение действующих лиц. Только поняв событие сцены (классическим примером которого может являться, например, известие в «Ревизоре» Гоголя о неожиданном прибытии в город чиновника с ревизией) и определив цепочку действий, которые необходимо предпринять каждому из действующих лиц в связи с названным событием, учитывая характер взаимоотношений между ними, актеры могут попробовать сделать этюд на данную сцену пьесы. После этюда актерам вместе с режиссером следует вернуться к тексту, чтобы разобраться, нет ли ошибок в определениях действий и насколько верно они осуществлялись. Такой способ репетиций делает актеров более инициативными и активными, а кроме того, держит их в постоянном импровизационном тренинге в процессе подготовки спектакля. Другая важная причина, побудившая Станиславского изменить начальный период своей репетиционной практики, заключалась в том, что новый метод устранял неестественный разрыв между интенсивным проникновением актера в психологию роли и его внешне статичным физическим поведением, соединяя эти неразрывные составляющие - психику и «физику» - уже в самом начале работы над ролью. Н.З. МЕТОД
|