Студопедия — Справочные данные
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Справочные данные

Аврелий Марк (121-180) - римский император, философ, сторонник стоического понимания целей воспитания. Он, отвергая коллективное, идеализировал домашнее воспитание, считая, что в нем лучшие семейные и бытовые традиции сочетаются с философской рефлексией и глубиной. Критиковал внешнюю сторону умственного воспитания, столь характерную для риторического воспитания. В его идеале воспитания античная педагогическая мысль замкнулась на проблемах индивидуального воспитания.

Азбуковники - русские анонимные рукописные справочники XVI—XVII вв., в которых материал изложен в алфавитном порядке.

Академическая гимназия - первая в России государственная светская средняя общеобразовательная школа, открыта в 1726 г. в Петербурге.

Академия — первоначально так называлась первая строго организованная философская школа Платона, основанная в 338 г. до н. э.

Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской - один из центров педагогической науки в СССР, высшее учебное заведение(1919-1935).

Базедов Иоганн Бернхард (1724-1790) - немецкий педагог, основатель филантропизма, первым в Европе выступил за религиозный нейтралитет школы. Педагогические идеи изложил в трудах: Представление друзьям человека, Методическое руководство.

Базисные педагогические традиции великих цивилизаций - система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными условиями, рамок ее реализации, определяемых конкретно-историческим состоянием цивилизации.

Батавия — план - система индивидуализированного обучения, возникшая в Америке в конце XIX в.

Белл-Ланкастерская система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIIIв. в Индии, а в начале XIX в. - в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

Братские школы - учебные заведения, существовавшие в XVI—XVIII вв. при братствах: национально-религиозных объединениях православных горожан Украины, Белоруссии, Чехии. Деятельность этих школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания этих народов.

Бригадно-индивидуальное обучение - система индивидуализированного обучения, разработанная в американском университете применительно к обучению математике в начальных классах. Индивидуальное обучение сочетается с организацией работы учащихся в малых группах.

Бригадно-лабораторный метод - одна из организационных форм учебных занятий, применявшаяся в учебных заведениях СССР в 20 - нач. 30-х гг., сложившаяся под влиянием дальтон-плана, строившегося на основе индивидуальной работы учащихся.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - английский философ-материалист, юрист, государственный деятель. Основа философского учения Б. - овладение тайнами мироздания и утверждение на земле «царства Человека», которое зиждется на достижениях опытной науки. Его лозунг: «Знание — сила». Б. внес педагогику в свою классификацию наук. Отводил воспитанию и среде решающую роль в формировании сознания, интеллекта и духовных качеств человека, выступал за связь образования с реальной жизнью. Задача педагогики, по мнению Б., не только в передаче суммы добытых наукой «отраженных истин», но и в вооружении ученика методи­кой научного исследования, позволяющего добывать знания самостоятельно. Большое место в его педагогических взглядах занимает игра, пример, создание условий для соперничества.

Воскресные школы - учебные заведения для взрослых и работающих детей. Исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделялись на два основных типа: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания и общеобразовательные.

Гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления. Термин заимствован из Древней Греции. Становление европейских гимназий Нового времени связано с возникновением в XV—XVI вв. латинских школ.

Грамматические школы - латинское название типа школ, употреблялось с XII в. В этих школах препо­давались латинский язык, предметы, связанные с религией, и юриспруденция. В Древней Греции так назывались начальные школы (школы грамматиста), в Древнем Риме - повышенные школы; греко-латинские школы - при некоторых монастырях в России XVII в.

Гуманистическая педагогика XX в. На Западе наиболее яркие ее представители: К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун. Основная тенденция этого педагогического направления заключается в стремлении придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков репродуктивной и творческой деятельности эмоционально окрашенным.

Основные положения гуманистической педагогики:

- наличие в школьных программах эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрение инициативы учащихся, междисциплинарный подход, саморегуляция и свобода в сочетании с чувством ответственности;

- акцент на теплые открытые отношения между участниками педагогического взаимодействия, отсутствие со стороны учителя пристрастных суждений и угроз, установление конструктивных межличностных отношений в классе;

- структурирование учебного процесса учителем и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами;

- ограничение роли учителя ролью консультанта и «источника знаний», всегда готового прийти на помощь;

- создание для каждого учащегося реальной возможности выбора «познавательных альтернатив» и стремление учителя поощрять детей к самореализации в форме, которая определяется уровнем их развития;

- оценка образовательной программы с точки зрения максимальной возможности развития потенциала и стимулирования творческих способностей учащихся;

- совместное обсуждение учителем и учащимися проблем прогресса познания и способов его оценки,

- отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

Такое построение педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Гуманистический идеал человека в эпоху Возрождения - включал в себя представления о человеке образованном, умеющем хорошо говорить и убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердца, чувства, волю. Признавалось право на индивидуальность, воспитание было призвано помочь человеку осознать свое призвание, оценить собственные способно­сти, занять соответствующее место в общественной жизни.

Дальтон-план - представляет собой систему индивидуализированного обучения, возникшую в США в начале XX в. Учащиеся согласно этой системе не связывались общей классной работой, они самостоятельно определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени.

Древнерусская педагогика - обращалась к христиански интерпретированным общечеловеческим ценностям, рассматривая самого человека как венец Божественного творения, тем самым одновременно возвышая и принижая его. Она ориентировала человека на самовоспитание и самосовершенствование, понимая под этим не самореализацию человека, а преодоление им собственной греховности путем смирения, спасение души на основе Веры, Надежды и Любви к Богу. Педагогический идеал, связанный с безусловной покорностью воле родителей и воспитателей, соответствовал реалиям древнерусского общества. В древнерусской педагогической традиции переплетались и сосуществовали внимание и любовь к человеку, забота о нем и ярко выраженные авторитарные установки.

Исократ (436-338 гг. до н. э.) - древнегреческий афинский оратор, педагог, моралист, политический мыслитель. Создал целостную модель риторического, в основе своей формального образования, сохранив в ней полисный идеал воспитания. Процесс обучения строил на изучении классических литературных и исторических текстов, проникнутых полисной традицией. В центр обучения ставил риторику; стремился научить учеников говорить на любую заданную тему, но не спорить, как это делали софисты, а совершенствовать культуру слова и доносить ее до воспитанников, очищая риторику от какой-либо философской проблематики, затрагивающей вопросы смысла человеческого бытия. Около 390 г. до н. э. открыл в Афинах школу красноречия, получившую большую известность. Основные педагогические идеи изложены в лекциях: Против софистов, Об обмене имуществом и др.

Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) -идеолог славянофильства. Обосновывал необходимость целостного подхода к воспитанию человека, взятого в единстве логической способности, чувства, эстетического смысла, любви, сливающихся в глубине души в «одно живое и цельное зрение ума», отстаивал приоритет нравственного воспитания, основанного на развитии религиозного чувства, признаваемого главным смыслом народного образования.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911) -русский историк и педагог. Был историком-социологом и придавал большое значение практической стороне любой науки. Считал, что история была бы ненужным балластом, обременяющим память, если бы она не имела прикладного значения. Изучению отечественной истории он придавал огромное воспитательное значение. Ключевский высказал ряд интересных мыслей о школе, учителе, педагогике, взаимодействии семьи и общественного воспитания.

Книжник - мудрый человек, знаток христианской литературы.

Латинские школы - учебные заведения для начального или повышенного образования с латинским языком обучения, появились в Европе в период раннего средневековья и существовали до XIII в., когда их вытеснили городские школы с родным языком обучения.

Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) - разносторонний ученый, известный русский анатом и врач, крупнейший педагог, выступавший за научное просве­щение и воспитание народных масс. Создал теории семейного и физического воспитания, теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внес вклад в развитие женского педагогического и медицинского образования. Физическому и духовному развитию ребенка придавал решающее значение. Считал, что различные типы детей возникают прежде всего в условиях их семейной жизни и воспитания.

Лицей - тип среднего или высшего учебного заведения. Исторически первый лицей (ликей) - это древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 г. до н. э. и просуществовавшая около 8 столетий. Название «лицей» сохранилось до сих пор как в зарубежной, так и в современной отечественной системе образования

Материальное и формальное образование - концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во второй половине XVIII в. и широкое распространение получили в XIX в. Сторонники делали акцент на значительном объеме передаваемых школьникам знаний, имеющих не только теоретическое, но и практическое, прикладное значение. По концепции, главное внимание должно быть направлено на развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, воли. Особая формирующая ценность заключалась в «инструментальных предметах»: классических языках и математике. Противостояние формального и материального образования выразилось в борьбе сторонников классического и реального образования.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Возник во второй пол. XIX в. в США. В 20-х гг. получил распространение в советской школе.

Механистический взгляд на человека - обусловлен механистическим мировоззрением, возникшим в середине XVII в., когда появляется новое представление о природе и обществе, ставшее возможным благодаря мануфактурному производству и растущему общественному разделению труда. Одной из наиболее последовательных в механистическом понимании сущности человека как продукта воспитания стала концепция Дж. Локка, английского философа и педагога.

Мусическая школа - возникла в Древней Греции. Главная цель - умственное и эстетическое воспитание, большое внимание уделялось музыке.

Навои Алишер (1441-1501) - узбекский поэт, мыслитель, основоположник узбекской литературы, ученый, художник, музыкант, государственный деятель. Высоко ценил науку и человеческий разум. Его взгляды на воспитание и обучение детей глубоко гуманистичны. Выступал против физических наказаний. Был сторонником светского образования и разносторонности школьного обучения.

Ораторство (риторика) - наука о красноречии как искусстве слова.

Палестра - гимнастическая школа в Древней Греции, закрытое учебное заведение государственное или частное, где обучались мальчики от 12 до 16 лет. Программа обучения включала пятиборье: бег, борьбу, прыжки, метание копья и диска. Учителями были гимнасты, владевшие теоретическими и универсальными знаниями, и педотрибы- специалисты по отдельным видам гимнастики.

Пантеистическое мировоззрение, пантеизм - философское учение, объединяющее Бога и мир (природу), а иногда и отождествляющее их.

Педагогика Ближневосточной исламской великой цивилизации - базировалась на ценностно-ориентированных началах, проникнутых духом ислама, и целерационапьных ориентирах, возникших под влиянием античного рационализма. Воспитание и обучение были ограничены жесткими рамками мусульманской традиции, формировали соответствующие ей стереотипы поведения, мышления и переживаний.

Педагогика Дальневосточной цивилизации - базировалась на конфуцианской традиции, охватывала все стороны жизнедеятельности людей, представляла собой единый комплекс идей и практических приемов. Ориентировалась на целостное восприятие человеческого духа и бытия, учитывая и используя все жизненные явления, превращая саму жизнь в средство воспитания, утверждая при этом значимость любого проявления жизни. Была одной из главных предпосылок многовековой устойчивости и жизнеспособности этой цивилизации, устремленность которой к идеалам прошлого во многом обусловливалась гипертрофированным культом предков, заветы и воля которых воплощались в традиции, позволявшие уподобить череду поколений одному человеку, который беспрерывно учится.

Педагогика постиндустриального (информационного) общества - в условиях становления постиндустриального общества ведущая роль переходит от материально-вещественных элементов производства к духовно-идеальным, от овеществленного труда к живому. «Мерой всех социальных вещей», основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил.

Педагогика Просвещения - в ней наука приобрела мировоззренческие функции, был провозглашен приоритет разума. Ведущей стала идея о возможности преобразования общества посредством просвещения народа, воспитания «особой породы людей», способных организовать социальную жизнь на разумных началах (XVIII в.). Идеологи Просвещения видели прямую зависимость развития нравственности и гражданственности от прогресса наук и искусств.

Педагогика христианства - христианство утверждало динамическое восприятие человека, в становлении которого педагогическому воздействию отводилась исключительная по своему значению роль. В формировании христианской педагогической традиции значительную роль сыграл Блаженный Августин. Задачи воспитания он прежде всего связывал с постижением сердцем Божественного откровения и основывающейся на этом любви к Богу.

Педагогические инварианты С. Френе - истины, не подлежащие пересмотру. Разработаны 30 инвариантных принципов на основе гуманистической педагогики: природа ребенка такая же, как и природа взрослого. Поведение ребенка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья. Никто - и ребенок и взрослый, - не любит, чтобы ему приказывали. Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма и др.

Педагогическое общество - первое в России Педагогическое общество под председательством П.Г. Редкина возникло в 1860 г. в Санкт-Петербурге. Оно стремилось направить усилия видных педагогов и учителей на формирование общественного мнения относительно дальнейшего развития школы в стране. В состав общества входили К.Д. Ушинский, А.С. Воронов, Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин и многие другие известные педагоги. В печати, в лекциях, на диспутах они отстаивали идею обновления отечественной школы и педагогики, критиковали формализм и косность в воспитании и обучении, непригодные спо­собы и приемы преподавания и устаревшие учебные руководства и учебные пособия. Обществом издавался журнал «Педагогическая летопись» (1876-1877). Создавались филиалы общества и в других городах, была открыта библиотека для учителей. В 1879г. Педагогическое общество было запрещено правительством.

Педоцентристская педагогика- педагогический процесс направлен на развитие природных дарований детей, их естественный рост, на раскрытие заложенных в детях потенций, учителя следуют за природой детей. Такой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает педагога в помощника ребенка, организующего среду, в которой он формируется. Наиболее ярким и последовательным представителем педоцентристских взглядов был Дж. Дьюи.

Пиктографическое письмо - примитивное рисуночное письмо, в котором предметы и действия изображались при помощи сочетания их упрощенных изображений.

Полисный идеал воспитания - принципиально новые оригинальные подходы к постановке и решению воспитательно-образовательных проблем, отличающиеся от традиций как позднепервобытных, так и древневосточных обществ, зародились на Западе в древнегреческих полисах - городах-государствах в эпоху так называемого «культурного переворота» (VIII-V вв. до н. э.). В эту эпоху в полисах расширяются личные свободы граждан, делается попытка обеспечить гармоничное сочетание интересов индивида и коллектива, усиливается ориентация людей на достижение личного успеха. В мировоззрении утверждаются принципы светского и рационального видения мира, развиваются свободомыслие и прагматическое отношение к традициям прошлого, свободное творчество становится в кругах полноправных граждан нормой жизни, социальной ценностью, целью и в некотором роде смыслом человеческой деятельности.

Православно-религиозное направление в русской педагогике- включало в себя два течения: ортодоксальное (охранительно-казенное) и оппозиционное (религиозно-философское). Первое направление смыкалось с наиболее консервативными правительственными кругами, опиралось на широкую сеть церковных школ, культивировало религиозно-православный фанатизм, послушание и покорность. Представители оппозиционного течения, опираясь нахрис-тианско-православную антропологию, продолжали традицию славянофилов в разработке педагогических проблем, исходя из идеи самобытного пути развития России. Идеологические ориентиры оппозиционного течения: софийность, любовь, соборность, общинный дух, идеалы православия, целостный человек. Одним из представителей этого направления был В.В. Розанов.

Принцип авторитарной педагогики- учитель - субъект, а ученик - объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком (угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание). Урок жестко регламентирован, акцент делается на воспитывающем обучении. Яркий представитель - И.Ф. Гербарт.

Принцип естественного воспитания -последовательное стремление придать воспитанию и обучению характер, сообразный природе ребенка, и обеспечить развитие заложенных в нем потенций (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци).

Реформаторская педагогика - выступала против отрыва педагогики от конкретного субъекта воспитательного воздействия, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничения его деятельности узкими регламентированными рамками (конец XIX в.). Была представлена именами многих талантливых теоретиков и практиков: И.Б. Базедова, Х.Г. Зальцмана, Э.Х. Трапа и др.

Риторская школа - в античной системе образования учебное заведение, в котором готовили ораторов и политических деятелей.

Русская национальная школа - идеи общенационального направления в педагогике в XIX в. были подставлены К.Д. Ушинским, Н.М. Карамзиным, ИИ. Мартыновым, И.В. Киреевским и др.

В начале XX в. В.Н. Сорока-Росинский при организации русской национальной школы предлагал руководствоваться двумя принципами:

- анализом всей совокупности реальных факторов меняющейся жизни и определением их педагогической значимости;

- выяснением ближайшего направления этих течений и учетом новых перспективных направлений хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни России. В настоящее время начинается возрождение национальной русской школы, в которой углубленно изучаются русская история, культура, литература, православие, возрождаются духовные традиции русского народа.

Свободная школа («свободного воспитания»)- наиболее радикальное крыло направления, разрабатывавшего идеи свободного воспитания. Адепты свободной школы придавали исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму педагогическое вмешательство и исключая какое-либо насилие и принуждение, хотя и признавали абсолютную необходимость воспитания и обучения. Они считали, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в воспитании и обучении должны играть детские переживания, накопление детьми личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией естественного воспитания Ж.Ж. Руссо.Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России самым значительным опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К.Н. Вентцелемв 1906 г. Были и другие попытки: «Школа шалунов» А.Радченков Баку, московская семейная школа О.А. Кайдановской-Берви,а также близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А.У. Зеленко,затем СТ. Шацким.

Семенов Дмитрий Дмитриевич (1834-1902) -педагог, методист, последователь К.Д. Ушинского, деятель народного образования. Написал много работ по методике начального обучения, методике преподавания географии, по вопросам педагогического образования: «Русские учительские семинарии», «Основы педагогического образования учителей в Кубанской учительской семинарии», «Петербургские начальные училища». Написал ряд работ по истории педагогики: Биография барона НА Корфа, Л.Н. Модзалевский, Ян Амос Коменский, Педагогические идеи К.Д. Ушинского и др.

Семь свободных искусств - учебные предметы (науки) средневековой средней школы и первых факультетом в университетах. Включали 2 цикла: тривиум – грамматику, риторику, диалектику и квадривиум - арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В период средневековья из этих предметов было выхолощено разнообразное и богатое в античное время содержание, замененное ограниченным кругом элементарных сведений, использовавшихся в религиозных целях.

Славянофильство - идеология, не принимавшая рационализм и индивидуализм западной педагогики, ставила вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание, как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозного чувства. Человеческая индивидуальность рассматривалась, прежде всего, с позиций соборности.

Соборные школы - в эпоху средневековья средние учебные заведения в крупных городах Западной Европы, организованные при соборах с епископскими кафедрами. Давала более широкое образование, чем монастырские и церковно-приходские школы. По характеру и методам обучения ничем не отличались от других церковных школ.

Сорбонна - распространенное название Парижского университета. В XIII-XVI вв. - студенческое общежитие теологического факультета Парижского университета. Названо по имени основателя - духовника короля Людовика IX Робера Сорбона.Общежитие постепенно превратилось в типичную для средневековых университетов «коллегию» - самоуправляющееся учреждение, где жили студенты и профессора, читались лекции и проводились экзамены.

Софисты - платные преподаватели (иногда странствующие) философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. В своих философских воззрениях придерживались релятивизма (Протагор: «Человек - мера всех вещей») и скептицизма (Горгий: «Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо»). Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного исключительно на практическую целесообразность, на достижение личного успеха. Такой человек имеет свою точку зрения и умеет убеждать других. Софисты исключительное значение придавали риторике - искусству красноречия. В процессе обучения красноречию софисты впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у софистов впервые в древнегреческой истории воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

Странствующие учителя - преподаватели и ученые, ходившие по городам и деревням с целью обучения детей, а также проведения бесед и диспутов с населением. Странствующими учителями были: гуру в Индии, многие софисты и пифагорейцы в Древней Греции, риторы в Римской империи и др. В России странствующие учителя назывались мастерами грамоты.

Схоластика - господствующее направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование христианских догм, особый прием изложения религиозного миропонимания. Соединяла теологию с философией и логикой. Схоластика оказала решающее влияние на содержание и методы средневекового образования. Являясь своеобразной системой мышления, схоластика при всех своих догматизме и казуистике, побуждала занимания скрупулезным анализом текстов признанных церковью авторов, повышала культуру формально-логическою мышления, приучала к точности выражения мыслей. Господствовала с XI до нач. XVI в. В раннюю эпоху (до XIII в.) сыграла положительную роль: «Это была сильная, отважная рыцарская наука, ничего не убоявшаяся, схватившаяся за вопросы, которые далеко превышали ее силы, но не превышали ее мужества» (русский историк Т.Н. Грановский).

Уездное училище - повышенная начальная школа, вторая после приходского училища ступень образования в России XIX в. Согласно Уставу 1804 г. уездные училища открывались в губернских и уездных городах для подготовки учеников «всякого звания» к поступлению в гимназию. В 2-летний курс обучения входили: Закон Божий, священная история, изучение книги О должностях человека и гражданина, русская грамматика (на местах и грамматика местного языка), чистописание, правописание, правила слога, всеобщая география, география Российского государства, всеобщая история, российская история, арифметика, начальные правила геометрии, физики и естественной истории, рисование. По Уставу 1828 г. преемственная связь училищ с гимназией была ликвидирована, и они были преобразованы в трехклассные. В основном стали предназначаться для детей купцов, ремесленников и других городских жителей.

Учительская гимназия - учебное заведение в Петербурге, открытое в 1803 г. для подготовки учителей городских училищ. В1804 г. была преобразована в педагогический институт, который в 1816 г. стал именоваться Главным педагогическим институтом.

Учительская семинарияв России - педагогическое учебное заведение, готовящее учителей для начальных школ. Первая семинария была учреждена в 1779 г. при Московском университете. В ней готовили учителей для Московской и Казанской гимназий, а также для некоторых пансионов. Подлинная история учительских семинарий начинается с 60-х гг. XIX в. с Проекта учительских семинарий, разработанного К.Д. Ушинским.

Учительские институты - педагогические учебные заведения, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ. В России первый Учительский институт был открыт в 1817 г. при Главном педагогическом институте в Петербурге и готовил учителей уездных и приходских училищ. В учебный плане 4-летним курсом обучения входили: Закон Божий, русский язык, математика и начала физики, история, география, рисование и чистописание.

Учительские школы - учебные заведения в дореволюционной России, готовившие учителей для начальных училищ. И зависимости от принадлежности к содержащему их ведомству и целевого назначения они существенно различались по уровню, содержанию образования и методам преподавания. Наиболее прогрессивными были немногочисленные земские школы. Учительские школы Ведомства православного исповедания стали возникать в 1884 г. и делились на церковно-учительские школы и второклассные учительские школы. В первых готовили учителей для одно- и двухклассных церковноприходских школ, а во вторых - учителей грамоты. Особое внимание обращалось на религиозное воспитание будущих учителей.

Фома Аквинский (1125-1274) - представитель средневековой схоластики, один из ведущих идеологов католической церкви, основатель философско-теологической системы, получившей известность как томизм. Понимал разум как нечто самостоятельное, независимое от веры, отдельное от нее и являющееся сущностной потенцией человека. Почти все атрибуты Бога провозглашались доступными разумению, а само его бытие обосновывалось рационально. Последовательно проводил мысль о том, что личность есть цель, а общество - лишь средство. Высшим благом является богопознание, вся система воспитания направлена на решение этой задачи.

Церковно-приходские школы - начальные школы в дореволюционной России, находившиеся в ведении приходов. Учителями в этих школах были священники, дьяконы и дьячки. В свое время сыграли большую роль в распространении грамотности.

Цеховые школы - начальные школы для сыновей ремесленников в городах Западной Европы. Начали возникать в XIII—XIV вв. по инициативе цехов и содержались на их средства. Были общеобразовательными школами на родном языке. Обучали: чтению, письму, счету, элементам геометрии и естествознания. Появление цеховых и гильдейских школ нарушило монополию церкви в образовании. К концу средних веков ц. ш. объединились с гильдейскими, постепенно превратившись в городские или бюргерские школы, содержащиеся на средства городского самоуправления.

Цифирные школы - начальные государственные школы в дореволюционной России. Указом Петра I в 1714 г. были созданы во многих губерниях для обучения детей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан и др. в возрасте от 10 до 15 лет. Обучали: чтению, письму, арифметике и началам геометрии. Учителями в этой школе были воспитанники Школы математических и навигационных наук. В 1744 г. были реорганизованы в гарнизонные школы.

Школа труда - школа, в которой всестороннее воспитание детей сочетается с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказана представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Камланелла), которые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. У них мы находим требование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и образовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Я. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.)- У Дж. Дьюи труд составлял системообразующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Представители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения, заниматься самообразованием. Одним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XX в. на Западе выступил Г. Кершенштейнер. Гуманистический аспект парадигмы «школы труда» наиболее плодотворно раз­рабатывался в теоретической и практической деятельности Г. Шаррельмана, И.Ф. Гансберга. Советская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.

Школа учебы - сложилась в XVIII—XIX вв., основывалась на детальной регламентации учебного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию. Базировалась на принципах авторитарной педагогики, обладала высоким уровнем методического обеспечения, создавала условия для успешной работы массового учителя.

Школа кифариста - частная платная школа в Древней Греции (Афины), где мальчики обучались пению, музыке и учили наизусть произведения Гомера.

Школа математических и навигационных наук - первая в Европе государственная реальная школа. Была открыта по Указу Петра I в 1701 г. для подготовки специалистов военного и морского дела судостроителей, геодезистов и др. В школу принимались подростки в возрасте от 12 до 17 лет (иногда до 20) всех сословий, кроме крепостных крестьян. Три ее ступени: российская школа, арифметическая школа и старшие (специальные) классы. Большое внимание уделялось практическим занятиям. В 1715 г. специальные классы были переведены из Москвы, где находилась школа, в Петербург, где на их основе была создана Морская академия.

Школы-коммуны - 1. Учебно-воспитательные заведения, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояла из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при ней. Иногда при школе открывался и детский сад. Помимо учебных занятий, воспитанники школы работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до конца 20-х гг. 2. Образовательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонарушителей. Были созданы в первые годы советской власти и существовали до конца 30-х гг. Обучение соединялось с производительным трудом.

Экспериментальная педагогика - одно из направлений, возникших в западной педагогике на рубеже XIX - XX вв. Наиболее известными ее представителями были: немецкие педагоги и психологи А. Лай, Э. Мейман, американские - С. Холл, Э. Торндайк, а из русских - психолог А.П. Нечаев. Основными методами исследования считались: длительное наблюдени




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | по счетам синтетического учета (выписки из Главной книги).

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия