Развитие теории познания как теории отражения произошло в марксизме. Подход к проблеме познания своих предшественников марксисты определили как антидиалектический (метафизический). В отношениях субъекта и объекта они уловили пассивное, чисто механическое взаимодействие, а этого просто не может быть, т.к. субъект всегда деятелен, активен и в принципе не может быть просто «зеркалом» для окружающего мира. Отмечено и внеисторическое понимание субъекта и объекта познания, хотя на самом деле субъект действует только в исторических условиях, и это отражается на его понимании мира и вещей в нем. Согласно марксизму, субъект не созерцает мир, а действует в нем, ставит задачи и решает их. Впрочем, марксистское понимание проблем теории познания тоже исторически обусловлено, т.к. именно с XIX столетия, когда родился и созрел марксизм, субъект познания стал по-настоящему деятелен и активен. Обусловлено это было промышленной революцией. До этого ничего подобного просто не существовало, поэтому субъект познания больше созерцал, чем действовал.
Марксизм открыл опосредованность отношения человека к миру, природе уровнем социально-исторической практики. Человек как субъект познания претерпевал изменения вслед за переменами практической деятельности: чем более развивалось практическое отношение к миру, тем более вооруженным ощущал себя познающий субъект.
Что же такое практика? Под практикой в марксизме подразумевается деятельность, изменяющая мир. Марксизм увидел, как на самом деле надо понимать проблему тождества бытия и мышления:
- человек в материальном мире взаимодействует с ним материально;