Изменяя мир в процессе материального взаимодействия с ним невозможно пассивно воспринимать образы вещей и при этот воздействовать на них, изменяя их формы.
Итогом стала качественно новая форма отражения - целесообразная, творческая, активная деятельность, превращающая цель (план или просто мысль) деятельности в нечто прежде не существовавшее. Активный процесс создания нового и познание неизбежно входит в нее как элемент структуры. Познание внешнего мира всегда функционирует и развивается на основе практики. Для более глубокого понимания роли практики в познании следует рассмотреть ее связь с теорией, вернее, с теоретической деятельностью познающего субъекта, которая не отождествляется с практикой. Теория и практика - два разных вида деятельности. Если практика непосредственно изменяет мир, то теория делает это же опосредованно, через практику. Впрочем, без теории практика станет повторяющимся автоматическим действием, инстинктом, лишенным своей сути. Теория, таким образом, отражает практику. Познание, направленное на внешний, материальный мир, решает, вопрос и об истинности полученных знаний, где практика выступает критерием истины. Таким образом, практика выполняет в процессе познания следующие функции: основа познания, движущая сила познания, цель познания, критерий истинности знания. Теория и практика существуют лишь как аспекты взаимодействия человека с миром. Сам же человек в этом взаимодействии рассматривается как субъект деятельности, направленный на объект, т.е. природу или общество. Чтобы понять специфику материалистического понимания субъекта, выясним, как он понимается идеализмом.
|