Обладая своими собственными выразительными и изобразительными средствами, словесные, звуковые, живописные и скульптурные образы объединяются общностью закономерностей художественного мышления, единством цели: отражение многогранного мира человека, общества, природы. Мировоззрение эпохи находит отражение в художественной концепции мира, которая обладает относительной автономностью и лишь в конечном счете обусловлена мировоззрением. Характерная для определенной эпохи художественная концепция мира находит отражение в различных видах искусства и определяет закономерности их общности и взаимодействия.
Так, реализм в русском искусстве утвердился благодаря действительной потребное! а в нем общества. При этом, скажем, становление реализма в изобразительном искусстве во многом явилось следствием его победы в литературе. Анализируя творчество Верещагина, Стасов называл его Львом Толстым русских войн в картинах живописи. Утверждение реализма в русской живописи относится ко времени создания «Артели» художников (1863 г.) и образования «Товарищества передвижных выставок» (1871 г.). Передвижники поставили новые темы в искусстве, максимально приблизив его к жизни народа. Их искусство было глубоко демократическим, оно сыграло огромную роль в эстетическом воспитании широкого зрителя.
В каждую данную эпоху тот или иной вид искусства или жанр может оказаться доминирующим. Наибольший интерес и сложность для исследователя представляют эпохи культурного перелома, как это было, например, в России в первую четверть XIX в. Ярким примером переосмысления традиционного героического жанра явилась поэма Пушкина «Руслан и Людмила». Да и в целом особая роль и синкретичность поэзии Пушкина также определяются эпохой пересекающихся литературных направлений.