Акустическое отношение . Радиус гулкости
Акустическое отношение и радиус гулкости также являются важнейшими характеристиками помещения. Акустическое отношение — отношение плотности энергии отраженных звуковых волн (диффузной составляющей звукового поля) к плотности энергии прямого звука, или, что то же самое, отношение квадратов звуковых давлений диффузного поля и поля прямого звука
Акустическое отношение в децибелах ∆LR = 10 lg R=LД—Lnp, где LД = 20 lg pД + 94 и L пр = 20 lg рпр + 94 — соответственно уровни поля отраженных звуков и прямого звука.
(4.7)
Акустическое отношение определяют для характерных точек помещения, в которых находятся слушатели (наиболее удаленных от источников звука, наиболее близких к ним, для точек с минимальным уровнем прямого звука и максимальным уровнем диффузного поля). Акустическое отношение для одиночного источника звука в заданной точке помещения для сферической волны определяется по формуле (4.7) Оптимальное значение акустического отношения для передачи речи находятся в пределах 0,5... 4, а для музыкальных передач 2...8. Если акустическое отношение ниже этого предела, то передача звучит отрывисто, сухо. Если оно больше верхнего предела, то речь становится плохо разборчивой, а музыкальная передача — «загрязненной». Радиусом гулкости называют расстояние от центра источника звука, для которого акустическое отношение равно единице, т. е. в этих точках уровни прямого и диффузного звуков равны друг другу. Для одиночного источника звука радиус гулкости
Кроме акустического отношения, введено понятие четкости реверберации, под которой подразумевают отношение суммы плотностей энергии (или квадрата звукового давления) прямого звука и отраженных звуковых волн, приходящих к слушателю через время менее 60 мс по сравнению с приходом прямого звука, к общей плотности энергии (или квадрату звукового давления): DR = (εпр + εотр за t <<60мс)/ε т. Это отношение ближе к субъективному ощущению, чем акустическое отношение. Время запаздывания первых (ранних) отражений и их структура, наряду с временем реверберации, имеет первостепенное значение для оценки зала. Отсутствие первых отражений в партере театра является одним из частых и типичных недостатков зала. Л. Беранек разработал методику оценки акустики зала, по которой отмечает, что этот фактор в 3 раза весомее для акустики по сравнению с остальными. Время запаздывания первого отражения обусловливает впечатление «присутствия», «близости», «камерности» слушателя. Впечатление слушателя о размерах зала определяется именно временем запаздывания первого отражения относительно прямого звука. Зал обладает акустической близостью, если исполняемая в нем музыка звучит так же, как и при исполнении в малом зале — «камерно». Время запаздывания первых отражений в таких залах не превышает 20 мс. Контрольные вопросы 1. Что такое время реверберации? 2. Каковы основные положения и области применения наиболее распространенных теорий акустических процессов в помещениях: волновой, лучевой, статистической? 3. В чем различие предпосылок, положенных в основу выводов формул Сэбина и Эйринга? 4. Чтотакое акустическое отношение? Зачем оно введено? 5. Что называется временем эквивалентной (эффективной) реверберации TЗ? 6. Что тапкое радиус гулкости? 7. Чем различаются понятия "звукопоглощение" и "звукоизоляция"? 8. Что такое коэффициент звукопоглощения?
|