Студопедия — Значение эмоциональной составляющей речи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Значение эмоциональной составляющей речи






Семантическая информация хорошо усваивается слушателями лишь в том случае, если ее ожидают. Если слушатель не заинтересован в ней, тем более, предубежден против нее, то она проходит мимо его сознания, не воспринимается им. Поэто­му исключительно важна та эмоциональная окраска, которая сопутствует семантической информации.

Человеку присущи раздельные механизмы восприятия. Восприятие семантики речи основано на логическом анализе содержания информации. Он выполняется соответствующим центром мозга. Эмоциональная информация связана с восприятием образов. Это - врожденный механизм. Он свойственен даже младенцу. Наличие в информации эмоциональной состав­ляющей привлекает внимание слушателей звукового вещания, способствует запоминанию семантической информации. Ин­формация, излагаемая монотонна, бесстрастно не только не ус­ваивается слушателями, но и утомляет их. Это приводит к "отключению" слушателей и лишает информацию реальной ценности. Наоборот, информация, передаваемая с ярко выра­женной эмоциональной окраской, увлекает даже тех слушате­лей, которые были предубеждены против нее. Запомнившись, эта информация оказывает влияние на слушателей. Это предъ­являет особые требования к работникам звукового вещания, будь то исполнители музыкальных произведений или дикторы информационного вещания.

В последние годы в информационном вещании стала преобладать "голая", без эмоций речь. Из вещания ушли квалифицированные, опытные дикторы, владевшие высокой рече­вой культурой. Их сменили так называемые "ведущие", механи­чески, невыразительно, с большой скоростью проборматывающие текст. Одновременно замечается и другая тенденция -развязной, "раскованной" речи, не считающейся с нормами язы­кового общения. И то, и другое раздражает слушателей. Чтобы речевые программы звукового вещания с наибольшей полнотой воздействовали на слушателей, необходимо обеспечить полно­ценную передачу и семантической, и эстетической части ин­формации.

Объективные причины, определяющие передачу эмоций, мало изучены. Технические параметры каналов вещания, влияющие на передачу эмоциональной составляющей речи, почти неизвестны, и это не позволяет количественно оценить потери эмоциональной составляющей, ввести научно обоснованные нормы. Это привело к тому, что, стремясь уменьшить потерю семантической информации, разрабатывали и вводили в действие технические средства, ухудшающие передачу эмо­циональной информации. Таковы устройства сжатия динамиче­ского диапазона сигналов для их передачи по каналам с высо­ким уровнем помех. Хорошая помехозащищенность достигается ценой потери значительной части эмоциональной информации. Сжатие динамического диапазона делает звучание речи вялым, трудно воспринимаемых слухом.

Известны некоторые работы, в которых показана связь характера передаваемых эмоций с шириной спектра и формой огибающей речевого сигнала. Эксперименты были поставлены так, чтобы исключить влияние семантической информации на распознавание эмоций. Но не удалось выработать количественные оценки силы эмоций. Неясно, существуют ли какие-то другие параметры каналов, влияющие на передачу эмоцио­нальной информации. Не установлена количественная связь между величиной потерь эстетической информации и измене­нием уже известных параметров, влияющих на точность пере­дачи эстетической информации. Нет меры оценки эстетической информации. Можно лишь предположить, что эту меру следует связать с напряженностью голоса, а она косвенно характеризуется изменениями высоты основного тона голоса.

3.6.. Понятность и разборчивость речи

Понятность речи * является качественной характеристикой тракта. Для ее непосредст­венного определения есть только один метод: статистический с участием большого числа опе­раторов (слушателей и дикторов). Разработан косвенный, количественный метод определе­ния понятности речи через ее разборчивость.

Разборчивостью речи называют относитель­ное или процентное количество принятых специально тренированными слушателями (артикулянтами) элементов речи из общего ко­личества переданных по тракту

 

Таблица 3.2. Разборчивость речи для различных градаций понятности передачи

Понятность Разборчивость слоговая Разборчивость словесная %
Предельно допустимая 25...40 75...S7
Удовлетворительная 40...56 87...93
Хорошая 56...80 93...98
Отличная 80 и выше 98 и выше

 

В качестве элементов речи применяют слоги, звуки, слова, фразы (команды), цифры. Соот­ветственно этому есть слоговая, звуковая, сло­весная, смысловая и цифровая разборчивость. В практике используют преимущественно сло­говую, звуковую и словесную разборчивость, На рис. 3.6 приведены статистические зави­симости между слоговой S, словесной W и зву­ковой D разборчивостью для обычных теле­фонных переговоров на русском языке. В табл. 3.2 приведены градации понятности ре­чи и соответствующие им значения разборчи­вости, измеренные артикулянтами

Понятность речи была определена для обычных абонентов в процессе обычных теле­фонных переговоров. При этом понятность считалась отличной, если переговоры велись без переспросов; хорошей, если были отделъные переспросы редко встречающихся слов или неизвестных фамилий, названий и т.п., о ко­торых нельзя догадаться по смыслу; удов­летворительной, если требовались частые переспросы и слушатели сообщали, что труд­но разговаривать; предельно допустимой, если требовались неоднократные переспросы одно­го и того же материала в передаче отдельных слов по буквам и с полным напряжением слу­шателей

 

 

 

Рисунок 3.6. Зависимости: а — между словесной W и сло­говой S разборчивостью речи; б —между звуковой D и слоговой разборчивостью речи







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 991. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия