Наказание после предоставления довода
Имам аль-Харауи говорит: «Всевышний Аллах позволяет совершить рабу грех, чтобы предъявить ему довод Своей справедливости и наказать его на основе довода». Всевышний Аллах дал рабам довод посредством послания посланников и низведения Писаний. Всевышний Аллах дает человеку возможность узнать и уже не важно узнал ли человек или остался в невежестве. Если у человека была возможность узнать, а он проявил нерадивость и отвернулся, то у него не будет оправдания невежеством. Всевышний Аллах не наказывает никого без предварительного предъявления довода. Всевышний Аллах наказывает человека только после того, как предъявил ему довод о том, что тот поступает несправедливо. Всевышний Аллах сказал: ﴿ وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولاً ﴾;
﴿ كُلَّمَا أُلْقِيَ فِيهَا فَوْجٌ سَأَلَهُمْ خَزَنَتُهَا أَلَمْ يَأْتِكُمْ نَذِيرٌ (8) قَالُوا بَلَى قَدْ جَاءَنَا نَذِيرٌ فَكَذَّبْنَا وَقُلْنَا مَا نَزَّلَ اللَّهُ مِن شَيْء ﴾;
﴿ وَمَا كَانَ رَبُّكَ لِيُهْلِكَ الْقُرَى بِظُلْمٍ وَأَهْلُهَا مُصْلِحُونَ ﴾;
Люди делятся на две категории:
Если бы Всевышний Аллах наказал человека без предоставления довода, то человек сказал бы: «Я бы обязательно уверовал, если бы ко мне пришли посланники». Поэтому Всевышний Аллах посылает посланников, которые приносят приказы и запреты. А затем человек ослушивается посланника, потому что он непригоден для прямого пути. Только после этого человек наказывается за ослушание. Всевышний Аллах сказал: ﴿ كَذَلِكَ حَقَّتْ كَلِمَتُ رَبِّكَ عَلَى الَّذِينَ فَسَقُواْ أَنَّهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ ﴾;
﴿ وَكَذَلِكَ حَقَّتْ كَلِمَتُ رَبِّكَ عَلَى الَّذِينَ كَفَرُوا أَنَّهُمْ أَصْحَابُ النَّارِ ﴾;
﴿ وَلَكِنْ حَقَّتْ كَلِمَةُ الْعَذَابِ عَلَى الْكَافِرِينَ ﴾;
النفس الأمارة بالسوء;
|