Студопедия — О соотношении Писания и естественного откровения см. в гл. 3. Учение Дарвина об эволюции рассматривается ниже, см. с. 304—314. 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О соотношении Писания и естественного откровения см. в гл. 3. Учение Дарвина об эволюции рассматривается ниже, см. с. 304—314. 4 страница






Многие из наиболее убедительных аргументов Янга, помимо данных ра־ диометрического анализа, основаны на количестве времени, требующегося для остывания жидкой магмы (около 1 млн лет для обширного плато в Север-ной Калифорнии); на количестве времени и силе давления, необходимых для формирования многих метаморфических скал, в которых обнаружены мел-кие ископаемые (судя по всему, многие из них могли сформироваться только под давлением, которое углубило их на 12—18 миль под поверхность земли, и лишь позднее эти ископаемые поднялись наверх. А когда это могло произой-ти, если придерживаться теории «молодой земли»?); на данных о дрейфе кон-тинентов (скалы, содержащие окаменелости, расположенные на побережьях Африки и Южной Америки, прежде, судя по всему, представляли собой еди-ное целое, а затем были разделены по причине континентального дрейфа, и это не могло произойти за 20 тыс. лет, так как сейчас континенты передвига-ются со скоростью 2 сантиметра в год)63; и на данных, касающихся структу-ры коралловых рифов (многие из которых могли достигнуть современного со-стояния только за сотни тысяч лет постепенных отложений)64. В книге Р. Нью-мана и Г Эккельмана собраны и многие другие аргументы, в частности,

основанные на астрономических данных65. Все эти аргументы свидетельству-ют в пользу древности земли, и теория «дней-эпох» очень привлекательна для сторонников гипотезы о том, что земля имеет весьма значительный возраст.

Теория «дней-эпох», безусловно, вполне вероятна, однако с ней связан ряд затруднений: 1) последовательность событий в Быт. 1 не соответствует в точ-ности современному научному пониманию развития жизни, в котором мор-ские животные (день 5-й) возникают раньше деревьев (день 3-й), а насеко-мые и прочие наземные существа (день 6-й), равно как и рыбы (день 5-й), возникают раньше птиц (день 5-й)66. Самая большая сложность этой теории заключается в том, что она относит сотворение солнца, луны и звезд (день 4-й) к периоду, который имел место спустя миллионы лет после сотворения расте-ний и деревьев (день 3-й). Исходя из современных научных данных, это не-мыслимо, так как получается, что звезды возникли задолго до сотворения зем-ли и задолго до возникновения на земле живых существ. Это не согласуется также с функционированием биосферы земли в настоящее время, ведь рас-тения не могут расти без солнечного света, и существует множество расте-ний (день 3-й), которые не могут опыляться без птиц и летающих насекомых (день 5-й), а также есть много птиц (день 5-й), которые питаются исключи-тельно насекомыми (день 6-й). Кроме того, как получилось, что мировой оке-ан не замерз за миллионы лет, прошедшие без солнечного света?

65 Robert С. Newman and Herman J. Eckelmann, Jr., Genesis One and the Origin of the Earth.
Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1977, pp. 15—34, 89—103. Эти данные показывают,
что количество времени, требующееся для того, чтобы свет достиг земли, — это не един-
ственное астрономическое свидетельство в пользу теории очень древнего мира: измере-
ние движения звезд во вселенной показывает, что вселенная расширяется приблизи-
тельно 15 млрд лет; фоновая радиация вселенной дает сходную цифру; а природа света,
исходящего от некоторых звезд, показывает, что их возраст соответствует этой оценке.
Сторонники теории «молодой земли» (см. ниже) могут сказать, что Бог сотворил лучи
света в таком месте, чтобы Адам и Ева могли видеть звезды, однако гораздо труднее
объяснить, почему Бог сотворил и все прочие свидетельства о том, что вселенной около
15 млрд лет
.

66 Конечно, современные научные гипотезы о необходимости такой последователь-
ности могут быть неверными
.

В ответ сторонники конкордизма говорят, что солнце, луна и звезды были сотворены в день ] -й (сотворение света) или до дня 1 -го, когда «в начале со-творил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), и что солнце, луна и звезды были лишь явлены или сделаны видимыми в день 4-й (Быт. 1:14—19). Но этот аргумент не очень убедителен, все остальные пять дней творения подразумевают не яв-ление чего-то прежде сотворенного, а действительное первичное сотворение. Кроме того, утверждения творения схожи с аналогичными утверждениями дру-гих дней: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и...чтобы светить на землю. Исталотак» (Быт. 1:14,15). Этот обо-рот речи используется в ст. 3,6,11,20 и 24 для обозначения творения, а не явления. Кроме того, сотворение (а не явление) солнца, луны и звезд ясно обо-значено в следующем предложении: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт. 1:16). Здесь слово «создал» (евр.עשה) — это то же са-мое слово, которое употреблено для описания того, как Бог создал небо, жи-вотных, землю и человека (Быт. 1:7,25,26), — ни в одном из этих случаев речь не идет о появлении чего-либо, созданного ранее. Еврейское слово עשה ис-пользуется также в подведении итогов в ст. 31: «И увидел Бог все, что Он со-здал, и вот, хорошо весьма». Частое использование этого слова в Быт. 1 ставит под сомнение гипотезу о том, что в Быт. 1:16 речь идет просто о явлении солн-ца, луны и звезд.

67 Здесь автор использует английское время Past Perfect, которое приблизительно со-
ответствует латинскому и греческому πλυσθναμπερφεχτυμ и означает действие, совер-
шенное прежде другого действия. В древнееврейском языке значения глаголов прошед-
шего и так называемого «давно прошедшего» времени могут быть выражены одной и той
же формой глагола. — Примеч. пер
.

68 Вопрос об опылении без птиц и насекомых остается открытым, хотя следует от-
метить, что даже сейчас многие растения самоопыляются или перекрестно опыляются
ветром, и мы не можем знать точно, что опыление летающими насекомыми было необ-
ходимо до грехопадения и до того, как творение было завершено. Проблемой остается и
необходимость некоторых видов птиц в питании насекомыми, однако до грехопадения
они, вероятно, питались только растениями и семенами
.

Однако в ответ на эти возражения представляется возможной частичная модификация теории «дней-эпох». Глаголы в Быт. 1:16 (в еврейском тексте. — Примеч. пер.) можно истолковать как прошедшее время, которое указывает на нечто, сотворенное Богом прежде67: «И создал [hadmade— прежде, чем про-изошло что-то другое. — Примеч. пер.] Бог два светила великие: светило боль-шее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звез-ды». Грамматически это возможно (именно так версия NIV переводит, напри-мер, ту же самую глагольную форму в ст. 2:8,19). Такая точка зрения подразумевает, что Бог создал солнце, луну и звезды прежде (в ст. 1 — сотворе-ние земли и неба, или в ст. 3 — сотворение света), а в день4-й просто располо-жил их рядом с землей или сделал так, что они стали видны с земли в день 4-й (ст. 14,15, 17, 18). Такая интерпретация допускает значение «сотворил» для слова «создал» (עשה), и, таким образом, снимается упомянутое выше затруд-нение, которое возникает в связи с мнением о том, что это слово в ст. 16 озна-чает «явил». Такое решение является вполне приемлемым для теории «дней-эпох», и подобная точка зрения автору этих строк даже кажется наиболее убе-дительной, если мнение о том, что земля сотворена очень давно, верно. Что касается света, необходимого для растений, и тепла, необходимого для воды, то свет присутствовал начиная с дня 1-го—даже если мы не уверены, был ли это свет солнца и звезд, или свет славы Божьей (которая заменит солнце в Новом Иерусалиме, Отк. 21:23)68.

Другой ответ, выдвигаемый с позиции теории «дней-эпох», можетзаклю-чаться в том, что четвертый день творения не вполне точно помещен в после-довательности событий и что нам дана лишь общая схема постепенного труда Божьего. Однако если мы начинаем менять последовательность событий, ко-торая имеет такое большое значение в этом постепенном развертывании шее-ти дней творения, то суть текста заключается только в том, что Бог нечто со-творил, — но в таком случае вся дискуссия о возрасте земли просто теряет смысл. (Дальнейшее рассмотрение теорий о разрывах в последовательности дней приводится в следующем разделе.)

 

б) «ЛИТЕРАТУРНАЯ КАНВА». Среди евангельских христиан значитель-ную поддержку находит и другое толкование дней в гл. 1 Книги Бытие. С по-зиции этой теории, в Быт. 1 нам не дано никакой информации о возрасте зем-ли, следовательно, этот текст можно соотнести с современными научными оценками, подтверждающими древнее происхождение земли. Сторонники этой точки зрения считают, что шесть дней из гл. 1 Книги Бытие не передают хронологической последовательности событий, это лишь «литературная кан-ва», которую автор использует для того, чтобы рассказать нам о Божьих актах творения. Эта канва искусно организована, так что первые три дня и вторые три дня соответствуют друг другу (см. табл.)69.

 

Дни формирования Дни наполнения
День 1-й: отделение света от тьмы День 4-й: солнце, луна и звезды (свети-
День 2-й: отделение неба от вод ла небесные)
День 3-й: отделение суши от моря, рас- День 5-й: рыбы и птицы
тения и деревья День 6-й: животные и человек

69 Эта таблица заимствована из следующего источника: The NIV Study Bible, ed. by Kenneth Baker et al. (Grand Rapids: Zondervan, 1985), p. 6 (примечание к Быт. 1:11). Убеди-тельную защиту теории «литературной канвы» см.: Henri Blocher, In the Beginning: The Opening Chapters of Genesis, trans, by David G. Preston (Leicester: Inter-Varsity Press, 1984), pp. 49—59. Блохер говорит о многих других евангельских исследователях, которые при-держиваются позиции, которую он называет «литературной интерпретацией»: Η. X. Рид-дербос (Ν. Н. Ridderbos), Бернард Рамм (Bernard Ramm), Мередит Г. Клайн (Meredith G. Kline), Д. Φ. Пейн (D. F. Payne) и Дж. А. Томпсон (J. A. Thompson). «Теория канвы» Мил-ларда Эриксона названа теорией «живописного дня» (*pictorial day» view), см.: Millard Erickson, Christian Theology, p. 381.

Здесь мы видим параллельную структуру. В день 1-й Бог отделяет свет от тьмы, тогда как в день 4-й Он помещает солнце, луну и звезды в свет и тьму. В день 2-й Он отделяет воды от неба, а в день 5-й Он помещает рыб в воды, а птиц на небо. В день 3-й Он отделяет сушу от моря и повелевает произрасти зелени, а в день 6-й он помещает на сушу животных и человека и дает им растения в пищу.

В соответствии с теорией «литературной канвы», гл. 1 Книги Бытие не еле-дует понимать таким образом, будто ее автор стремился дать нам информа-цию о последовательности дней или о том порядке, в котором происходило творение, не было у него и намерения рассказать нам о том, как долго длилось творение. Схема шести «дней» — это литературный прием, который автор ис-пользует для того, чтобы научить нас, что Бог сотворил все. Шесть «дней», которые не являются ни днями, длящимися двадцать четыре часа, ни перио-дами времени вообще, дают нам шесть разных «картин» творения, которые показывают нам, что Бог создал все части творения, что вершина творческой работы Бога — человек и что надо всем творением пребывает Бог, Который почил на седьмой день и Который поэтому повелевает также и человеку по-клоняться Ему в субботний день70.

По словам одного из сторонников данной точки зрения, «хронологии здесь нет места»71. У этой гипотезы есть привлекательные стороны:

1. В приведенной выше таблице ясно показан четкий параллелизм между парами дней.

2. Нет противоречия данным современной науки о возрасте земли и о воз-расте живых существ (так как вопрос о хронологии снимается).

3. Снимается противоречие в последовательности между Быт. 1 и 2,где че-ловек (Быт. 2:7),судя по всему, создается Богом раньше растений (Быт. 2:8) и животных (Быт. 2:19),т. е. порядок творения отличается от приведенного в Быт. 1.

4. В этой интерпретации Быт. 2:5 показывает, что «дни» творения не были днями в буквальном смысле, длившимися двадцать четыре часа, так как в этом стихе говорится, что на земле не было растений, поскольку еще не было дождя, — в этом утверждении не было бы смысла при шестидневном творении, ведь расте-ния, безусловно, могут выжить в течение трех-четырех дней и без дождя.

70 Теорию «литературной канвы» отстаивает также Р. Янгблуд: Ronald Youngblood,
How It All Began (Ventura, Calif.: Regal, 1980), pp. 25-33
.

71 Henri Blocher, In the Beginning, p. 52.

Но ряд аргументов можно выдвинуть и противтеории «литературной канвы»: 1. Предложенное соответствие между днями творения не настолько точ-но, как предполагают сторонники этой точки зрения. Солнце, луна и звезды, сотворенные в четвертый день как «светила на тверди небесной» (Быт. 1:14), располагаются не в каком-то пространстве, сотворенном в день 1 -й, а на «твер-ди» (евр. קיע Ί),которая была сотворена на второй день. Языковое соответ-ствие вполне отчетливо: эта «твердь» совсем не упоминается в связи с днем 1 -м, но о ней пять раз говорится в связи с событиями дня 2 -го (Быт. 1 :6—8) и три раза — в связи с днем 4-м (Быт. 1:14—19). Конечно, день 4-й во многом соот-ветствует дню 1 -му (в терминах дня и ночи, света и тьмы), но если мы утверж-даем, что вторые три дня показывают сотворение того, что должно заполнить формы пространства, сотворенные в первые три дня, то день 4-й соответству-ет дню 2 -му, по крайней мере, настолько же, насколько дню 1-му.

Кроме того, параллель между днями 2-м и 5-м нельзя признать вполне чет-кой, поскольку во многом подготовка пространства для рыб и птиц происхо-дит не в день 2-й, а в день 3-й. Только в день 3-й Бог собирает воды вместе и называет их «морями» (Быт. 1:10), а в день 5-й рыбам дается следующее пове-ление: «наполняйте воды в морях» (Быт. 1:22). В ст. 26 и 28 рыбы вновь назва-ны «рыбами морскими», т. е. здесь еще раз подчеркивается тот факт, что сфера обитания рыб была особо сформирована в день 3-й. Таким образом, рыбы, со-творенные в день 5-й, судя по всему, в гораздо большей степени относятся к тому месту, которое было для них приготовлено в день 3-й, чем к широко раз-лившимся под твердью водам дня 2-го. Установление параллели между днем 2-м и днем 5-м сталкивается и с еще одним затруднением — в день 5-й не со-творено ничего, что должно было бы обитать в «воде, которая над твердью», а летающие существа, сотворенные в этот день (соответствующее еврейское ело-во обозначает как летающих насекомых, так и птиц), не только летают в небе, сотворенном вдень 2-й, но также размножаются на «земле», или «суше», со-творенной в день 3-й. (Отметим повеление Божье в день 5-й: «Птицы да раз-множаются на земле», Быт. 1:22.) И наконец, параллель между днями 3-м и 6-м также не вполне точна, так как в день 6-й не создано ничего для заполнения морей, созданных в день 3-й. Если мы принимаем в расчет все эти неточное-ти, то предполагаемая литературная «канва», хотя на первый взгляд и смот-рится безупречно, при более внимательном изучении текста становится все менее убедительной.

72 Henri Blocher, In the Beginning, p. 50.

2. Поскольку при всех попытках интерпретации Быт. 1 стремятся дать объяснение научным данным о возрасте земли, это не единственный аргумент, свидетельствующий в пользу теории «литературной канвы». Однако мы дол-жны признать, что привлекательность этой гипотезы заключается в том, что она освобождает евангельских христиан от необходимости приводить в соот-ветствие научные открытия с повествованием гл. 1 Книги Бытие. Однако, по словам одного из сторонников этой теории, «преимущество настолько вели-ко, что для многих это облегчение, но для многих и искушение». Он мудро добавляет: «Мы не должны принимать теорию только по той причине, что она логична; мы можем признать ее верной только в том случае, если текст дает нам для этого основания»72.

3. Те, кто не принимает теорию «литературной канвы», не видят противо-речия в последовательности событий между Быт. 1 и 2, так как считают, что Быт. 2 не содержит в себе описания именно последовательности первоначаль-ного творения животных и растений, а просто еще раз кратко излагает неко-торые детали Быт. 1, в связи с их важностью, для подробного рассказа о со-творении Адама и Евы в Быт. 2. Версия ΝIV уходит от кажущегося противоре-чия, давая следующий перевод: «И насадил [had planted — еще прежде насадил. — Примеч. пер.] Господь Бог рай в Едеме на востоке» (Быт. 2:8) и «Господь Бог образовал [had formed out — еще прежде образовал. — Примеч. пер.] из земли всехживотных полевых и всех птиц небесных» (Быт. 2:19). 1

73 Более подробно текст Быт. 2:5 рассматривается в статье: Meredith G. Kline, "Be-cause It Had Not Rained", WTJ2Q (1957-1958): 146-157; и в ответной работе: Derek Kidn-er, "Genesis 2:5,6: Wet or Dty?" ТВ 17 (1966): 109-114.

4. В Быт. 2:5 на самом деле не говорится о том, что растений на земле не было потому, что земля была слишком суха. Если бы мы придерживались такой точ-ки зрения, нам также пришлось бы сказать, что растений не было потому, что «не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5), так как это вторая часть комментария, данного в связи с отсутствием дождя. Более того, во второй ча־ сти предложения говорится, что состояние земли было прямо противополож-но чрезмерной сухости, которая могла бы повредить растениям: «Но пар [или «туман»[אד]. — Примеч. пер.] поднимался с земли, и орошал все лице земли» (Быт. 2:6). Утверждение в Быт. 2:5 следует понимать просто как общее указа-ние на период времени, в который Бог сотворил человека. Быт. 2:4—6 описы-вает определенную стадию творения: «...И всякий полевый кустарник, кото-рого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделыва-ния земли; но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли». Утверж-дения об отсутствии дождя и об отсутствии человека, который мог бы возде-лывать землю — это не объяснение физической причины отсутствия растений, это просто пояснение, что Божий труд творения еще не завершен. Это введе-ние отсылает нас обратно к первым шести дням творения как к общему кон-тексту—в «то время, когда Господь Бог создал землю и небо» (Быт. 2:4). Затем в этот контекст внезапно вводится основная тема гл. 2 — сотворение челове-ка. В еврейском тексте нет слова «тогда» в начале ст. 7, он начинается так: «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2:7)73.

5. И наконец, самый сильный аргумент против теории «литературной канвы» и причина, по которой ее приняло сравнительно небольшое число евангельских христиан, заключается в том, что вся гл. 1 Книги Бытие явно подразумевает не просто литературную канву, а хронологически по-следовательное изложение событий. Когда повествование переходит от ме-нее сложных аспектов творения (свет и тьма, вода, небо и суша) к более слож-ным аспектам (рыбы и птицы, животные и человек), мы видим постепенную работу и упорядоченную последовательность событий, которые явно вы-строены в хронологическом порядке. Поскольку числовая последователь-ность (1— 2—3—4—5—6) присваивается к ряду дней, которые точно соответству-ют обычной человеческой неделе (день 1-й, день 2-й, день 3-й, день 4-й, день 5-й, день 6-й и отдых в день 7-й), то хронологичность повествования неиз-бежно становится самоочевидной. Создается впечатление, что последователь-ность дней более ясно говорит о намерениях автора, чем литературная канва, которая нигде в тексте не очевидна и многие детали которой просто противо-речивы. Дерек Киднер замечает:

Шествие дней — это слишком величественная процессия, и она не может не подразумевать упорядоченной последовательности; возмож-но, требуется слишком изощренная проницательность, чтобы принять такую точку зрения, которая не учитывает первоначального впечатле-ния, производимого на обычного читателя. Это повествование, а не про-сто утверждение74.

6. Последовательность дней подразумевает также Божье повеление лю-дям следовать Его примеру в труде и отдыхе: «Помни день субботний, чтобы святитьего. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; аденьседьмый — суббота Господу Богу твоему... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил» (Исх. 20:8—11). Но если Бог не творил землю, трудясь шесть дней и отдыхая на седьмой, то Его повеление подражать Ему вводит в заблуждение или просто не имеет смысла.

И в заключение следует отметить, что, хотя теория «литературной канвы» не отрицает истинности Писания, она предлагает такое истолкование Писа-ния, которое при внимательном изучении представляется маловероятным.

74 D. Kidner, Genesis: An Introduction and Commentary, TOTC (Chicago: InterVarsity Press,
1967), pp. 54,55
.

75 Многочисленные научные аргументы, указывающие на молодость земли (10—
20 тыс. лет), см.: Henry Μ. Morris, ed., Scientific Creationism (San Diego, Calif.: Creation-
Life, 1974), esp. pp. 131—169; а также: Kofahl and Segraves, The Creation Explanation,
pp. 181-213
.

Ответ на большую часть этих аргументов с позиции «древней земли» дан Дейви-сом А. Янгом, см.: Davis A. Young, Christianity and the Age of the Earth, pp. 71—131; в других его книгах даны ответы на «геологию потопа»: Creation and the Flood, p. 171—213; Science Held Hostage: What's Wrong With Creation Science and Evolutionism, by Howard J. Van Till, Davis A. Young, and Clarence Menninga (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1988) и выдвигаются серьезные возражения против эволюционизма и научных разработок не-которых известных сторонников теории «молодой земли». Предварительный ответ на аргументы Янга можно найти в брошюре на тридцать четыре страницы: Henry Μ. Morris and John D. Morris, Science, Scripture, and the Young Earth (El Cajon, Calif.: Institute for Creation Research, 1989).

 

2) Теории творения о «молодой земле». Другая группа евангельских толко-вателей отвергает системы датировки, которые оценивают возраст земли в мил-лионы лет, и считает, что земля сравнительно молода, и ей от 10 до 20 тыс. лет. Сторонники молодости земли выработали целый ряд научных аргументов в защиту недавнего сотворения земли75. Те, кто считает землю молодой, обычно согласны также с одной из точек зрения, приведенных ниже, или даже разде-ляют их обе.

а) ТВОРЕНИЕ ДРЕВНЕЕ ИЗНА ЧАЛЬНО (ЗРЕЛЫЙ КРЕАЦИОНИЗМ). Многие из тех, кто считает, что возраст земли сравнительно мал, полагают также, что творение должно было «выглядеть древним» уже с самого первого дня. (Другое название для этой точки зрения — «зрелый креационизм», так как ее сторонники говорят о том, что Бог создал зрелое творение.) Внешность взрослыхлюдей, присущая Адаму и Еве, — очевидный пример. Они возник-ли такими, словно прожили двадцать или двадцать пять лет, вырастая с мла-денчества, как это свойственно людям, но на самом деле им не исполнилось еще и одного дня. Точно также в первую ночьсвоей жизни они, вероятно, уви-дели звезды, хотя свет большинства звезд мог достигнуть земли лишь через тысячи или даже миллионы лет. Это предполагает, что Бог сотворил звезды с лучами, уже достигшими земной поверхности. Выросшие деревья, вероятно, имели годовые кольца (Адам и Ева не могли ждать годами, пока Бог скажет им, плоды каких деревьев им можно было есть, а каких нельзя. Они также не могли ждать неделями и месяцами, пока съедобные растения вырастут, что-бы дать им пропитание). Следуя этой логике, можем ли мы пойти дальше и предположить, что многие геологические формации, когда они были перво-начально сотворены, внешне были похожи на образования, которые, со ско-ростью современных «медленных» процессов, могли бы оформиться лишь за тысячи и даже миллионы лет?

Это предположение обрело многих сторонников, и, по крайней мере на первый взгляд, оно кажется привлекательным. Те, кто придерживается дан-ной точки зрения, часто выдвигают ряд возражений против современных на-учных методов датировки. Они ставят под вопрос надежность радиометри-ческой датировки материалов старше нескольких тысяч лет и говорят, что уче-ные не могут знать наверняка, что скорость распада физических элементов оставалась постоянной со времен творения. Они предполагают также, что та-кие события, как грехопадение и последующее проклятие природы (которые изменили продуктивность и экологический баланс земли и стали причиной ста-рения и смерти человека, Быт. 3:17—19) или потоп во времена Ноя (Быт. 6—9), могли привести к значительным изменениям радиоактивных материалов в живых организмах. Это означало бы, что оценки возраста земли, полученные с помощью современных способов измерения, не соответствуют действитель-ности.

Millard Erickson, Christian Theology, p. 382.

Обычное возражение на теорию «мнимой древности» заключается в том, что, «с этой точки зрения, Богявный лжец»76, а это противоречит Его природе. Но является ли Бог «лжецом», если Он создает зрелых мужчину и женщину в один день и открыто говорит нам об этом? Или если Он создает зрелых рыб и животных и выросшие деревья и говорит нам об этом? Или если Он позволяет Адаму и Еве видеть звезды, которые Он сотворил, чтобы люди могли видеть их и воздавать Ему славу в первую же ночь их жизни? Эти действия указыва-ют не на ложь Бога, а на Его бесконечную мудрость и власть. В особенности это справедливо, если Бог открыто говорит нам, что Он все сотворил за «шесть дней». Исходя из этой точки зрения, обманутые — это те, кто отказывается слушать объяснение Самого Бога о том, как произошло творение.

Настоящая проблема теории «мнимой древности» заключается втом, что она не может объяснить целый ряд явлений, имеющих место во вселенной. Все согласятся с тем, что Адам и Ева были сотворены взрослыми, а не ново-рожденными детьми, и поэтому имели вид взрослых людей. Большинство тех, кто считает, что дни творения в Быт. 1 длились двадцать четыре часа, скажут также, что видимость возраста была присуща также растениям и деревьям, а также всем животным, когда они были впервые сотворены (курица была рань-ше яйца!), и согласятся с тем, что свет звезд достигал земли. Однако сотворе-ние ископаемых окаменелостей представляет собой серьезное затруднение, так как ответственные христиане не захотят предположить, что Бог рассеял по зем-ле окаменелости для того, чтобы придать ей внешний вид древности! Это уже не творение «в процессе» и не творение в зрелом состоянии; это уже сотворе-ние останков мертвых животных, и не для того, чтобы животные служили Ада-му и Еве, а просто для того, чтобы заставить людей думать, что земля древнее, чем она есть на самом деле. Более того, пришлось бы сказать, что Бог сотво-рил всех этих мертвых животных и отозвался об этом так: «Хорошо весьма»77.

77 Следует отметить, что у сторонников теории «древней земли» Бог в Быт. 1:31 так-же говорит: «Хорошо весьма» о древних ископаемых. Это не является решающим возра-жением, если смерть животных до грехопадения не была обусловлена грехом, и все же это значительное затруднение. Только сторонники теории «геологии потопа» (см. ниже) скажут, что во времена, описанные в Быт. 1:31, окаменелостей не существовало и что они возникли внезапно, в результате потопа (Быт. 6—9). Возможно, это соображение сви-детельствует в пользу сторонников теории «геологии потопа».

Тогда как сотворение звезд, свет которых уже достиг земной поверхнос-ти, или деревьев, которые уже выросли, могло быть совершено ради того, что-бы люди прославили Бога за Его совершенство в творении, размещение ока-менелостей в земле можно объяснить только стремлением сбить с толку или запутать людей в их попытках разобраться в истории Древнего мира. Еще бо-лее проблематичен тот факт, что Адам, растения, животные и звезды возникли с признаками разного возраста (так как они были сотворены со зрелыми и действующими функциями), тогда как современные геологические исследо-вания дают приблизительно одни и те же даты на основе радиометрической датировки, астрономических вычислений, анализа скальных формирований, образцов лунных и метеоритных пород и т. д. Зачем Богу было нужно творить так много разнообразных доказательств того, что земле уже около 4,5 млрд лет, если на самом деле это не так? Разве не было бы правильнее прийти к заключению, что земле действительно 4,5 млрд лет и что Бог дал нам много-численные указания на этот факт, чем тем или иным образом предполагать, что Он хотел солгать нам? Таким образом, единственными правдоподобными объяснениями данных об ископаемых, приемлемыми для христиан, представ-ляются следующие: а) современные методы датировки приводят к колоссаль-ным ошибкам из-за ложных допущений или по причине изменений, обуслов-ленных грехопадением или потопом; или б) современные методы датировки приблизительно верны, и земле много миллионов или даже миллиардов лет.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 366. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия