Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Таинства Нового Завета содержат в себе ту благодать, которую они обозначают, и наделяют ею тех, кто не препятствует ей (р. 328).





 

13 В крайних случаях Отт и римско-католическое учение допускают крещение стрем-ления (для тех, кто искренне стремится принять крещение, но не имеет такой возмож-ности) или крещение кровью (в мученичестве).

Таинства действуют ex opere operate, то есть силой совершенного обряда (p. 329)14.

Формула ex opere operate подразумевает, что, в отрицательном смыс-ле, благодать таинства не передается силой субъективного состояния человека, который ее принимает, а в положительном смысле — благо-дать таинства действует через действительный знак таинства (р. 330).

Тем не менее Отт считает нужным пояснить, что католическое учение не еле-дует понимать «в смысле механического или магического действия» (р. 330). Он говорит:

Напротив, в том случае, если крещение принимает взрослый чело-век, то вера требуется... но при этом субъективное состояние не являет-ся причиной благодати... Это просто необходимое условие сообщения благодати... Мера благодати, обретенной ex opere operate, зависит от субъективного состояния (р. 330).

Давая ответ на это римско-католическое учение, мы должны вспомнить, что Реформация придавала этому вопросу большое значение. Мартин Лю-тер всячески подчеркивал, что спасение зависит только от веры, а не от веры в сочетании с делами. Но если крещение и участие в других таинствах необ-ходимы для спасения, поскольку они необходимы для обретения спаситель-ной благодати, то спасение действительно основано на вере в сочетании с делами. Напротив, Новый Завет ясно учит нас, что оправдание происходит только верой. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, курсив мой. — У. Г.). Бо-лее того, «дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).

14 Выражение ex opere operate представляет собой важнейшую часть римско-католи-ческого учения о таинствах. Это латинское выражение дословно означает «совершаемое делом» и подразумевает, что таинства действуют в силу совершения определенных действий и что сила таинств не зависит от субъективного состояния людей, которые участвуют в них, и в частности от их веры.

Римско-католическое мнение отом, что крещение необходимо для спа-сения, очень похоже на мнение оппонентов Павла из Галатии, которые гово-рили, что обрезание необходимо для спасения. Ответ Павла таков: те, кто тре-бует обрезания, проповедуют «иное благовествование» (Гал. 1:6). Он говорит, что «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (1ал. 3:10), и очень сурово отзывается о тех, кто пытается ввести какую-то форму послу-шания как необходимую для спасения: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (1ал. 5:4). Поэтому мы должны еде-лать вывод, что никакие дела не являются необходимыми для спасения. А по-тому и крещение не является необходимым для спасения.

Однако как же бытье Ин. 3:5: «Если кто не родится от воды и Духа, не мо-жет войти в Царствие Божие»? Хотя многие считают, что эти слова относятся к крещению, гораздо правильнее связывать их с обетованием нового завета в Иез. 36:

И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце пло-тяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в запо-ведях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:25—27, курсив мой. — У. Г.).

Иезекииль говорит здесь о «духовном» омовении, которое придет в те дни нового завета, когда Бог вложит в Свой народ Святой Дух. В свете этого, ро-диться от воды и Духа — значит «духовно» омыться во время нового рожде-ния, точно так же как мы в это время получаем духовное, а не физическое «но-вое сердце».

Также и в Тит. 3:5 говорится не о крещении, а о «бане возрождения», т. е. о духовном даровании новой жизни. Водное крещение вообще неупомина-ется в этом тексте. Духовное, а не буквальное омовение подразумевается также и в Еф. 5:26, где Павел говорит, что Христос предал Себя за Цер-ковь, «чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова». Речь идет о Слове Божьем, которое и совершает ту баню, о которой здесь гово-рится, а не о воде.

Что же касается римско-католической точки зрения о том, что крещение сообщает благодать независимо от субъективного состояния человека, при-нимаюшего крещение, и священника (что согласовывается с возможностью крещения детей, которые сами не могут обладать верой), мы должны признать, что в Новом Завете нет примеров, подтверждающих этот взгляд, и ни одно но-возаветное свидетельство не доказывает его правильности. Напротив, повеет-вования о людях, принимавших крещение, свидетельствуют о том, что все они сначала пришли к спасительной вере (см. выше). Существуют также и докт-ринальные утверждения о крещении, где указывается на необходимость спа-сительной веры. Когда Павел говорит: «Бывши погребены с Ним в креще-нии, в Нем вы и совоскресли», он сразу же добавляет: «верою в силу Бога, Ко-торый воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12).

15 Следующие три абзаца взяты в переработанном виде из книги: Wayne Grudem, The First Epistle of Peter, TNTC (Leicester: 1VP, and Grand Rapids: Eerdmans, 1988), p. 163-165. Использованы с разрешения.

И наконец, какбытьс 1 Пет. 3:21, где Петр говорит: «Крещение... спасает»? Разве это не подтверждает римско-католическое учение о том, что крещение само по себе приносит спасительную благодать тому, кто его принимает?15 Нет, поскольку Петр в том же предложении поясняет, что он имеет в виду. Он говорит, что крещение спасает не как «плотской нечистоты омытие» (т. е. не как фи-зический акт смывания грязи с тела — не это спасает нас), но как «обещание Богу доброй совести» (т. е. как внутреннее, духовное общение между Богом и человеком, общение, которое символизируется внешней церемонией креще-ния). Мы можем перефразировать утверждение Петра, сказав: «Крешение спасает, но не внешняя, физическая церемония, а внутренняя духовная реаль-ность, которую крешение представляет». Таким образом, слова Петра исклю-чают представление о крещении как об автоматически спасающей силе, за-ключающейся в самой физической церемонии.

Выражение Петра «обещание Богу доброй совести» иначе можно выра-зить так: «просьба о прощении грехов и даровании нового сердца». Когда Бог дарует грешнику «добрую совесть», тот обретает уверенность в том, что все его грехи прощены и что он оправдан Богом (в Евр. 9:14 и 10:22 точно так же гово-рится об очищении совести через Христа). Правильно принять крещение — значит обратиться к Богу с «просьбой», сказать: «Пожалуйста, Боже, я при-ступаю к крещению, которое внешне очистит мое тело, и я прошу Тебя внут-ренне очистить мое сердце, простить мои грехи и оправдать меня». Если мы понимаем крешение именно таким образом, тогда оно является уместным сим-волом начала христианской жизни16.

16 Иногда утверждают, что в этом стихе перевод «обещание» более верен, чем «просьба». Так, 1Ч1У(как и русская синодальная версия. — Примеч. пер.) переводит: «Обе-щание Богу доброй совести». Данные о других употреблениях этого слова не позволяют отдать предпочтение ни тому, ни другому варианту, и из разбора других примеров невоз-можно сделать никаких выводов (см. об этом: Wayne Grudem, / Peter, p. 164).

Однако гораздо более важен тот факт, что перевод «обещание» порождает богослов-скую проблему. Если крещение — это «обещание Богу» иметь «добрую совесть» (или обе-щание жить в послушании, что проистекает из доброй совести), то на первое место вы-ходит не зависимость от Бога в даровании Им спасения, а собственные усилия. А по-скольку это выражение в 1 Пет. 3:2 1 столь явно связано с началом христианской жизни и обозначается как часть крещения, которое «спасает», перевод «обещание» не согласует-ся с новозаветным учением о спасении одной только верой; тогда получается, что это — единственное место, где говорится, что обещание быть праведным «спасает». И раз лек-сические данные не позволяют определить, какое значение более соответствует этому контексту (и оба в данном случае возможны), правильнее будет принять перевод «просьба», так как это значение гораздо в большей степени согласуется с учением остальной части Нового Завета.

Итак, в 1 Пет. 3:21 совершенно точно не подразумевается, что крещение спасает людей автоматически или что оно передает благодать ex opere operato. В этом отрывке даже не говорится, что само по себе крещение обладает спа-сительной силой, напротив — спасение происходит через внутреннюю веру, которая выражается крещением (ср.: Кол. 2:12). Протестанты, ратующие за «крещение верующих», вполне могут усмотреть в 1 Пет. 3:21 поддержку их убеждений: можно утверждать, что крещение правильно преподано лишь тем, чей возраст позволяет «просить у Бога доброй совести»11.

И в заключение следует сказать, что римско-католические учения о том, что крещение необходимо для спасения, что сам по себе акт крещения сооб-щает спасительную благодать и что детей также следует крестить, неубеди-тельны в свете учения Нового Завета.

 

4. Протестантская педобаптистская позиция. Рассмотрим точку зрения, что крещение может быть преподано всем маленьким детям верующих родите-лей. Этого взгляда придерживаются многие протестантские группы (в част-ности лютеранской, епископальной, методистской, пресвитерианской и ре-форматской церквей). Такой взгляд иногда называют педобаптизмом, а иногда «теорией завета», поскольку дети верующих рассматриваются как часть «об-щины завета» народа Божьего. «Педобаптизм» — это практика крещения де-тей (префикс «педо» означает «ребенок» и происходит от греческого слова παις)18. В первую очередь я буду дискутировать с аргументами, выдвинутыми Луисом Беркхофом, который ясно излагает и хорошо защищает педобаптист-скую точку зрения.

Мнение о том, что дети верующих должны быть крещены, в первую оче-редь основывается на следующих трех пунктах:

17 Точно так же можно интерпретировать и Кол. 2:12:Павел говорит, что в крещении
христиане «совоскресли [со Христом] верою в силу Бога, Который воскресил Его из мерт-
вых». Это предполагает, что те, кто был крещен, обладали верой в то время, когда были
крещены, — т. е. были достаточно взрослыми, для того чтобы верить.

18 Католики тоже педобаптисты, однако они выдвигают иные аргументы, они учат,
что крешение приводит к перерождению. В дальнейшем я буду сравнивать протестант-
ский педобаптизм с протестантским «крещением верующих». Поэтому я буду употреблять
термин «педобаптистский» в отношении педобаптистов-протестантов, которые придер-
живаются педобаптистской позиции, основанной на теории завета.

1) В ветхом завете детей обрезывали. В ветхом завете обрезание было вне-шним знаком вхождения в общину завета, или в общину народа Божьего. Обрезание совершалось надо всеми израильскими детьми (мужского пола), когда им исполнялось восемь дней.

2) Крещение соответствует обрезанию. В новозаветный период внешним символом вхождения в «общину завета» является крещение. Поэтому креще-ние — это новозаветная замена обрезанию. Из этого следует, что крестить еле-дует всехдетей верующих родителей. Лишить их этого блага — значит лишить их той привилегии, которая принадлежит им по праву, — символа принадлеж-ности к общине народа Божьего, «общине завета». Аналогия между обрезани-ем и крещением довольно ясно видна в Кол. 2:

В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением гре-ховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в кре-щении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2:11,12,курсив мой. — У. Г.).

Утверждается, что в этом месте Павел явно проводит параллель между обрезанием и крещением.

 

3) Крещение домочадцев. Еще одно подтверждение правомерности практи-ки детского крещения — это случаи «крещения домочадцев», о которых гово-рится в Деяниях Апостолов и в посланиях, в частности, речь идет о крещении Лидии (Деян. 16:15),семьи филиппийского тюремного стража (Деян. 16:33)и домочадцев Стефана (1 Кор. 1:16). Утверждается также, что Деян. 2:39, где дается обетование благословения Евангелия: «Вам принадлежит... и детям ва-шим», также является подтверждением правильности подобной практики.

В ответ на эти аргументы педобаптизма можно возразить следующее: во-первых, нет никакого сомнения в том, что крещение и обрезание во многом сходны, но мы не должны забывать, что они символизируют разные вещи. В ветхом завете существовали физические, внешние средства вхождения в «об-щину завета». Евреем человек становился, родившись от родителей-евреев. Поэтому всех еврейских мальчиков обрезывали. Обрезание не ограничива-лось людьми, обладавшими подлинной внутренней духовной жизнью, оно со-вершалось надо всеми, кто жил в среде израильского народа. Бог сказал:

...Да будет у вас обрезан весь мужеский пол. <.״> Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеско-го пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным (Быт. 17:10—13,курсив мой. — У. Г.).

Обрезывались не только люди, физически происходившие от Израиль- ского народа, но также и рабы, которые были ими куплены и жили среди них. Присутствие или отсутствие внутренней духовной жизни не имело никакого значения в вопросе о том, следовало ли обрезывать того или иного человека. Поэтому «взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:23; ср.: Нав. 5:4, курсив мой. — У. Г.).

Мы должны понимать, что обряд обрезания совершался над каждым муж-чиной, жившим в среде израильского народа, хотя при этом истинное обреза- ные есть нечто внутреннее и духовное: «То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:29). Более того, Павел в Новом Завете открыто говорит, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). Но хотя во времена ветхого завета (и более полно во времена нового завета) имело место осозна-ние той внутренней духовной реальности, которую было призвано представ-лять собой обрезание, тем не менее не было никаких попыток ограничить со-вершение обрезания только над теми людьми, чьи сердца действительно были духовно обрезаны и кто обладал подлинной спасительной верой. Даже среди взрослых мужчин обрезание применялось ко всем, а не только к тем, кто об-наруживал признаки внутренней веры.

Во-вторых, в новозаветный период была совершенно иная ситуация. Но-вый Завет не говорит об «общине завета», состоящей из верующих и их неве-рующих детей, родственников и слуг, которые, по стечению обстоятельств, с ними живут. (Выражение «община завета», как его употребляют педобаптис-ты, часто становится общим и расплывчатым термином, в котором смешива-ются различия между ветхим и новым заветами в этом вопросе.) В новозавет-ной Церкви единственный вопрос имеет значение — обладает ли кто-то спа-сительной верой и стал ли он духовно частью тела Христова, истинной Церкви? Единственно возможной «общиной завета» является Церковь, общение искуп-ленных.

Но как человек становится членом Церкви? Средства вхождения в Цер-ковь являются добровольными, духовными и внутренними. Человек становится членом истинной Церкви, рождаясь вновь и обретая спасительную веру, а не по физическому рождению. Это происходит не благодаря внешнему акту, а по внутренней вере, пребывающей в сердце человека. Безусловно верно, что кре-щение — это символ вхождения в Церковь, однако это означает, что совер-шать его следует только над теми, кто обнаруживает признаки того, что он яв-ляется членом Церкви, только над теми, кто исповедует веру в Христа.

Мы не должны удивляться тому, что в ветхом завете (физическое рожде-ние) люди входили в нее иначе, чем в новом (духовное рождение). В других сферах также существует много аналогичных различий. В пустыне израиль-тяне питались физической манной, а христиан питает Христос, истинный хлеб, сходящий с небес (Ин. 6:48—51). Израильтяне пили физическую воду, а те, кто верит в Христа, пьют живую воду вечной жизни, которую Он дает (Ин. 4:10—14). В ветхом завете был физический храм, в котором Израиль со-бирался для поклонения, а в новом завете верующие собраны в духовный храм (1 Пет. 2:5). Ветхозаветные верующие приносили на алтарь физические жерт-вы, животных и растения, а новозаветные верующие приносят «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5; ср.: Евр. 13:15,16). Ветхозаветные верующие получили от Бога физическую землю Израиля, ко-торую Он обещал им, а новозаветные верующие получают «лучшую», «небес-ную» землю (Евр. 11:16). В ветхом завете членами израильского народа были те, кто происходил от Авраама по физическому семени, в новом завете те, кто имеет духовное «семя», — потомки Авраама по вере, — являются членами Церкви (Гал. 3:29; ср.: Рим. 4:11,12).

Во всех этих противопоставлениях мы видим те различия между ветхим и новым заветами, которые так подчеркивал Павел. Физические элементы и действия в ветхом завете были «тенью будущего», но истинная реальность, «тело», обретается в новозаветный период, в котором мы воссоединяемся с Христом (Кол. 2:17). С этими изменениями вполне согласуется тот факт, что в ветхом завете дети мужского пола автоматически обрезывались, поскольку их физическое происхождение и физическое присутствие в общине еврейского народа означали, что они были членами общины, для вхождения в которую вера не требовалась. Но сейчас крестят лишь тех, кто обнаруживает признаки подлинной спасительной веры, поскольку членство в Церкви основано на внутренней духовной реальности, а не на физическом происхождении.

В-третьих, примеры крещения домочадцев в Новом Завете на самом деле не дают основательных аргументов в пользу ни одной точки зрения. Если мы более детально изучим эти примеры, то увидим, что в ряде из них есть указа-ния на спасительную веру техлюдей, которые были крещены. Например, вер-но, что семья филиппийского тюремного стража была крещена (Деян. 16:33), но также верно, что Павел и Сила «проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деян. 16:32, курсив мой. — У. Г.). Если слово Господне было возвещено всем, кто находился в доме, то подразумевается, что все эти люди были достаточно взрослыми, чтобы понять слово и уверовать в него. Более того, после рассказа о том, что вся семья была крещена, мы читаем, что филиппийский тюремный страж «возрадовался со всем домом своим, что уве-ровал в Бога» (Деян. 16:34, курсив мой. — У. Г.). Итак, здесь речь идет не толь-ко о крещении домочадцев, но также и о принятии домочадцами слова Божь-его и о радости домочадцев о том, что они уверовали в Бога. Эти факты явно указывают на то, что все домочадцы лично пришли к вере в Христа.

В отношении того факта, что Павел крестил «Стефанов дом»(1 Кор. 1:16), мы должны отметить, что в конце Первого послания к Коринфянам Павел говорит, что «семейство Стефаново... есть начатокАхаии, и... они посвяти-ли себя на служение святым» (1 Кор. 16:15). Это подтверждает, что они были не только крещены, но и обращены, и служили другим верующим. И вновь пример крещения домочадцев предполагает веру домочадцев.

Есть и другие случаи, в которых крещение не упомянуто, но где мы видим ясное свидетельство, что все домочадцы пришли к вере. После рассказа о том, как Иисус исцелил сына царедворца, мы читаем, что отец «уверовал сам и весь дом его» (Ин. 4:53, курсив мой. — У. Г.). Также, когда Павел проповедо-вал в Коринфе, «Крисп... начальник синагоги, уверовал в Господа со всем до-мом своим» (Деян. 18:8, курсив мой. — У. Г.).

Это означает, что из всех случаев «крещения домочадцев» только в одном не говорится о вере — это Деян. 16:14,15, где речь идет о Лидии: «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и до-машние ее...» В тексте просто не уточняется, были ли дети в числе ее домашних.

Это слабое и ненадежное доказательство правомерности детского крешения. Следует признать, что это место не дает оснований для окончательного вы-вода.

Относительно утверждения Петра в Пятидесятницу: «Вам принадлежит обетование и детям вашим», мы должны заметить, что предложение продол-жается так: «и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39). Более того, в том же самом абзаце уточняется, что крещены были не верующие и их неверующие дети, но «охотно принявшие слово его крестились, и присо-единилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).

В-четвертых, против педобаптистской точки зрения может быть выдви-нуто еще одно возражение. Мы можем спросить: «В чем заключается действие крещения?» Иными словами, мы можем спросить: «Как оно свершается? Ка-кие выгоды приносит?»

Католики ясно отвечают на этот вопрос: крещение ведет к перерождению. Ясный ответ дают и баптисты: крещение символизирует тот факт, что внут-реннее перерождение уже произошло. Но педобаптисты не могут принять ни той, ни другой точки зрения. Они не хотят сказать, что крещение ведет к пере-рождению, но также они не могут сказать (в отношении детей), что оно сим-волизирует перерождение, которое уже произошло19. Единственный выход— это сказать, что крещение символизирует перерождение, которое произойдет в будущем, когда ребенок станет достаточно взрослым, чтобы обрести спаси-тельную веру. Однако и это не вполне уместно, поскольку нет уверенности в том, что ребенок переродится в будущем, — некоторые крещеные дети впо-следствии не приходят к спасительной вере. Итак, самым адекватным педо-баптистским объяснением является утверждение о том, что крещение сим-волизирует возможное будущее перерождение20. Оно не ведет к перерожде-нию и не символизирует действительное перерождение; таким образом, его следует понимать как символ возможного перерождения в какой-то момент будущего.

19 Тем не менее некоторые педобаптисты-протестанты предполагают, что перерож-
дение произошло (и это станет очевидным позднее). Другие, в том числе многие лютера-
не, говорят, что перерождение происходит во время крещения
.

20 Это не цитата из какого-то конкретного автора-педобаптиста, это мой собствен-
ный вывод из логики педобаптистской точки зрения, которая требует именно такого от-
ношения к перерождению
.

Однако здесь становится очевидным, что педобаптистское понимание крещения сильно отличается от новозаветного. Новый Завет никогда не рас-сматривает крещение как символ возможного будущего перерождения. Но-возаветные авторы не говорят: «Кто может запретить креститься водой тем, которые, возможно, однажды спасутся?» (ср.: Деян. 10:47); «Все вы, во Хрис-та крестившиеся, возможно, однажды во Христа облечетесь» (ср.: Гал. 3:27);

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, возможно, однажды в смерть Его будем крещены?» (ср.: Рим. 6:3). Новый Завет так о крещении не говорит. Крещение в Новом Завете — это знак нового рождения, очищения от греха и начала христианской жизни. Уместным кажется даро-вать этот знак только тем, кто обнаруживает необходимые признаки.

Еще один взгляд на символику крещения приводит Майкл Грин21. Он го-ворит:

Детское крещение подчеркивает объективность Евангелия. Оно ука-зывает на великое свершение Христа распятого и воскресшего независи-мо от того, отзываемся мы на это свершение или нет... Нельзя сказать, что мы получим от этого что-то, если не покаемся и не уверуем. Однако это демонстрация того факта, что наше спасение зависит не от нашей веры, склонной к заблуждениям, а от того, что ради нас свершил Бог (р. 76).

Он продолжает:

Детское крещение делает акцент на инициативе Бога в спасении... От чего оно зависит — от человеческого отклика или от инициативы Бога? Вот в чем вся суть вопроса... Для баптиста крещение в первую оче-редь свидетельствует о том, что мы делаем, отвечая на благодать Бога. Для педобаптиста оно в первую очередь свидетельствует о том, что Бог сделал для того, чтобы это стало возможным (pp. 76, 77; курсив мой. — У. Г.).

21 Michael Green, Baptism: Its Purpose, Practice, and Power (London: Hodderand Stough-ton, and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1987). В этой книге прекрасно изложена педобаптистская точка зрения, а также проведен серьезный анализ библейского учения о крещении, который будет полезен как сторонникам, так и противникам этой позиции.

Однако, отвечая Грину, можно отметить целый ряд моментов. 1) В его ана-лизе не учитывается тот факт, что крещение символизирует не только смерть и воскресение Христа; как мы уже отметили при анализе новозаветных текс-тов, оно также символизирует применение к нам искупления, как результат нашего ответа верой. Крещение символизирует тот факт, что мы воссоедини-лись с Христом в Его смерти и воскресении, а омовение водой — что мы очис-тились от наших грехов. Утверждая, что педобаптисты подчеркивают иници-ативу Бога, а баптисты подчеркивают ответ человека, Грин предложил чита-телю две неверные альтернативы, поскольку крещение символизирует как эти два аспекта, так и ряд других. Крещение выражает: а) искупительный труд Христа; б) мой ответ верой (когда я приступаю к крещению); в) применение Богом благ искупления к моей жизни. Крещение верующего человека симво-лизирует все эти три аспекта (а не только мою веру, как полагает Грин), а пе-добаптизм, по мнению Грина, символизирует только первый аспект. Вопрос не в том, какой из аспектов является «главным», вопрос заключается в том, какой из взглядов на крещение учитывает все те аспекты, которые символи-зирует крещение.

2) Когда Грин говорит, что наше спасение зависит не от нашей веры, а от работы Бога, выражение «зависит» может быть осмыслено по-разному. Если «зависит» означает «мы полагаемся», то, конечно, обе стороны согласятся, что мы полагаемся на труд Христа, а не на нашу веру. Если «зависит» означает, что вера сама по себе не является нашей заслугой, через которую мы способ-ны заслужить благосклонность Бога, тогда вновь обе стороны единодушно согласятся с этим. Но если «зависит» означает, что для нашего спасения не имеет значения, верим мы или нет, то с этим не согласится ни первая, ни вторая сто-рона: Грин сам в предыдущем предложении говорит, что крещение не прине-сет нам никакой пользы, если мы не покаялись и не уверовали. Итак, если крещение тем или иным образом представляет собой применение к нашей жизни искупления, то практиковать ту форму крещения, которая символизи-рует только смерть и воскресение Христа, недостаточно, мы должны выра-зить также наш ответ верой и принять искупление, примененное к нам Богом. Напротив, в позиции Грина есть опасность возникновения мнения (с кото-рым и сам Грин не согласился бы), что Бог применяет клюдям спасение неза-висимо от того, верят они в Него или нет.

3) И наконец, те, кто выступает в защиту крещения верующих, часто тре-вожатся о практических последствиях педобаптизма. Они считают, что прак-тика педобаптизма в современной церковной жизни часто ведет к тому, что человек, которого крестили в детстве, начинает думать, что он переродился, а потому не ощущает настоятельной необходимости прийти к личной вере в Христа. С течением лет это приводит ко все большему количеству необращен-ных членов «общины завета», которые на самом деле не являются членами Церкви Христовой. Это, конечно, не делает педобаптистскую церковь лож-ной, однако она становится от этого менее чистой, и ей придется часто бо-роться против либеральных тенденций и других разновидностей неверия, при-вносимых неверующими членами церкви.

 

В. Эффект крещения

22 См. гл. 47.

Мы уже говорили о том, что крещение символизирует перерождение, или новое духовное рождение. Но только ли символизирует? Или каким-то обра-зом оно также является «средством обретения благодати», т. е. тем средством, которое Святой Дух использует для благословения Своего народа? Мы уже рас-сматривали этот вопрос в предыдущей главе22, поэтому здесь достаточно ска-зать, что если крещение совершено должным образом, то оно, безусловно, также приносит верующим определенное духовное благо. Через него приходит благословение Божье к послушанию, радость от публичного исповедания веры, ощущение уверенности от созерцания ясной физической картины смер-ти и воскресения с Христом, а также омовение от грехов. Несомненно, Гос-подь дал нам крещение для того, чтобы усилить и поддержать нашу веру, — и именно так должно быть со всяким, кто принимает крещение, и со всяким верующим, который присутствует при этом.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия