Д. Возраст, в котором следует принимать крещение
Итак, те, кого аргументы в пользу крещения верующих убедили, вероят-но, спросят, в каком же возрасте следует крестить детей. Наиболее прямой ответ на этот вопрос таков: крестить детей следует, ког-да они становятся достаточно взрослыми для того, чтобы дать заслуживающее доверия исповедание веры. Невозможно установить точный возраст в каждом конкретном случае, но если родители видят убедительные признаки подлин-ной духовной жизни и понимают, что их ребенок осознает истины, касающиеся веры в Христа, то крещение может быть совершено. Конечно, это требует за-боты церкви и пояснительной работы родителей дома. Точный возраст, в ко-тором следует совершать крещение, будет варьироваться от ребенка кребенку и, в каком-то смысле, от церкви к церкви27.
Е. Прочие вопросы 1. Есть ли повод разделяться по вопросу крещения? Многие годы среди протестантов не было единства по этому вопросу. Но, может быть, есть воз-можность прийти к согласию? 25 Об оправдании см. в гл. 35. 26 О новом рождении см. в гл. 33. 27 Я крестил своих троих детей, когда им было от семи до десяти лет и когда они Один из путей — это признать, что крещение не является первостепен-ным учением веры и что можно уважать мнение друг друга и не позволять различиям в этой сфере стать причиной разделений в теле Христовом28. Это озна-чает, что можно оба подхода применять на практике. Несомненно, это будет нелегко как для баптистских, так и для педобап-тистских деноминаций, поскольку сложилась давняя традиция отстаивать ту или иную точку зрения по этому вопросу. Конечно, христиане должны сами решить, как они относятся к крещению, однако вряд ли деноминационные различия в этом вопросе должны вести к разделению. Церквам также не еле-дует навязывать тот или иной взгляд на крещение тем, кто учит в церкви или хочет принять сан29. В частности, это означает, что баптистским церквам еле-дует принимать в общение тех, кто был крещен в детстве и чьи убеждения под-тверждают, что нет необходимости в повторном крещении. Конечно, они мо-гут изложить свою точку зрения, но если люди не согласятся с их доводами, товрядли нужно чинить препятствие тем, кто хочет стать членом их церкви. Какое благо принесет такой барьер? И конечно, много вреда принесет неже-лание демонстрировать единство Церкви. Вряд ли стоит отвергать тех, кого Господь привел в эту общину. 28Я понимаю, что многие читатели не согласятся со мной и скажут, что крешение — очень важный вопрос, поскольку различия затрагивают понимание самой природы Церк-ви. Многие баптисты скажут, что практика детского крещения совершенно не согласу-ется с идеей о Церкви, которая состоит только из веруюших, а многие педобаптисты скажут, что не практиковать детское крещение — значит противоречить идее общины завета, которая включает в себя и детей верующих. Я призвал бы всех, кто рассуждает таким образом, вспомнить, как много общего у них с евангельскими христианами, придерживающимися противоположной точки зре-ния по этому вопросу, — не с теми, кто и по другим вопросам придерживается иных взглядов, а с теми из оппонентов, которые в большинстве случаев согласны с ними в других аспектах христианской жизни. Многие баптисты действительно поощряют при-сутствие детей в церкви, и многие педобаптисты действительно молятся о спасении сво-их крещеных детей с той же пылкостью, с какой баптисты молятся о спасении своих некрещеных детей. В том, что касается церковного общения, евангельские педобаптисты действительно требуют заслуживающего доверия исповедания веры, прежде чем дети могут стать полноправными членами церкви (их называют «причастниками», т. е. при-нимающими причастие). Они также требуют заслуживающего доверия исповедания веры, прежде чем взрослому человеку будет позволено присоединиться к церкви. И баптисты, и педобаптисты используют очень похожие способы, позволяющие до-биться, чтобы их церкви состояли только из верующих. Как те, так и другие любят своих детей, учат их и молятся о них, как о самых дорогих членах большой церковной семьи, которые однажды, как надеются их родители, станут истинными членами тела Христова. 29 В Соединенных Штатах Евангелическая свободная церковь позволяла как пе-добаптистам, так и сторонникам крещения верующих быть членами церкви и прини-мать сан. С другой стороны, те, кто верит в педобаптизм, должны признать, что не следует оказывать давления на родителей, которые не хотят крестить своих детей, и не считать, что такие родители не повинуются Господу. Возможно, необходима некая церемония посвящения детей Господу после рождения ре-бенка, которая заменяла бы церемонию крещения, если родители того жела-ют. И конечно, обеим сторонам следует согласиться, что не следует делать кри-терием взгляды на крещение, когда решается вопрос о церковном служении или рукоположении30. Если бы подобные шаги были предприняты обеими сторонами, то можно было бы достичь большего единства уже сегодня, и вопрос о крещении посте-пенно перестал бы быть причиной разделения среди христиан.
2. Кто может совершать крещение?Ыы должны признать, что Писание не уточняет, кто может проводить церемонию крещения. Церкви, в которых есть особое священство (такие, как Римско-католическая церковь и в опре-деленной степени англиканская), будут настаивать, что в обычных обстоя-тельствах осуществлять крещение могут только должным образом рукопо-ложенные священники (но в необычных обстоятельствах допускаются ис-ключения). Но если мы действительно верим в священство всех верующих (см.: 1 Пет. 2:4—10), το в принципе нет никакой необходимости ограничивать право осуществлять крещение только рукоположенным священством. 30 Отмечу, что те шаги, которые я предлагаю для преодоления разделений по этому 31 Поскольку крещение — это внешний знак вхождения в Церковь — Тело Христо- Однако поскольку крещение — это знак вхождения в Тело Христово, Его Церковь (ср.: 1 Кор. 12:13 о внутреннем, духовном крещении), то, похоже, оно должно совершаться в общении церкви, если это возможно, чтобы вся церковь могла радоваться вместе с тем человеком, который принимает крещение, и укрепляться в вере31. Кроме того, поскольку крещение — это символ начала христианской жизни, а потому также и символ начала жизни в истинной Церк-ви, будет правильным, если вся церковь соберется засвидетельствовать этот факт и поприветствовать человека, принимающего крещение. Церкви следу-ет также поддерживать практику крещения и следить, чтобы люди, принима-ющие крещение, правильно понимали, в чем заключается смысл этого обря-да. И наконец, если крещение — это символ вхождения в общение истинной Церкви, то уместно было бы, если бы его осуществлял один или несколько официально назначенных представителей церкви. Именно поэтому обычно крещение совершают рукоположенные священнослужители, однако нет ни-каких причин, по которым церковь не могла бы иногда доверять крещение другим служителям церкви или зрелым христианам. Например, если кто-то успешно проповедует в местной церкви, то ему можно поручить крестить тех людей, которые пришли к Христу через его проповедническое служение. (От-метим, что в Деян. 8:12 Филипп проповедует Евангелие в Самарии, а затем, судя по всему, крестит тех людей, которые пришли к вере в Христа после его проповеди.)
Вопросы для самостоятельной работы 1. Вы крещены? Когда это произошло? Как крещение повлияло на вашу хри-стианскую жизнь (если повлияло)? Если вы были крещены в детстве, то как в последствии отнеслись к этому? 2. Какие аспекты такого явления, как крещение, вы стали ценить больше, прочтя эту главу (если такие аспекты есть)? Какие аспекты крещения, по вашему мнению, следовало бы осветить более полно в вашей церкви? 3. Является ли крещение в вашей церкви поводом для радости и прославле-ния Бога? Как вы думаете, что происходит с человеком в момент крещения? Как вы считаете, что должно с ним происходить? 4. После прочтения этой главы изменилось ли ваше мнение по вопросу о детском крещении? Чью точку зрения вы приняли? 5. Какие практические шаги по преодолению различий между христианами в вопросе крещения вы могли бы предложить? 6. Каким образом крещение может усилить эффективность проповеди в церк-ви? Действует ли оно именно таким образом?
|