Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ. Термин «поклонение» иногда применяется в отношении всей христиан-ской жизни, и действительно, все в нашей жизни должно быть актом покло-нения





 

Термин «поклонение» иногда применяется в отношении всей христиан-ской жизни, и действительно, все в нашей жизни должно быть актом покло-нения, и все, что совершает церковь, должно рассматриваться как поклоне-ние, поскольку все наши действия должны славить Бога. Однако здесь я ис-пользую это слово не в таком широком смысле. Я употребляю этот термин в более узком значении — это музыка и слова, которые христиане обращают к Богу как хвалу, а также состояние сердца, которое сопровождает эту хвалу, в особенности когда христиане собираются вместе. Поскольку в главах этой части рассматривается учение о церкви, то мы уделим внимание поклонению, которое совершается верующими, собравшимися вместе в церкви.

 

А. Определение поклонения и его цели

Поклонение—это прославление Бога нашими голосами и сердцем в Его при-сутствии. В этом определении мы отмечаем, что поклонение — это акт про-славления Бога. Но мы призваны славить Бога во всех аспектах нашей жиз-ни, поэтому в данном определении подчеркивается, что поклонение — это не-что, совершаемое в присутствии Божьем, когда мы осознанно склоняемся пред Ним в нашем сердце, славим Его голосом и говорим о Нем так, чтобы другие слышали. Павел призывает колосских христиан: «Слово Христово да вселя-ется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16, курсив мой. — У. Г.).

Ведь главная причина, по которой Бог призвал нас в собрание церкви, — это Его желание, чтобы мы поклонялись Ему. Эдмунд Клоуни мудро замечает:

Бог просил фараона: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх. 7 :16)... Бог выводит их оттуда, чтобы ввести куда-то, а именно в Его собрание, великое собрание тех, кто стоит пред Его лицом... Поэтому собрание Божье на Синае — это окончательная цель исхода. Бог приводит Свой народ в Свое присутствие, чтобы он мог слы-шать Его голос и поклоняться Ему (курсив мой. — У. Г.).

Однако Клоуни поясняет, что собрание поклонения на горе Синай не мог-ло оставаться пред Богом вечно. Поэтому Бог установил в Церкви другие празд-нества, на которые три раза в год вся Церковь должна была собираться перед Ним. Он говорит, что «Израиль — это народ, созданный для служения, при-званный собираться во дворах Господа и совместно славить имя Всевышнего»1.

При этом Клоуни указывает, что, вместо того чтобы поклоняться Богу в едином святом собрании, народ обратился к служению идолам; и тогда, вмес-то того чтобы собирать Свой народ для поклонения Ему,«Бог в гневе рассеял народ в изгнание»2.

Но Бог обещал, что Его план о Его народе все же будет осуществлен, что однажды появится великое собрание не только Израиля, но всех народов пе-ред Его престолом (Ис. 2:2-4; 25:6-8; 49:22; 66:18-21; ср.: Иер. 48:47; 49:6,39). Клоуни отмечает, что исполнение этого обетования стало осуществляться, только когда Иисус начал созидать Церковь:

Пятидесятница была временем первых плодов, началом великой жатвы искупления. Петр проповедовал об исполнении пророчества Иоиля. Дух излился на людей, в мир вошло поклонение новой эпохи. Цер-ковь — собрание поклонения — восславила Бога... Начался сбор урожая...

Евангельский призыв — это призыв к поклонению, к отказу от гре-ха и обращению к имени Господа... Картина Церкви как собрания по-клонения нигде не представлена более ярко, чем в Послании к Евреям (12:18-29)... В нашем поклонении в Церкви Христовой мы приближа-емся к престолу Бога, Судьи всех. Мы вступаем в торжествующий собор святых и ангелов. Мы собираемся в Духе Святом и вместе с духами пра-ведников, достигших совершенства. Мы входим в собрание славы через Христа, нашего посредника, и через кровь Его искупительной смерти...

Итак, почтительное совместное поклонение ни в коем случае не долж-но быть для Церкви Божьей чем-то произвольным, необязательным... Оно выражает саму суть Церкви. На земле оно является манифестаци-ей действительности небесного собрания3 (курсив мой. — У. Г.).

1 Edmund Clowney, "The Biblical Theology of the Church" in The Church in the Bible and the World, ed. D. A. Carson, pp. 17-19. 2Ibid.

3 Ibid., pp. 20-22.

4 Это выражение широко употребляется в христианских учениях. Оно взято из «Вест-минстерского большого катехизиса», вопрос первый: «В чем состоит основное и наивыс-шее предназначение человека?» Ответ: «Прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки».

Таким образом, поклонение — это прямое выражение конечной цели на-шей жизни: «прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки»4. Бог называет Своими сыновьями и дочерями «каждого, кто называется [Его] именем, кого [Он] сотворил для славы [Своей], образовал и устроил» (Ис. 43:6,7): Павел говорит почти в тех же самых выражениях: «Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:12, курсив мой. — У. Г.). Здесь и во многих других местах Писание ясно утверждает, что Богсо-здал нас для того, чтобы мы прославили Его5.

Когда мы размышляем о цели поклонения, мы должны помнить, что Бог достоин поклонения, а мы нет. Даже апостол Иоанн был предупрежден о том, что ему не следует поклоняться земным существам и небесным ангелам. Ког-да он «пал к ногам Ангела... чтобы поклониться ему», то ангел сказал Иоанну: «Не делай сего... Богу поклонись» (Отк. 22:8,9).

Причина заключается в том, что Бог ревнует о Своей чести и по праву до-бивается славы для Самого Себя. Он говорит: «Я Господь, Бог твой, Богревни-тель» (Исх. 20:5); «Славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11). Нечто внутри нас должно содрогаться от этого, но также и радоваться. Мы должны содрогаться от страха лишить Бога Его славы. И мы должны радоваться тому обстоятель-ству, что Бог по праву ищет Себе славы и ревнует о ней, ибо Он более, чем что-то сотворенное Им, достоин славы. Двадцать четыре старца на небесах ощущают это почтение и эту радость, ибо они падают ниц перед престолом Бога и пола-гаютсвои венцы перед ним, воспевая: «Достоин Ты, Господи, приятьславуи честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11). Если мы понимаем абсолютную правильность этого высказывания, то глубоко внутри нас возникает должное состояние подлинного поклонения.

Поскольку Бог достоин поклонения и ищет поклонения, все в наших бо-гослужениях должно быть спланировано и осуществлено таким образом, что-бы привлечь наше внимание не к себе самим, а к Богу, и прославить не себя самих, а Его, и побудить людей думать о Нем. Нам следовало бы чаще оцени-вать качество наших воскресных богослужений — проповедь, общую молит-ву, руководство поклонением, музыку, совершение Вечери Господней и даже объявления и пожертвования. Действительно ли все это приносит славу Богу тем, как это совершается?6 Петр говорит, что духовные дары надо использо-вать так, чтобы «во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа» (1 Пет. 4:11).

 

Б. Эффект подлинного поклонения

5 Подробнее о том, что Бог создал нас для Его собственной славы, см. в гл. 20.

6 Ничто так не разрушает атмосферу поклонения, как солист или хор, наслаждаю-щийся тем, что привлекает к себе внимание, или проповедник, демонстрирующий свой ум и красноречие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).

Если мы поклоняемся Богу именно так, как это описано выше, истинно славя Его в наших сердцах и нашими голосами, то в результате этого мы мно-го получаем.

1. Мы наслаждаемся Богом. Бог создал нас не только для того, чтобы мы поклонялись Ему, но также для того, чтобы мы наслаждались Ими Его совер-шенством7. Возможно, мы наслаждаемся Богом в поклонении полнее, чем в любом другом действии, которое мы совершаем в нашей жизни. Давид при-знается: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посе-щать храм Его» (Пс. 26:4). Он говорит также: «Полнота радостей предлицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Асаф тоже знает, что только Бог—исполнение всех надежд и желаний: «Кто мне на небе?ис Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). А сыновья Кореевы говорят:

Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. <.״> Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя. <.״> Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи... (Пс. 83:2,4,11).

Ранняя Церковь знала эту радость поклонения, ибо верующие «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего на-рода» (Деян. 2:46,47). Сразу же после вознесения Иисуса, ученики «возврати-лись в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:52,53).

7 О том, как в своей жизни наслаждаться Богом, см. в прекрасном исследовании: John Piper, Desiring God (Portland, Ore.: Multnomah, 1986); атакже: John Rper, The Pleasures of God (Portland, Ore.: Multnomah, 1991).

Конечно, такое постоянное прославление в этом веке не может продол-жаться непрерывно, поскольку жизнь в падшем мире требует, чтобы мы по-свящали свое время также многим другим обязанностям. Но продолжитель-ное прославление дает нам возможность почувствовать то, что происходит на небесах, где четыре животных «ни днем ни ночью не имеют покоя, взы-вая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8), а другие небесные существа и умершие спасенные присоедини-ются к этому небесному поклонению и превозносят «Агнца закланного» (Отк. 5:12).

2. Бог наслаждается нами. Что делает Бог, когда мы поклоняемся Ему? Поразительная истина Писания заключается в том, что когда творение ела-вит Бога, Он также наслаждается этим. Когда Бог сотворил мир, он с наслаж-дением оглядел его и увидел, что все это «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Особен-ную радость Богу приносят человеческие существа, которых Он сотворил и спас. Исайя напоминал народу Божьему:

И будешь венцем славы в руке Господа... <״.>...Будут называть тебя: «Мое благоволение к нему»... ибо Господь благоволит к тебе... <.״>...Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:3-5).

Софония говорит о том же:

Господь Бог твой среди тебя:Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием (Соф. 3:17).

Эта истина должна вселять в нас надежду, ибо когда мы любим и славим Бога, то знаем, что приносим Ему радость и наслаждение. А самая глубокая радость любви — это радость от осознания, что мы доставляем радость тому, кого любим.

 

3. В поразительной невидимой реальности новозаветного поклонения мы приближаемся к Богу. Ветхозаветные верующие могли приближаться к Богу лишь в ограниченной степени, через церемонии, которые проходили в храме; и в самом деле, большинство израильтян не могли входить в сам храм и оста-вались во дворе. Даже священники могли входить только во внешний двор храма, в «святое место», когда им надлежало выполнять их обязанности. Но во внутреннее помещение храма, святая святых, не мог входить никто, кроме первосвященника, только один раз в год (см.: Евр. 9:1 —7).

Теперь, в период нового завета, верующие имеют поразительную приви-легию входить непосредственно в святая святых на небесах, когда они при-ступают к поклонению. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10:19)8. Поскольку мы имеем это дерзновение входить в само присутствие Бога, автор Послания к Евреям призывает нас: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22). Покло-нение в новозаветной Церкви — это не просто осуществление некоего буду-щего опыта подлинного поклонения, и не просто претензия на вхождение в присутствие Божье, и не обычное осуществление чисто внешних действий. Это подлинное поклонение в присутствии Самого Бога, и поклонясь Ему, мы приступаем к Его престолу.

8 Греческий текст буквально говорит, что мы «имеем дерзновение входить в святые места», поскольку множественное число των bc /itai везде в Послании к Евреям обознача-ет как святое место, так и святая святых (Евр. 8:2; 9:8,25; 13:11). RSV (как и русский сино-дальный перевод. — Примеч. пер.) регулярно переводит это выражение как «святилище», но такой перевод не позволяет читателю осознать, что здесь речь идет как о святом месте, так и о святая святых (NASB множественное число переводит единственным, что необыч-но для этого перевода, где прослеживается тенденция к буквальному переводу).

Более полно эта реальность выражена автором Послания к Евреям в гл. 12, когда он говорит христианам, что они приступили к этому месту не как к земной горе Синай, где израильский народ получил от Бога десять запове-дей, а к тому, что гораздо лучше — к небесному Иерусалиму:

Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово... <...> Но вы при-ступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написан-ных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12:18—24, курсив мой. — У. Г.).

Такова реальность новозаветного поклонения: оно действительно есть поклонение в присутствии Бога, хотя мы сейчас и не видим этого нашим фи-зическим зрением, как не видим ангелов, собравшихся у Его престола, и ду-хов прежде умерших праведников, которые ныне поклоняются Богу в Его при-сутствии. Но все это так и есть, и это более реально и постоянно, чем физи-ческое творение, которое нас окружает и которое однажды, на последнем суде, будет разрушено. И если мы верим, что Писание истинно, то следует также верить, что мы действительно входим в это место и присоединяем наши голоса к тем, которые уже славят Бога на небе, всякий раз, когда мы приступаем к поклонению Богу. Единственно верным ответом с нашей стороны может быть только такой: «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28,29).

4. Бог приближается к нам. Иаков говорит: «Приблизьтесь к Богу, и при-близится к вам» (Иак. 4:8). Во всей Библии именно так Бог поступал со Сво-им народом, и мы должны быть уверены, что так будет и теперь.

В Ветхом Завете говорится, что когда народ Божий начал славить Госпо-да, посвящая Ему храм, Он явился народу и дал о Себе знать:

И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхва-лению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек ми-лость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли свя-щенники стоять на служении по причине облака, потому что слава Гос-подня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13,14, курсив мой. — У. Г.).

Хотя речь здесь вдет об одном конкретном случае, можно предположить, что Бог давал знать о Своем присутствии среди Своего народа всякий раз, когда Его радовали славословия народа (даже если Он не являлся в видимой форме). Давид говорит: «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 2 Г:4).

5. Бог служит нам. Хотя главная цель поклонения — это прославление Бога, Писание учит, что во время поклонения в нас происходит нечто еще: в это время мы созидаемся (т. е. нас укрепляют и поддерживают; в русской синодальной Библии используется второе значение этого слова — «назидать-ся». — Примеч. пер.). Конечно, в определенной мере это происходит и тогда, когда мы изучаем Библию или слышим слова ободрения, обращенные к нам. Павел говорит: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Он говорит так-же, что мы должны поклоняться, «назидая самих себя псалмами и славосло-виями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19; ср.: Евр. 10:24,25).

Но когда мы поклоняемся Богу, Он встречает нас и непосредственно слу-жит нам, укрепляя нашу веру, усиливая наше осознание Его присутствия и уто-ляя наш дух. Петр говорит христианам, идущим к Христу (в поклонении, мо-литве и вере): «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы при-носить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). (В 1 Кор. 14:26 и 1 Пет. 2:5 употреблены однокоренные слова: соответственно, οικοδομή» όικοδομέω. «Назидание» [или «созидание»] — это то действие, ко-торое по-гречески выражается тем же корнем, что и «устроение». — Примеч. пер.) Приступая к поклонению, мы особым образом входим в присутствие Бога и можем ожидать, что Он встретит нас там и будет служить нам: когда мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати», то «обретаем благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16)9. Во время подлинного поклонения мы часто испытываем усиленную освящающую работу Святого Духа, Кото-рый непрерывно действует, приводя нас к подобию Христу «от славы в славу» (2Кор.З:18)10.

 

6. Враги Господа отступают. Когда израильский народ использовал по-клонение перед врагами своими, Бог сражался за него против врагов. Напри-мер, когда моавитяне, эдомитяне и сирийцы вышли в поход против Иудеи, царь Иосафат выслал хор, славящий Бога, впереди армии:

9 См. также: Пс. 33:4,5,8; 36:4.

10 Каким-то образом, чем яснее мы видим Бога, тем более подобными Ему стано-
вимся. Это особенно очевидным будет для нас при вступлении в грядущий век, ибо Иоанн
говорит: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
(1 Ин. 3:2). Однако в определенной степени это верно и в нынешней жизни, когда мы
созерцаем предстоящий перед нами лик, «взирая на начальника и совершителя веры,
Иисуса» (Евр. 12:2). Иногда присутствие Господа и сопутствующая работа Святого Духа в
нашем сердце становятся настолько очевидными, что мы осознаем, что Бог совершает
нечто внутри нас — как это, безусловно, осознавали ученики, когда Иисус шел вместе с
ними по дороге в Эммаус, так как позднее они сказали: «Не горело ли в нас сердце наше,
когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Л к. 24:32)
.

И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили... И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены (2 Пар. 20:21,22,курсив мой. — У. Г.).

Точно так же и в наши дни, поклоняясь Господу, народ Божий может ожи-дать, что Господь станет сражаться против бесовских сил, которые противят-ся Евангелию, и обратит их вспять.

 

7. Неверующие осознают, что они находятся в присутствии Божьем. Хотя в Писании и не говорится о проповеди как о главной цели собрания верую-щих, Павел все же повелевает коринфянам помнить о неверующих, приходя-щих на богослужение и стараться изъясняться так, чтобы неверующие по-нимали их (1 Кор. 14:23). Он также говорит им, что если дар пророчества действует какдолжно, то неверующий может узнать тайны своего собствен-ного сердца, он падет ниц, «поклонится Богу и скажет: ״ истинно с вами Бог "» (1 Кор. 14:25; ср.: Деян. 2:11). Однако неверно было бы посвящать единствен-ное на неделе собрание верующих в первую очередь проповеди неверующим. Павел заботится скорее о том, чтобы посетители понимали, что происходит (и не думали, что христиане «беснуются», 1 Кор. 14:23), и могли сказать: «Ис-тинно с вами Бог».

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 437. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия