Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Утверждение, что нам не следует искать чудесных даров, см. в гл. 16.





Если люди не знают свои дары, то прежде всего им следует задуматься о том, какие нужды существуют в их церкви и какие возможности есть для слу-жения. В особенности следует подумать о дарах, более всего необходимых для назидания церкви именно в этот момент. Кроме того, каждый верующий дол-жен исследовать себя, чтобы понять свои интересы, желания и способности. Возможно, другие люди смогут дать ему совет или наставление, которое ука-зало бы на какой-то конкретный дар. Стоит подумать, может быть, в прошлом было благословение на какое-то конкретное служение? Человек, который стре-мится открыть свой дар, должен молиться и просить у Бога мудрости, с уве-ренностью в том, что она будет ему дарована в соответствии с Божьим обето-ванием: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да проситу Бога, дающе-го всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь...» (Иак. 1:5,6). Иногда Бог дарует мудрость для более точного осознания собственных способностей. В других случаях может помочь совет людей или возрастающее благословение в той или иной сфере служения. Па-вел указывает, что относительно конкретного дара может быть дано пророче-ство; он говорит Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, кото-рое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14).

И наконец, человек, который задумывается о духовных дарах, должен про-сто попробовать служение в разных сферах и посмотреть, где Бог приносит ему благословение. Преподавание в воскресной школе или ведение домаш-них занятий по изучению Библии прекрасно поможет развить дар учитель-ства. В каждой общине есть возможности для использования дара проповеди. Люди, которые полагают, что они обладают даром исцеления, могут просить пресвитеров позволить им присутствовать при молитве о больных. Дары веры и ходатайственной молитвы можно использовать, молясь за особые нужды христиан. Во всем этом церковь должна поддерживать людей и давать им воз-можность попробовать себя в использовании различных даров, а также на-ставлять и обучать правильному использованию даров. Кроме того, церкви должны постоянно молиться о том, чтобы Бог позволил людям увидеть свои дары и использовать их. Цель в том, чтобы Тело Христово в каждом конкрет-ном месте созидалось, ибо «все тело, составляемое и совокупляемое посред-ством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою мерукаждо-го члена, получает приращение для созидания самого себя влюбви» (Еф. 4:16).

Отдельно стоит вопрос о стремлении к дополнительным дарам. Павел повелевает христианам: «Ревнуйте о дарах больших» (1 Кор. 12:31), а позднее говорит: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1). В этом контексте Павел поясняет, что он имеет в виду, говоря «большие дары» или «превосходные дары», так как в 1 Кор. 14:5 он повторяет слово, употребленное им в 12:31 и переведенное как «большие» (rpt4. μείζων): «Пророчествующий превосходнеетого, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назида-ние» (1 Кор. 14:5). Здесь «превосходные дары» — это те, которые наилучшим образом служат к назиданию церкви. Это согласуется с утверждением Павла, которое находим несколькими стихами ниже: «Ревнуя о дарах духовных, ста-райтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:12). Превосходные дары — это те дары, которые в большей степени назидают церковь и приносят больше пользы другим людям.

Но каким образом нам следует искать еще больших духовных даров? Прежде всего, мы должны просить их у Бога. Павел прямо указывает: «Гово-рящий на незнакомом языке молись о даре истолкования» (1 Кор. 14:13; ср.: Иак. 1:5, где Иаков говорит, что людям следует просить у Бога мудрости). Кроме того, люди, которые стремятся получить дополнительные духовные дары, должны руководствоваться правильными мотивами. Если духовных даров ищут только для того, чтобы поднять свой престиж или обладать еще боль-шим влиянием и властью, то это, безусловно, неверно в глазах Божьих. Тако-вы были устремления Симона-волхва (Деян. 8:19), когда он сказал: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (см. обличение Петра в ст. 21,22). Также Анания и Сапфира искали славы для себя самих, когда сделали вид, что отдают церкви всю прибыль от продажи своей земли, но это было неправдой, и Анания и Сапфира погибли (Деян. 5:1—11). Ужасно желать духовных даров или влияния в церкви только для собственной славы, а не для прославления Бога и помощи другим. Поэтому те, кто ищет духовныхдаров, должны задуматься о своем отношении к ним, так как те, кто имеет великие духовные дары, но «любви не имеет», «ничто» в глазах Бога (ср.: 1 Кор. 13:1—3). Поэтому Павел и говорит: «Достигайте любви», и только по-еле этого добавляет: «Ревнуйте о дарах духовных» (1 Кор. 14:1). Он вновь го-ворит о том же и в другом месте: «Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обога-титься ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:12). Каждый человек, просящийу Бога дополнительного духовного дара, должен часто обращаться к своему соб-ственному сердцу и спрашивать себя, почему он так желает получить этот дар. Действительно ли излюбви кдругим, из желания назидать церковь и проела-вить Бога?

После этого уместно искать возможности попробовать себя в использова-нии дара, так же как и в том случае, когда человек пытается открыть в себе дар, как это описано выше. Небольшие домашние группы по изучению Биб-лии и молитвенные собрания часто обеспечивают необходимые условия; здесь люди могут попробовать реализовать свои дары учительства, ходатайствен-ной молитвы, увещевания, пророчества или исцеления.

И наконец, те, кто ищет дополнительных духовных даров, должны про-должать использовать те дары, которые у них уже есть, и довольствоваться ими, если Бог предпочитает не давать им новых даров. Хозяин похвалил раба, чья мина «принесла десять мин», но осудил того, который хранил мину и ни-как ее не применил (Лк. 19:16,17,20—23), — это явно говорит, что мы ответ-ственны за использование и преумножение тех талантов и способностей, кото-рые Бог дал нам как Его служителям.

Чтобы уравновесить этот акцент на стремлении к духовным дарам и возрастании в них, мы также должны сказать, что, как ясно говорит Па-вел, Святой Дух наделяет каждого человека духовными дарами, «как Ему угодно» (1 Кор. 12:11), и что «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1 Кор. 12:18). Он говорит, что Бог поместил в церкви различные дары, и не все являются апостолами, пророками или учителями (1 Кор. 12:28—30). Таким образом он напоминает коринфянам, что в конеч-ном счете распределение даров — это дело верховной власти Бога и что имен-но ради блага церкви и нашего собственного блага никто из нас не обладает всеми дарами, мы постоянно зависим от других людей, обладающих дарами, которые отличаются от наших.

8. Дарыэто орудия служения, и они необязательно связаны с христиан-ской зрелостью. Мы должны признать, что духовные дары даются каждому верующему (1 Кор. 12:7,11; 1 Пет. 4:10). Даже незрелые христиане получают духовные дары от Господа — это было совершенно очевидно в коринфской церкви, где было изобилие духовных даров (1 Кор. 1:7), но она все еще была очень незрелой во многих аспектах учения и поведения. Павел говорит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1 Кор. 3:1). Поэтому духовные дары необязательно являются признаком духовной зрелости. Можно обладать выдающимися духовными дарами в той или иной сфере, но при этом быть весьма незрелым в понимании учения или в христианском поведении, как это и было в Корин-фе. И в самом деле, иногда даже неверующие способны пророчествовать, изго-нять бесов и творить чудеса; Иисус говорит, что в последний день многие скажут Ему: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но Он ответит им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, дела-ющие беззаконие» (Мф. 7:22,23). Заметьте, не сказано, что Иисус некогда знал их, а потом отказался от них; Он говорит: «Я никогда не знал вас». Они нико-гда не были христианами, хотя и свершали удивительные дела. Поэтому мы не должны оценивать духовную зрелость по наличию духовных даров. Зрелость приходит через близкое общение с Иисусом и приводит к послушанию Его заповедям в повседневной жизни: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот дол-жен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).

Почему же тогда Святой Духдает нам духовные дары? Они даруются ради служения и просто являются орудиями, которые при этом нужно использо-вать. Они никогда не должны быть источником гордости для тех, кто обладает ими, и восприниматься в качестве признака духовной зрелости. Мы просто должны стремиться быть совершеннее в любви к другим, в заботе об их нуж-дах, в назидании церкви и в жизни, построенной по образцу жизни Христа. Если мы поступаем таким образом и если Бог наделяет нас духовными дара-ми, чтобы мы могли достигать этих целей, то мы должны благодарить Его за это и молиться о том, чтобы Он уберег нас от гордыни, которая может возник-нуть от обладания дарами, незаслуженными нами, а безвозмездно дарован-ными нам по благодати.

 

Б. Прекратились ли некоторые из даров? Цессационистская дискуссия

В евангельском мире в наши дни позиции по этому вопросу весьма раз-личны. Итак, все ли упомянутые в Новом Завете дары действенны сегодня?

Одни отвечают на этот вопрос утвердительно16, другие — отрицательно и до-казывают, что некоторые из наиболее чудесных даров (такие, как пророче-ство, языки в сочетании с истолкованием и, возможно, исцеление и изгнание бесов) были даны только в апостольское время, в период ранней проповеди Евангелия, как «знаки», чтобы можно было отличить апостолов. Утверждают, что в наши дни в этих дарах больше нет необходимости как в знаках и что они прекратились в конце апостольской эпохи, возможно, в конце I или в начале II в. н. э.

Мы также должны помнить, что есть и обширная группа, занимающая «срединную» позицию по этому вопросу, группа «основного евангельского направления», члены которой не являются ни харизматами, ни пятидесятни-ками, ни «цессационистами»17; они просто не могут принять окончательного решения по этому вопросу и не уверены, что это можно сделать на основании Писания18.

Хотя некоторые аспекты этой проблемы были рассмотрены в гл. 16, по-священной чудесам, есть еще ряд соображений, к которым следует обратить-ся в этой части книги, говоря о духовных дарах.

1. Можно ли узнать из 1 Кор. 13:8—13, когда именно прекратятся духов-ные дары? Павел говорит:

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчас-ти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отча-сти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, лю-бовь; но любовь из них больше (I Кор. 13:8—13, курсив мой. — У. Г.).

16 Многие из тех, кто отвечает утвердительно, как и автор этих строк, добавляют, что
«апостол» — это служение, а не дар, и что апостольское служение ныне не продолжается
(см. об этом в гл. 46)
.

17 «Цессационисты» считают, что некоторые чудесные дары давно прекратились,
когда апостолы умерли и Писание было завершено
.

18 Рассуждение, положенное в основу остальной части этого раздела, взято из кни-
ги: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Testament Today (Eastbourne: Kingsway, and
Westchester, 111.: Crossway, 1988), pp. 227—252, использовано с разрешения
.

Этот отрывок очень важен для рассматриваемого вопроса, поскольку Павел упоминает о даре пророчества как о чем-то, что есть лишь «отчасти», а затем говорит, что то, что «отчасти», — «прекратится» (1 Кор. 13:10). Он даже говорит, что это произойдет, «когда... настанет совершенное». Но когда настанет совершенное? И даже если мы сможем ответить на этот вопрос, означает ли это, что Павел имел в виду нечто конкретное и что это можно бу-дет использовать как ответ на вопрос цессационизма? Можетли служить дар пророчества в этом отрывке примером всех чудесных даров в целом в эпоху Церкви?

 

1) Цель 1 Кор. 13:8—13. В Послании к Коринфянам Павел прерывает свое
рассуждение о духовных дарах гл. 13, в которой он стремится осветить этот
вопрос в правильной перспективе. Недостаточно просто «искать большихда-
ров» (12:31; перевод мой. — У. Г.). Человек должен также искать любви (14:1),
сочетая таким образом две цели с верными мотивами. Без любви дары не имеют
ценности (13:1—3). Павел доказывает даже, что любовь выше всех даров, и
потому гораздо важнее поступать по любви, чем обладать каким-то даром.

Для того чтобы показать превосходство любви, Павел говорит, что она будет длиться вечно, тогда как дары преходящи (13:8). Далее, в ст. 9—12, он поясняет, почему дары преходящи. Наше нынешнее знание и пророчество ча-стичны и несовершенны (ст. 9), но однажды придет нечто совершенное, чтобы заменить их (ст. 10). Это утверждение поясняется сравнением с развитием ре-бенка, который постепенно перестает мыслить и говорить по-детски и приоб-ретает мышление и речь взрослого человека (ст. 11). Далее Павел подробнее поясняет ст. 9,10, говоря, что нынешнее восприятие и знание не являются не-посредственными и совершенными, но что однажды они станут таковыми.

В этом рассуждении Павел связывает действие пророчества со временем его прекращения. Ныне оно восполняет определенную нужду, но несовершен-ным образом. Когда придет «совершенное», тогда это действие будет замене-но чем-то другим, и пророчество прекратится, так как оно станет ветхим, или бесполезным (в ст. 8,10 употреблен вероятный смысловой оттенок греческого слова καταργέω, «прекратиться»). Итак, цель 1 Кор. 13:8—13 — показать, что любовь превосходит такие дары, как пророчество, поскольку эти дары пре-кратятся, а любовь не прекратится.

 

2) 1 Кор. 13:10:прекращение пророчества во время пришествия Христа.

Павел пишет в ст. 10: «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». Выражение «отчасти» (греч. εκ μέρους, «частично, несовершен-но») явно относится к знанию и пророчеству, двум видам активной деятель-ности, о которых в ст. 9 говорится, что они совершаются «частично, несовер-шенно» (здесь в обоих случаях употребляется то же греческое выражение, έκ μέρους). Чтобы выявить эту связь, следует перевести так:

Любовь — это нечто непреходящее. Есть ли пророчество, оно пре-кратится; есть ли языки, они прекратятся; есть ли знание, оно прекра-тится. Это произойдет потому, что знаем мы несовершенно и пророче-ствуем несовершенно, — но когда придет совершенное, несовершенное прекратится.

Итак, четкие связи между утверждениями становятся явными через по-вторение ключевых слов «прекратиться» и «несовершенный».

Нет никакого сомнения — Павел подразумевал, что говорение на языках также относится к этой категории (ст. 9), т. е. существует «отчасти», но не стал повторяться по стилистическим причинам. Тем не менее говорение на языках следует отнести к сказанному в ст. 9, так как ст. 9 — это продолжение сказан-ного в ст. 8, как это показывает слово «ибо» (греч. γόρ). Итак, можно сказать, что говорение на языках, также как знание и пророчество, прекратится. По-вторение «если... если... если...» в ст. 8 (не отраженное в русском переводе, но присутствующее в греческом тексте [греч. είτε]. — Примеч. пер.) предполага-ет, что Павел мог бы привести здесь и большее количество даров (мудрость, исцеление, истолкование), если бы захотел.

Можно 1 Кор. 13:10 перефразировать следующим образом: «Когда при-дет совершенное, пророчество, говорение на языках и другие несовершенные дары прекратятся». Единственная оставшаяся проблема—это определение того вре-мени, которое подразумевается под словом «тогда». Μ ногое говорит в пользу того, что Павел имел в виду время возвращения Господа.

1. Смысл ст. 12, судя по всему,1 подтверждает, что в ст. 10 говорится о воз-вращении Господа. Слово «тогда» (греч. τότε) в ст. 12 отсылает к тому време-ни, «когда... настанет совершенное» (ст. 10). Это очевидно из ст. 12: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».

Что мы увидим «лицем к лицу»? Когда мы будем знать, «подобно как мы познаны»? Все это может произойти, только когда возвратится Господь.

Выражение «лицем к лицу» много раз употребляется в Ветхом Завете для описания личной встречи с Богом19 — несовершенным образом, ибо ни одно конечное творение не способно на это, но все же лично и подлинно. Поэтому когда Павел говорит «тогда же лицем к лицу», он явно имеет в виду, что «тогда мыувидим Бога лицем к лицу». Действительно, это будет величайшим благо-словением на небесах и нашей великой радостью навечно (Отк. 22:4: «И узрят лице Его»).

19См., напр.: Быт. 32:30 и Суд. 6:22 (по-гречески — те же самые выражения, что и в 1 Кор. 13:12); Втор. 5:4; 34:10; Иез. 20:35 (очень близкие по смыслу выражения); Исх. 33:11 (та же суть и те же самые выражения, что и в предыдущих отрывках на иври-те, но в греческом переводе Септуагинты здесь выражения иные).

20 Выражение «я познаю все» по-гречески звучало бы так: έπιγνώσομαι τά πύαηα;.

Во второй части ст. 12 говорится: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно какя познан». Во втором и третьем случае употребления глагола «знать» в этом стихе в греческом тексте используется довольно интенсивный по смыс-лу глагол (греч. έπιγινάσκω), но все же он не предполагает безграничного зна-ния или всеведения. Павел не ожидает, что будет знать все, и он не говорит: «Тогда я все познаю», что легко можно было бы выразить по-гречески20. Он, скорее, имеет в виду, что когда возвратится Господь, то он [Павел] освободится от не-верных представлений и неспособности постигнуть что-то (в особенности Бога и Его труд), что является неотъемлемой частью нынешней жизни. Его знание станет подобно знанию Бога о нас, поскольку это знание не содержит ложных впечатлений и ничем не ограничено. Однако такое знание возможно, только когда возвратится Господь.

Итак, что же означает слово «тогда» в ст. 12, когда Павел говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Слово «тогда», должно быть, отсылает к чему-то, о чем говорилось в предыдущих стихах. Сначала обратимся к ст. 11. Но в ст. 11 нет ничего, к чему Павел мог бы отсы-лать читателя словом «тогда»: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал му-жем, то оставил младенческое». Здесь говорится о прошлом, а не о будущем. Здесь говорится о прошедших событиях жизни Павла как о естественном при-мере из жизни, иллюстрирующем сказанное в ст. 10. Но в этом стихе ничего не говорится о будущем, о том, что еще только случится.

Итак, вернемся к ст. 10: «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». Это утверждение о будущем. Павел говорит, что в ка-кой-то момент будущего настанет «совершенное», а «то, что отчасти» прекра-тится. Когда это произойдет? Именно это и объясняется в ст. 12. Тогда, в то время, когда придет совершенное, мы будем видеть «лицем к лицу» и знать, «подобно как мы познаны».

21Я сформулировал это именно таким образом, потому что «совершенное» в 1 Кор. 13:10 — это не Сам Христос, а способ приобретения знания, который настолько превос-ходит нынешнее знание и пророчество, что они становятся совершенно ненужными. Поскольку когда придет «совершенное», оно упразднит то, что отчасти. Но только тот тип знания, которого Павел ожидает в окончательном уничтожении всех вещей, может быть настолько отличающимся по качеству от нынешнего знания, чтобы дать почву для сравнения, выраженного словами «совершенное» и «то, что отчасти».

22 Картон (D. A. Carson, Showing the Spirit: A Theological Exposition of 1 Corinthians 12—14 [Grand Rapids: Baker, 1987], pp. 70—72) приводит целый ряд причин, по которым время, когда «настанет совершенное», следует считать временем возврашения Христа (со ссыл-ками на другие точки зрения и на соответствующую литературу).

Некоторые, но не все, «цессационисты» (те, кто считает, что такие дары, как про-рочество, «прекратились» и в наше время не действуют) соглашаются, что то время, ког-да «настанет совершенное», должно быть временем возвращения Христа; см.: F. Мае-Arthur, Jr., The Charismatics: A Doctrinal Perspective (Grand Rapids: Zondervan, 1978), pp. 165, 166, and Richard B. Gaffin, Perspectives on Pentecost (Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1979), p. 109.

Это означает, что то время, когда придет «совершенное», должно быть време-нем возвращения Христа21. Поэтому мы можем перефразировать ст. 10 следую-щим образом: «Но когда возвратится Христос, то, что отчасти, прекратится»22.

Или, используя наш вывод о том, что «то, что отчасти» включает в себя проро-чество и говорение на языках, мы можем перефразировать этот стих так: «Но когда возвратится Христос, пророчество и говорение на языках (и другие песо-вершенные дары) прекратятся». Итак, в 1 Кор. 13:10 содержится ясное утвер-ждение о времени прекращения несовершенных даров, таких, как пророче-ство. Они «упразднятся» или «прекратятся», когда возвратится Христос. И здесь подразумевается, что они будут продолжать существовать и быть полез-ными для Церкви в течение всей эпохи Церкви, в том числе и сегодня, и до того самого времени, когда возвратится Христос.

2. Еще одна причина, по которой время, когда настанет «совершенное», следует считать временем возвращения Христа, видна из цели всего текста: Павел старается подчеркнуть величие любви и доказать, что «любовь никог-да не перестает» (1 Кор. 13:8). Чтобы доказать это утверждение, он говорит, что любовь будет продолжаться даже после возвращения Христа, в отличие от нынешних духовныхдаров. Это убедительный аргумент: любовь — это столь фундаментальная составляющая плана Божьего, что она будет продолжаться даже после перехода из этого века в будущий, который произойдет, когда воз-вратится Христос, и таким образом любовь будет длиться вечно.

3. Посмотрим на более общее утверждение Павла о предназначении ду-ховных даров в новозаветную эпоху. В 1 Кор. 1:7 Павел связывает обладание духовными дарами (греч. χαρίσματα) с ожиданием возвращения Господа: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».

Это показывает, что Павел считал дары временным подспорьем, данным верующим для служения до тех пор, пока не возвратится Господь. Этот стих представляет собой близкую параллель с 1 Кор. 13:8—13, где пророчество и знание (и, несомненно, говорение на языках) рассматриваются как то, что нужно только до возвращения Христа, но бесполезно после.

Итак,в1 Кор. 13:10 говорится о времени возвращения Христаиотом, что духовные дары будут продолжать действовать среди верующих только до это-го времени. У нас есть четкое библейское утверждение о том, что эти дары бу-дут продолжать действовать в течение всей эпохи Церкви и ради блага Церк-ви только до тех пор, пока не возвратится 1Ъсподь.

 

3) Возражения. Относительно этого вывода было высказано несколько возражений. Более всего возражали те, кто считает, что эти дары уже прекра-тили свое действие в Церкви.

 

а) ПЕРВОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ: В ЭТОМ ОТРЫВКЕ НЕ УТОЧНЯЕТСЯ, КОГ-ДА ИМЕННО ДАРЫ ПЕРЕСТАНУТ ДЕЙСТВОВАТЬ. Это возражение принад-лежит Ричарду Гаффину. Хотя он согласен, что выражение «когда... настанет совершенное» подразумевает время возвращения Христа, но считает, что в этом стихе уточняется время прекращения действия определенных даров. По его мнению, Павел имеет в виду «весь период времени до возвращения Христа»23.

Гаффин доказывает, что главная цель Павла — подчеркнуть длительность веры, надежды и любви, в особенности любви, а не уточнить, когда прекра-тится тот или иной дар. Он говорит:

Павел не стремится уточнить время, когда прекратится тот или иной дар. Он утверждает лишь, что нынешнее, частичное знание верующих прекратится... когда настанет «совершенное». Время окончания проро-чества и говорения на языках — это открытый вопрос, по крайней мере, в этом отрывке, и решить его можно только на основании других отрыв-ков и других соображений24.

Он говорит также, что, помимо пророчества, говорения на языках и зна-ния, Павел вполне мог бы упомянуть и «инскриптурацию» (инскриптурация — это процесс составления Писания) — и тогда в его перечислении присутство-вал бы дар, прекратившийся задолго до возвращения Христа.. Из этого Гаф-фин заключает, что то же самое может быть справедливо и в отношении дру-гих даров, перечисленных Павлом.

В ответ на это возражение следует сказать, что в нем не учитывается фак-тическое содержание текста. Евангельские христиане справедливо настаи-вают (и я знаю, что доктор Гаффин согласен с этим), что Писание истинно не только в основном значении каждого отрывка, но также и в малых деталях. Основным смыслом этого отрывка вполне может быть утверждение о том, что любовь будет длиться вечно, новст. 10 также утверждается, что дары прекра-тятся в определенный момент будущего, и это произойдет, «когда... настанет совершенное». Павел определяет это время: «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». Но, похоже, доктор Гаффин полагает, что Павел не говорит этого. Свидетельства слова нельзя избежать, утверждая, что общий смысл более широкого контекста иной.

23 Richard В. Gaffin, Perspectives on Pentecost, pp. 109,110. 24Ibid.,p. 111.

Кроме того, предположение доктора Гаффина не согласуется с логичес-кой структурой этого отрывка. Павел подчеркивает, что именно приход «со-вершенного» уничтожит пророчество, говорение на языках и знание, посколь-ку тогда возникнет новое, гораздо более совершенное знание вещей: «подобно как я познан». Но до этих пор новое и совершенное познание еще не настало, а потому эти несовершенные дары все еще действуют и полезны. Кроме того, неосновательно придавать большое значение тому, что Павел, по нашему мне-нию, мог бы сказать, но на самом деле не сказал. Утверждение о том, что Па-вел мог бы включить «инскриптурацию» в свое перечисление, означает, что

Павел мог бы написать: «Когда возвратится Христос, инскриптурация пре-кратится». Но я не верю, что Павел мог бы написать подобное, так как это было бы ложное утверждение — «лжепророчество», по выражению Писания. Ибо «инскриптурация» прекратилась уже давно, когда апостолом Иоанном была написана Книга Откровение.

Итак, возражения доктора Гаффина, похоже, не опровергают выводов, сделанных в отношении 1 Кор. 13:10. Если «совершенное» означает время воз-вращения Христа, то Павел утверждает, что пророчество и говорение на язы-ках прекратятся в это время, и тем самым подразумевает, что они будут про-должать действовать в течение всей эпохи Церкви.

 

б) ВТОРОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ: В ВЫРАЖЕНИИ «КОГДА... ПРИДЕТ СОВЕР-ШЕННОЕ» В1 КОР. 13:10 ИМЕЕТСЯ В ВИДУ ВРЕМЯ, БОЛЕЕ РАННЕЕ, ЧЕМ ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОСПОДА. Те, кто выступает с этим вторым возражением, доказывают, что выражение «когда... придет совершенное» может означать множество разных вещей, например: «когда Церковь станет зрелой», «когда Писание будет завершено» или «когда язычники будут включены в Церковь»25.

Аргументация Чентри основана на том обстоятельстве, что во всехдругих случаях в Первом послании к Коринфянам греческое слово «совершенный» (греч. τέλειος) означает человеческую зрелость (1 Кор. 14:20: «по уму будьте совершеннолетни») или зрелость христианской жизни (как в 1 Кор. 2:6). Но снова мы должны отметить, что слово необязательно обозначает одно и то же каждый раз, когда оно употребляется в Писании, — в одних случаях τέλειος может означать «зрелость» или «совершенство» человека, а в других — просто «завершенность» или «совершенство». Слово τέλειος употреблено, например, в Евр. 9:11, в выражении «совершеннейшая скиния», — но мы же не делаем из этого вывода, что «совершенный» в 1 Кор. 13:10 обязательно означает совер-шенную скинию. Что в точности означает то или иное слово, следует опреде-лять в индивидуальном контексте, а здесь, как мы видели, контекст показы-вает, что выражение «когда... придет совершенное» означает время возвраще-ния Христа.

25 Наиболее подробное изложение подобного утверждения см.: Robert L. Reymond, What About Continuing Revelations and Miracles in the Presbyterian Church Today?(Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1977), pp. 32—34. Атакже: Kenneth L. Gentry, Jr., The Charts-matic Gift of Prophecy: A Reformed Analysis (Memphis, Tenn.: Whitefield Seminary Press, 1986), pp. 31—33. Взгляды этих авторов, а также мнение доктора Гаффина (см. выше, первое возражение) приводятся в качестве возможных альтернатив. См. также в библиографии к гл. 52 книги следующих авторов: Robert Thomas, Victor Budgen, Thomas Edgar. Сходная позиция изложена в книге: Walter J. Chantry, Signs of the Apostles, pp. 50—52.

Доктор Реймонд приводит несколько иную аргументацию. Он рассуж-дает следующим образом (р. 34):

1. Явления, упоминаемые в ст. 9,10, — пророчество, говорение наязыках и знание, — это несовершенные средства откровения, они «зависят от того, явит ли Бог Свою волю Церкви».

2. «Совершенное» в этом контексте должно означать нечто, относящееся к той же категории явлений, что и «отчасти».

3. Поэтому «совершенное» также должно означать средство откровения, но законченное. И это завершенное средство откровения, через которое Бог являет Свою волю Церкви, есть Писание.

Вывод: выражение «когда... придет совершенное» означает время, когда формирование канона Писания будет завершено.

Реймонд не настаивает, что «совершенное» означает именно канон Писа-ния, скорее, по его мнению, это «окончание процесса откровения», результа-том которого становится Писание (р. 32). А слова «тогда же лицем к лицу» в ст. 12 могут означать и нечто иное: просто «ясное» видение, в противополож-ность «тусклому» (р. 32).

В ответ можно сказать, что эти аргументы, хотя и тщательно проработаны и согласованы между собой, все же напрямую связаны с темой всей дискус-сии: речь идет об авторитете новозаветного пророчества и связанных с ним даров. Если Реймонд полагает, что пророчество (атакже говорение на языках и та разновидность «знания», о которой здесь говорится) — это определенный уровень откровения Писания, то вся аргументация верна. Ее можно перестро-ить следующим образом:

1. Пророчество и говорение на языках — это определенный уровень от-кровения Писания.

2. Поэтому весь отрывок повествует об этом определенном уровне откро-вения Писания.

3. Следовательно, «совершенное» означает окончание, или завершение, определенного уровня откровения Писания, или завершение Писания.

В подобном рассуждении первоначальная предпосылка определяет вы-вод. Тем не менее прежде чем принять подобную предпосылку, ее следует до-казать на основании индуктивного анализа новозаветных текстов о пророче-стве26. Но, насколько я знаю, такой анализ уже был проведен.

26 Подробнее о даре пророчества см. в гл. 52; см. также: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Testament and Today.

Кроме τογο,β;1 Кор. 13:8— 13естьидругие моменты, которые трудно со-гласовать с мнением Реймонда. В Ветхом Завете выражение «видеть лицем к лицу» постоянно употребляется не в значении «видеть ясно», а в смысле «лич-но видеть Бога» (см. выше), что Реймонд никак не поясняет. А тот факт, что Павел в выражениях «тогда же [мы увидим] лицем к лицу» и «тогда познаю, подобно как я познан» говорит в том числе и о себе, мешает принять его вывод о том, что речь здесь идет о времени завершения Писания. Действительно ли Павел полагает, что в тот период, когда другие апостолы внесут свой вклад в формирование Нового Завета, в его образе познания произойдет столь заме-чательное изменение?

Кроме Реймонда и Чентри, и другие исследователи пытались доказать, что выражение «когда... настанет совершенное» означает какое-то время, ко-торое наступит еще до возвращения Христа, но мы не будем рассматривать их мнения подробно. Все эти попытки разбиваются о ст. 12, где Павел говорит, что, «когда... настанет совершенное», мы будем видеть Бога «лицем к лицу». Павел не мог бы этого сказать, если бы имел в виду то, что утверждается во всех этих гипотезах.

Версия о завершении канона Писания Нового Завета (о включении тек-стов в Новый Завет) также не вписывается в контекст того, что говорит Па-вел. Если мы принимаем 90 г. как примерную дату написания Откровения Иоанна — последнюю по времени написания новозаветную книгу, то оформ-ление Писания произошло примерно через тридцать пять лет после того, как Павел написал Первое послание к Коринфянам (ок. 55 г. н. э.). Но убедите-лен ли такой аргумент: «Мы можем быть уверены, что любовь никогда не пре-кратится, поскольку она будет длиться более тридцати пяти лет»? Контекст предполагает скорее противопоставление сего века — будущему и утвержде-ние о том, что любовь будет продолжаться в вечности27. Аналогичный ход рассуждения мы видим и в других местах Первого послания к Коринфянам. Когда Павел желает продемонстрировать вечную ценность чего-то, он до-казывает, что это явление будет продолжаться и после возвращения Господа (ср.: 1 Кор. 3:13—15; 15:51—58). Пророчество идругиедары, напротив, не оста-нутся после наступления этого времени.

27 Некоторые исследователи считают, что вера и надежда не будут продолжаться на небесах, и поэтому 1 Кор. 13:13 03начает только, что вераинадежда будут продолжаться до, но не после возвращения Христа. Тем не менее если вера — это то состояние, в кото-ром человек полагается на Бога и доверяет ему, а надеждаэто уверенность в будущих благословениях от Бога, то нет никаких оснований полагать, что на небесах мы переста-нем верить и надеяться. (См. замечательное доказательство, что вера, надежда и любовь — это «вечные, постоянные ценности»: Carson, Showing the Spirit, p. 74,75.)

И наконец, эти гипотезы не находят никакого подтверждения в непосред-ственном контексте. Возвращение Христа открыто упомянуто в ст. 12, но ни один стих не повествует здесь о завершении Писания, т. е. собрания книг Нового Завета, или о включении язычников в Церковь, или о «зрелости» Церкви (что бы мы ни понимали под этим выражением — можно ли даже современную Цер-ковь назвать зрелой?). Все эти гипотезы вводят новые элементы, которые не упоминаются в контексте Послания, ради того, чтобы заменить те элементы, о которых говорится предельно ясно (возвращение Христа). Ричард 1аффин, который сам считает, что дар пророчества в наши дни не действует, тем не менее говорит, что «совершенное» в ст. 10 и «тогда» в ст. 12 «несомненно имеют в виду возвращение Христа. Мнение, что в этих стихах говорится о времени, когда был завершен Новый Завет, не может быть обосновано экзегетически»28.

Доктор Д. Мартин Ллойд-Джонс отмечает, что подобное мнение ведет еще к одному осложнению:

Это означает, что вы и я, перед которыми лежит открытое Писание, знаем о Божьей истине гораздо боль







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия