Дар учения в Новом Завете — это способность объяснять Писание и при-менять его в жизни. Это видно из целого ряда текстов. Павел и Варнава «вместе с другими многими» остаются в Антиохии, «уча и благовествуя... слово Гос-подне» (Деян. 15:35). В Коринфе Павел оставался полтора года, «поучаяих слову Божию». А читатели Послания к Евреям, хотя им самим следовало быть учителями, нуждались в ком-то, кто мог бы научить их вновь «первым нача-лам слова Божия» (Евр. 5:12). Павел говорит римлянам, что слово ветхоза-ветных Писаний «написано нам в наставление [или „учение", греч. διδασκαλία]» (Рим. 15:4), а Тимофею пишет, что «все Писание... полезно для научения [διδασκαλία]» (2 Тим. 3:16).
«Учение» ранней Церкви основывалось на ветхозаветных Писаниях и на апостольских указаниях, равнозначных Писанию по авторитету. Поэтому Тимофею нужно было передать учение, принятое от Павла, верным людям, которые были бы способны «и других научить» (2 Тим. 2:2). А фессалоникий-цам следовало «держать предания», которым они были «научены» Павлом (2 Фес. 2:15). Такой вид «учения» не был основан на внезапном откровении, приходившем во время богослужения в церкви (пророчество), это было по-вторение и объяснение апостольского учения. Учить чему-то противополож-ному указаниям Павла означало учить другому, еретическому, учению (έτεροδιδασκόΛ,ω), отойдя от «здравых слов Господа нашего Иисуса Христа и учения о благочестии» (1 Тим. 6:3). Павел посылает Тимофея к коринфя-нам и пишет: «[Он] напомнит вам о путях моих во Христе Иисусе, как я учу везде во всякой церкви» (1 Кор. 4:17). Также и Тимофею Павел велит: «Про-поведуй сие и учи» (1 Тим. 4:11), «Учи сему и увещавай» (1 Тим. 6:2) в эфес-ской церкви. Итак, изначально (как это понимали апостолы) не пророчество, а именно учение было источником доктринальных и этических норм, по ко-торым жила Церковь. А те, кто учился у апостолов, в свою очередь учили дру-гих, и их учение было руководством для местных церквей.
Итак, учение, в терминологии Нового Завета, состояло из повторения и объяснения слов Писания (или равного по авторитету учения Иисуса и апо-столов) и применения его в жизни. В новозаветных посланиях «учение» — это нечто очень схожее с тем, что сегодня мы называем «библейскими заня-тиями».