После того как Павел называет апостолов, пророков и учителей, он гово-рит: «Далее, иным дал силы чудодейственные» (1 Кор. 12:28). Хотя многие чу-деса, о которых рассказывается в Новом Завете, были чудесами исцеления, Павел приводит здесь исцеление в качестве отдельного дара. Поэтому в дан-ном контексте мы должны иметь в виду нечто отличное от физического исце-ления.
Мы должны понимать, что английское слово «чудеса» (miracles) не впол-не соответствует тому, что хотел сказать Павел, поскольку по-гречески здесь употреблена форма множественного числа слова δύναμις, «сила»22. Это озна-чает, что данный термин может указывать на любое действие, в котором про-является сила Божья. Это может быть ответ на молитву об освобождении от физической опасности (как, напр., освобождение апостолов из темницы, Деян. 5:19,20 или 12:6—11); или осуждение с проявлением власти, свершаю-щееся над врагами Евангелия, или над теми, кто подвергается дисциплинар-ному воздействию в церкви (см.: Деян. 5:1—11; 13:9— 12); или освобождение от раны (как в случае с ехидной, Деян. 28:3—6). Но такие проявления духовной силы могут заключаться также и в победе над бесовским противодействием (см.: Деян. 16:18; ср.: Лк. 10:17).
Поскольку Павел не определяет «совершение чудес» более детально, мы можем сказать, что дар чудес может означать проявление божественной силы в освобождении от опасности, в конкретной помощи в той ил и иной матери-альной нужде (как в случае с Илией, 3 Цар. 17:1—16); в осуждении тех, кто безумно и с применением насилия противится Евангелию; в победе над бе-совскими силами, которые ведут войну против Церкви, и во многих других случаях, когда проявляется сила Божья, чтобы показать Его волю в конкрет-ной ситуации. Все это — свершения «силы», которые помогают Церкви и в которых являет себя слава Божья. (О чудесах см. также в гл. 16.)