Понимание личности и сознания в трансперсональной психологии
Трансперсональная психология — направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К.Г. Юнг, К. Роджерс. Трансперсональная психология выделила в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня — переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос. У истоков трансперсональной психологии были известные зарубежные психологи С. Гроф, А. Маслоу, К. Юнг. Исходные посылки трансперсональной психологии: - человек - существо космическое, имеющее доступ через бессознательное к информации, принадлежащей как космическому миру, так и человечеству планеты Земля; - человек связан с психикой других лиц и с «мировым разумом», «коллективным бессознательным человечества»; - сознание человека имеет большие потенциальные эволюционные возможности, пока еще скрытые от научной психологии, но проявляющиеся в телепатических явлениях, видении на расстоянии, предвидении будущего и т. д. Особенности взглядов авторов заключались в следующем: С. Гроф был убежден, что психика человека «сотрудничает» со Вселенной, а не только с теми явлениями окружающей среды, которые он непосредственно ощущает и воспринимает. Сознание не порождается тем, что мы сейчас называем центральной нервной системой. Представители трансперсональной психологии говорят о двойственной природе человека: - как материальный объект (в классическом представлении) человек обладает «хилотропическим» сознанием, действие которого не выходит за границы сенсорного восприятия окружающей среды; - как поле сознания «холотропическогоь типа, действие которого простирается за пределы органов чувств. А. Маслоу на основании изучения мистических («пиковых») переживаний людей предполагал, что: - «пиковые переживания» - не психопатологические явления (как это трактуется классической психиатрией), не внепсихические феномены и тем более не явления (нижних) примитивных уровней психики человека, а психические процессы, относящиеся к запредельным (верхним) уровням; - высшие уровни психики не порождаются низшими (инстинктами), они свойственны самой человеческой сущности и предопределяют трансперсональные связи человека. К. Юнг утверждал, что человек бессознательно связан со всеми поколениями человечества через коллективное бессознательное, которое выполняет функцию неопознанного до сих пор общего информационного поля.
|