Наследственность первородного греха
1. Поскольку все люди ведут происхождение от Адама, то первородный грех наследственным путем перешел и перенесся во всех людей. Поэтому первородный грех является в то же время и наследственным грехом. Принимая от Адама человеческое естество, мы все с ним принимаем и греховную испорченность, по причине чего люди появляются на свет "чадами гнева по природе" (Еф.2.3), ибо на зараженной грехом природе Адама почивает праведный гнев Божий. Но первородный грех не полностью тождествен в Адаме и в его потомках. Адам сознательно, лично, непосредственно и своевольно преступил заповедь Божию, т.е. сотворил грех, произведший в нем греховное состояние, в котором царствует начало греховности. Другими словами, в первородном грехе Адама нужно различать два момента: первое - сам поступок, сам акт нарушения заповеди Божией, само преступление (греч. "паравасис - Рим.5:14), само прегрешение (греч. "параптома" - Рим.5:12); само непослушание (греч. "паракои" Рим.5:19); и второе - этим созданное греховное состояние, о-греховленность ("амартиа" - Рим.5:12,14). Потомки Адама, в строгом смысле слова, не участвовали лично, непосредственно, сознательно и своевольно в самом поступке Адама, в самом преступлении (в "параптоме", в "паракои", в "паравасисе"), но, рождаясь от падшего Адама, от его зараженного грехом естества, они в рождении принимают как неминуемое наследство греховное состояние естества, в котором обитает грех (греч. "амартиа"), который как некое живое начало действует и влечет к творению личных грехов, подобных греху Адама, поэтому они и подвергаются наказанию, как и Адам. Неминуемое последствие греха, душа греха - смерть - царствует от Адама, как говорит святой апостол Павел, "и над несогрешившими по подобию преступления Адамова" (Рим.5:12,14), т.е., по учению блаженного Феодорита, и над теми, которые не согрешили непосредственно, как Адам, и не ели от запрещенного плода, но согрешили подобно преступлению Адама и стали участниками падения его как праотца [138]. "Поскольку в состоянии невиновности все люди были во Адаме. - говорится в православном исповедании. - то как только Адам согрешил - согрешили с ним все и вошли в греховное состояние, быв подвергнуты не только греху, но и наказанию за грех" [139]. На самом деле, всякий личный грех каждого потомка Адама почерплет свою существенную, греховную, силу из греха прародительского, и наследственность первородного греха - это не что иное как продолжение падшего состояния прародителей в потомках Адамовых. 2. Наследственность первородного греха всеобща, ибо никто из людей не изъят из этого, кроме Богочеловека Господа Иисуса Христа, рожденного вышеестественным образом от Святой Девы и Духа Святого. Всеобщую наследственность первородного греха подтверждает многими и различными образами Святое Откровение Ветхого и Нового Завета. Так, оно учит, что падший, зараженный грехом Адам рождал детей "по образу своему" (Быт.5:3), т.е. по обезображенному, поврежденному, растленному грехом образу своему. Праведный Иов указывает на прародительский грех как на источник всеобщей человеческой греховности, когда говорит: "Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли" (Иов.14:4-5; ср.: 15:14; Ис.63:6: Сир.17:30; Прем.12:10; Сир.41:8). Пророк Давид, хотя и рожден от благочестивых родителей, жалуется: "Се бо в беззакониях (в еврейском оригинале - "в беззаконии") зачат есмь, и во гресех (в еврейском - "во грехе") роди мя мати моя" (Пс.50:7), чем указывает на зараженность грехом человеческого естества вообще и на ее передачу посредством зачатия и рождения. Все люди как потомки падшего Адама подвержены греху, поэтому Святое Откровение говорит: "Несть человек, иже не согрешит" (3Цар.8:46; 2Пар.6:36); "Несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит" (Еккл.7:20); "Кто похвалится чисто имети сердце? или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов?" (Притч.20:9; ср.: Сир.7:5). Сколько бы ни искали безгрешного человека - человека, который не был бы заражен греховностью и подвержен греху, - ветхозаветное Откровение утверждает, что такого человека нет: "Вей уклонишася. вкупе непотребни быша; несть творяй благое, несть до единаго" (Пс.52:4: ср.: Пс.13:3; 129:3; 142:2: Иов.9:2; 4:17; 25:4; Быт.6:5; 8:21); "Всяк человек ложь" (Пс.115:2) - в том смысле, что в каждом потомке Адама через зараженность грехом действует отец греха и лжи - дьявол, лгущий на Бога и на богозданную тварь. Новозаветное Откровение основывается на истине: все люди грешные, - все, кроме Господа Иисуса Христа, Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника (Деян.17:26), все люди под грехом, "все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:9,23; ср.: 7:14), все по зараженному грехом естеству своему являются "чадами гнева" (Еф.2:3). Поэтому, кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: "Аще речем, яко греха не имам, себе прельщаем, и истины несть в нас" (1Ин.1:8; ср.: Ин.8:7,9). Только Господь Иисус Христос - без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не путем естественного, семенного, греховного зачатия, а путем бессеменного зачатия от Девы Святой и Духа Святого. Живя в мире, который "лежит во зле" (1Ин.5:19), Господь Иисус "греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его" (1Пет.2:22; ср.: 2Кор.5:21), ибо "греха в Нем несть" (1Ин.3:5; ср.: Ис.53:9).Будучи единым безгрешным среди всех людей всех времен. Спаситель мог, смел и имел право дьявольски-лукавых врагов Своих, которые за Ним непрестанно следили, чтобы обвинить Его во грехе, неустрашимо и открыто спросить: "Кто от вас обличает Мя о гресе?" (Ин.8:46). В Своей беседе с Никодимом безгрешный Спаситель объявляет, что для вхождения в Царство Божие каждому человеку необходимо возродиться водою и Духом Святым, поскольку каждый человек рожден с первородным грехом, ибо "рожденное от плоти плоть есть" (Ин.3:6). Здесь слово "плоть" (греч. "саркс") обозначает ту греховность естества Адама, с которой каждый человек рождается на свет, которая проникает все существо человеческое и особенно проявляется в его плотских настроениях (расположениях), стремлениях и действиях (ср.: Рим.7:5-6; 14-25; 8:1-16; Гал.3:3; 5:16-25; 1Пет.2:11 и т.д.). По причине этой греховности, действующей в личных грехах и через личные грехи каждого человека, каждый человек - "раб греха" (Ин.8:34; ср.: Рим.6:16; 2Пет.2:19). Так как Адам - отец всех людей, он является и творцом всеобщей греховности всех людей, а через это - и всеобщей зараженностью смертью (букв. "о-смерченности". - Прим.пер.). Рабы греха являются в то же время и рабами смерти: наследуя от Адама греховность, они тем самым наследуют и смертность. Богоносный Апостол пишет: "Посему, как одним человеком (т.е. Адамом - Рим.5:14) грех вошел в мир, (в нем) все согрешили" (Рим.5:12). Это значит: Адам - родоначальник человечества и как таковой он - родоначальник всеобщей человеческой греховности; от него и через него вошла во всех его потомков "амартиа" - греховность естества, наклонность ко греху, которая, как греховное начало, живет в каждом человеке (Рим.7:20), действует, производит смертность и проявляется через все личные грехи человека. Но если бы наше рождение от грешных прародителей было единственной причиной нашей греховности и смертности, то это было бы несогласным с правосудием Божиим, которое не может допустить, чтобы все люди были грешными и смертными только потому, что их праотец согрешил и стал смертным без их личного участия в этом и согласия на то. Но мы проявляем себя потомками Адама потому, что Всеведущий Бог предвидел: воля каждого из нас будет подобна воле Адама, и каждый из нас согрешит, как и Адам. Это подтверждают и слова Христоносного Апостола: поскольку все согрешили, поэтому, по словам блаженного Феодорита, каждый из нас подлежит смерти не вследствие греха праотца, а по причине своего собственного греха [140]. А святой Иустин говорит: "Род человеческий от Адама попал под власть смерти и обмана змея по той причине, что каждый человек творил зло" [141]. В соответствии с этим наследственность смерти, происшедшая от греха Адама, простирается на всех потомков Адама еще и по причине их личных грехов, которые Бог от вечности предвидел в Своем всеведении. На генетическую и причинную зависимость всеобщей греховности потомков Адама от греха Адама указывает святой Апостол, когда проводит параллель между Адамом и Господом Иисусом Христом. Как Господь Иисус Христос - Источник правды, оправдания, жизни и воскресения, так Адам - источник греха, осуждения и смерти: "Якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение (греч. "катакрима"), такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни. Якоже бо ослушанием единого человека грешни быша мнози, сице и послушанием единаго праведни будут мнози" (Рим.5:18-19). "Понеже бо человеком смерть, и человеком Воскресение мертвым. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут" (1Кор.15:21-22). Греховность человеческого естества, происходя от Адама, проявляется во всех людях без исключения как некое живое греховное начало, как некая живая греховная сила, как некая категория греха, как закон греха, живущий в человеке и действующий в нем и через него (Рим.7:14-23). Но в этом человек участвует своей свободной волей, и эта греховность естества разветвляется и разрастается через его личные грехи. Закон греха, таящийся в природе человеческой, воюет против закона разума и делает человека своим рабом, и человек не делает добра, которого хочет, а делает зло, которого не хочет, поступая так по причине живущего в нем греха [142]. "В естестве человеческом пребывает смрад и чувство греха, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - то есть похоть и чувственное наслаждение, называемые законом греха; а совесть составляет закон разума человеческого" [143]. Закон греха воюет против закона разума, но он не в состоянии уничтожить в человеке полностью всякое добро и сделать его неспособным для жизни в добре и ради добра. Богообразной сущностью своей души, хотя и обезображенной грехом, человек старается служить закону разума своего, т.е. совести, и по внутреннему, богоустремленному человеку он Чувствует радость в законе Божием (Рим.7:22). А когда благодатным подвигом делотворящей веры он соделает Господа Иисуса Христа жизнью своей жизни, тогда он легко и радостно служит закону Божию (Рим.7:25). Но и язычники, живущие вне Святого Откровения, помимо всей подчиненности греху, всегда имеют в себе желание добра как неотъемлемое и неприкосновенное свойство своей природы и могут своей богообразной душой познать Бога Живого и Истинного и творить то, что согласно с законом Божиим, написанным в сердцах их (Рим.7:18-19: 1:19-20; 2:14-15). 3. Богооткровенное учение Священного Писания о действительности и всеобщей наследственности первородного греха разработано, разъяснено и засвидетельствовано Церковью в Священном Предании. Еще с апостольских времен существует священный обычай Церкви крестить детей во оставление грехов, о чем свидетельствуют решения Соборов и святые отцы. По этому поводу мудрый Ориген писал: "Если дети крещаются во оставление грехов, спрашивается - каких это грехов9 Когда это они согрешили? Ради чего другого необходима им купель крещения, если не ради того, что никто не может быть чист от грязи, хотя бы он один день прожил на земле? Дети, следовательно, крещаются. ибо таинством крещения очищаются от нечистоты рождения" [144]. По поводу крещения детей во оставление грехов отцы Карфагенского Собора (418 г.) в 124-м правиле говорят: "Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тому да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: "Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша" (Рим.5:12), - подобает разумети не инако, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содеявати не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения". В борьбе с Пелагием, отрицавшим действительность и наследственность первородного греха. Церковь более чем на двадцати соборах осудила это учение Пелагия и тем показала, что истина Святого Откровения о всеобщей наследственности первородного греха глубоко укоренена в ее святом, соборном, вселенском чувстве и сознании. У всех отцов и учителей Церкви, занимавшихся вопросом всеобщей греховности людей, мы находим ясное и определенное учение о наследственной греховности, которую они делают зависимой от первородного греха Адама. "Все мы согрешили в первом человеке, - пишет святой Амвросий, - и через наследие естества распростерлось от одного на всех наследие и во грехе... Адам, следовательно, в каждом из нас: в нем согрешило человеческое естество, ибо через одного грех перешел на всех" [145]. "Невозможно, - говорит святой Григорий Нисский, - объять числом множество тех, в которых путем наследия распространилось зло; пагубное богатство порока, разделяясь каждому из них, увеличивалось каждым, и, таким образом, плодородное зло переходило (передавалось) в непрерывной цепи поколений, разливаясь по множеству людей до бесконечности, пока, дойдя до конечной границы, не овладело всем человеческим естеством, как об этом ясно сказал пророк о всех вообще: "Вси уклонишася. вкупе неключими быша (Пс.13:3), и не было ничего в существующем, что не явилось бы орудием зла" [146]. Поскольку все люди являются наследниками растленной грехом природы Адамовой, то все зачинаются и рождаются во грехе, ибо по естественному закону рождаемое тождественно рождающему; от поврежденного страстями рождается страстный, от грешника - грешник [147]. Зараженная прародительской греховностью душа человеческая все более и более отдавалась злу, умножала грехи, придумывала пороки, творила себе ложных богов, и люди, не зная насыщения в злых делах, все далее и все более утопали в порочности и распространяли смрад своих грехов, показывая тем, что они стали ненасытимыми в прегрешениях [148]. "Заблуждением одного Адама заблудил весь род человеческий; Адам перенес на всех людей свое осуждение на смерть и жалкое состояние своего естества: все - под законом греха, все - рабы духовные; грех - отец нашего тела, неверие - матерь нашей души" [149]. "С момента нарушения заповеди Божией сатана и ангелы его воссели в сердце и в теле человеческом, как на своем собственном престоле" [150]. "Нарушив заповедь Божию в раю, Адам сотворил первородный грех и грех свой перенес на всех" [151]. "Преступлением Адама грех попал во всех людей [152]; и люди, остановившись мыслью на зле, стали смертными, и ими овладела испорченность, тление" [153]. Все потомки Адама приобретают первородный грех наследственным путем через рождение от Адама по телу" [154]. "Существует некая скрытая нечистота и некая преизобилующая тьма страсти, которая через преступление Адама проникла во все человечество; и она помрачает и оскверняет и тело, и душу" [155]. Поскольку люди унаследовали греховность Адама, из их сердца течет "мутный поток греха" [156]. "От преступления Адама тьма легла на всю тварь и на все естество человеческое, и поэтому люди, покрытые этой тьмой, проводят жизнь в ночи, в страшных местах" [157]. "Адам своим падением принял в свою душу страшное злосмрадие и исполнился чернотой и тьмой. Чем пострадал Адам, тем пострадали и все мы, происходящие от семени Адама: все мы - сыны этого помраченного родоначальника, все мы - общники этого самого злосмрадия" [158]. "Как Адам, преступив заповедь Божию, принял в себя закваску злых страстей, так весь род человеческий, рождаясь от Адама, путем участия стал общинном этой закваски; и постепенным разрастанием в людях так умножились греховные страсти, что все человечество вскисло злом" [159]. Всеобщую наследственность первородного греха, проявляющуюся во всеобщей греховности людей, не выдумал человек; напротив, она составляет Богооткровенную догматическую истину христианской веры. "Не я выдумал первородный грех, - писал блаженный Августин против пелагиан, - в который Вселенская Церковь верует искони, но ты, отвергающий этот догмат, без сомнения новый еретик" [160]. Крещение детей, при котором восприемник от имени детей отрицается сатаны, свидетельствует о том, что дети находятся под первородным грехом, ибо они рождены с растленным грехом естеством, в котором действует сатана [161]. "И самые страдания детей случаются не по причине их личных грехов, а являются проявлением того наказания, которое Праведный Бог изрек над человеческим естеством, падшим в Адаме" [162]. "В Адаме человеческое естество испорчено грехом, подвергнуто смерти и праведно осуждено, поэтому и все люди рождаются от Адама в том же самом состоянии" [163]. Греховная испорченность от Адама переходит во всех его потомков путем зачатия и рождения, поэтому все подвержены этой исконной греховности, но она не уничтожает в людях их свободу желать и творить добро и способность к благодатному возрождению" [164]. "Все люди находились в Адаме не только когда он был в раю, но были с ним и в нем, когда он был изгнан из рая за грех, поэтому они и несут все последствия греха Адама" [165]. Сам способ перенесения первородного греха с предков на потомков заключен, в сущности своей, в непроницаемую тайну. "Нет ничего известнее учения Церкви о первородном грехе, - говорит блаженный Августин, - но и ничего таинственнее для понимания" [166]. По церковному учению, несомненно одно: наследственная греховность от Адама передается всем людям путем зачатия и рождения. По этому вопросу весьма.важно решение Карфагенского собора (252 г.), в котором принимали участие 66 епископов под председательством святого Киприана. Рассмотрев вопрос о том, что крещение детей не нужно отлагать до восьмого дня (по примеру обрезания в ветхозаветной Церкви в восьмой день), но крещать их и до того. Собор так обосновал свое решение: "Поскольку и самым большим грешникам, которые много грешили против Бога, даруется отпущение грехов, когда они уверуют, и никому не отказывается в прощении и благодати, постольку не должно запрещать это дитяти, которое только что родилось, ни в чем не согрешило, но само, произойдя но телу от Адама, приняло заразу ветходревней смерти через самое рождение и которое настолько легче может приступить к принятию отпущения грехов, поскольку ему отпущаются не его собственные, а чужие грехи" [167]. 4. С перенесением прародительской греховности на всех потомков Адама путем рождения, на всех на них в то же время переносятся и все последствия, постигшие наших прародителей после падения; обезображенность образа Божия, помрачение разума, испорченность воли, оскверненность сердца, болезни, страдания и смерть [168]. Все люди, будучи потомками Адама, наследуют от Адама богообразность души, но богообразность, помраченную и обезображенную греховностью. Вся душа человеческая вообще пропитана прародительской греховностью. "Лукавый князь тьмы. - говорит святой Макарий Великий. - еще в начале поработил человека и всю душу его облек грехом, все ее существо и всю ее осквернил, всю ее поработил, не оставил в ней свободной от своей власти ни одну ее часть, ни мысли, ни разум, ни тело. Вся душа пострадала от страсти порока и греха, ибо лукавый всю душу облек в свое зло, то есть в грех" [169]. Чувствуя немощное барахтанье каждого человека в отдельности и всех людей вместе в бездне греховности, православный с рыданием молится: "В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призывая бездну: от тли. Боже, мя возведи" [170]. Но хотя в людях изуродован и помрачен образ Божий, представляющий собой целостность души, он все-таки не уничтожен в них, ибо с его уничтожением было бы уничтожено то, что человека делает человеком, а это значит - был бы уничтожен человек как таковой. Образ Божий и далее составляет главную драгоценность в людях (Быт.9:6) и частично проявляет свои главные особенности (Быт.9:1-2), Господь Иисус Христос и пришел в мир не для того чтобы вновь сотворить образ Божий в падшем человеке, а для того, чтобы его обновить - "да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми" [171]; да обновит "растлевшее от грехов естество наше" [172]. И во грехах человек все-таки являет образ Божий (1Кор.11:7): "Образ есмь неизреченный Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений" [173]. Новозаветное домостроительство спасения как раз предоставляет падшему человеку все средства для того, чтобы он с помощью благодатных подвигов преобразил себя, обновил образ Божий в себе (2Кор.3:18) и стал христообразным (Рим.8:29;Кол.3:10). С обезображиванием и помрачением души человеческой как единого целого обезображен и помрачен разум человеческий во всех потомках Адамовых. Это помрачение разума проявляется в его медлительности, ослеплении и неспособности принять, усвоить и постичь духовные вещи, так что "мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах - кто исследовал?" (Прем.9:16). О-греховленный, телесный человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо ему это кажется безумием, и он не может того разуметь (1Кор.2:14). Отсюда - неведение Истинного Бога и духовных ценностей, отсюда - заблуждения, предрассудки, неверие, суеверие, язычество (букв. "незнание Бога". - Прим.пер.), многобожие, безбожие [174]. Но это помрачение разума, эту его обезумленность грехом, эту его заблужденность во грехе нельзя представлять как полное уничтожение умственной способности человека к постижению духовных вещей; Апостол учит, что разум человечеекий, хотя он и пребывает во мраке и мгле первородного греха, все-таки обладает способностями частично познать Бога и принимать Его откровения (Рим.1:19-20). Как последствие первородного греха, в потомках Адама появляются испорченность, расслабленность воли и ее большая склонность ко злу, нежели к добру. Грехоцентричное самолюбие стало главным рычагом их деятельности. Оно оковало их богообразную свободу и сделало их рабами греха (Ин.8:34; Рим.5:21; 6:12,17,20). Но какой бы грехоцентричной ни была воля у потомков Адама, в ней все же не уничтожена полностью наклонность к добру: человек сознает добро, желает его, а растленная грехом воля влечет ко злу и творит зло: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7:19); "неудержанное стремление к злу влечет мя, действием врага, и обычаем лукавым" [175]. Это греховное стремление ко злу путем навыка стало в историческом процессе неким законом человеческой деятельности: "Обретаю убо закон, хотящу ми творити доброе, яко мне злое прилежит" (Рим.7:21). Но и помимо всего этого, богообразная душа зараженных грехом потомков Адама вырывается богоуст-ремленной стихией своей воли к Божию добру, "соуслаждается закону Божию" (Рим.7:22), хочет добра, рвется к нему из рабства греховного, ибо хотение добра и известная способность творить добро осталась у людей, расслабленных наследством первородного греха и их личной греховностью, так что, по словам Апостола, язычники "естеством законная творят" (Рим.2:14). Люди ни в коем случае не являются слепым орудием греха, зла, дьявола, в них всегда живет свободная воля, которая, несмотря на всю зараженность грехом, все-таки действует свободно, может и желать добра, и творить его [176]. Нечистота, окаянность. оскверненность сердца является общим уделом всех потомков Адама. Она проявляется как нечувствие духовных вещей и как погруженность в неразумные стремления и страстные желания. Усыпленное грехолюбием сердце человеческое тяжело пробуждается к вечной реальности святых истин Божиих: "Сон греховный тяготит сердце" [177]. Зараженное исконной греховностью сердце является мастерской злых мыслей, злых желаний, злых чувств, злых дел. Спаситель учит: "От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы" (Мф.15:19: ср.: Мк.7:21; Быт.6:5; Притч.6:14). Но "глубоко сердце паче всех" (Иер.17:9), так что и в греховном состоянии оно сохранило силу "соуслаждатися закону Божию" (Рим.7:22). В греховном состоянии сердце походит на зеркало, вымазанное черной грязью, которое заблистает Божественной чистотой и красотой, как только греховная грязь будет с него счищена: в нем тогда Бог может отражаться и быть видимым (ср.: Мф.5:8). Смерть - это удел всех потомков Адама, ибо они рождаются от Адама, зараженного грехом и поэтому смертного. Как из зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и смертью, естественно проистекает потомство, зараженное грехом и смертью (Ср.: Рим.5:12: 1Кор.15:22). И смерть Адама, и смерть его потомков является двоякой: телесной и духовной. Телесная смерть - это когда тело лишается оживляющей его души, а духовная - когда душа лишается благодати Божией. оживляющей ее высшей, духовной, богоустремленной жизнью, а по словам святого пророка, "душа же согрешающая, та умрет" (Иез.18:20: ср.:18:4). Смерть имеет своих предтечей - болезни и страдания. Тело, расслабленное наследственной и личной греховностью, стало тленным, и "смерть тленностью царствует над всеми людьми" [178]. Грехолюбивое тело предалось греховности, проявляющейся в неестественном преобладании тела над душой, вследствие чего тело часто представляет собой подобие великого бремени для души и помеху для ее богонаправленной деятельности. "Тленное тело подавляет многозаботливый ум" (Прем.9:15). Как последствие греховности Адама, в его потомках появились пагубный раскол и раздор, борьба и вражда между душой и телом: "Плоть бо похотствует на дух, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете. сия творите" (Гал.5:17).
|