Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура России в первой четверти ХVIII века




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности культурного развития. 1682–1725 – годы правления самого значительного государя России, первого русского императора Петра I. Долго еще будут спорить историки, взвешивая все «за» и «против» в деятельности великого реформатора, однако, совершенно очевидно, что начало ХVIII в. оказалось судьбоносным для нашей страны.

Во внешнейполитике на счету Петра походы на Азов, «Великое посольство», Северная война, Полтавская битва, Каспийский поход.

Стремясь «догнать и перегнать» Запад, Петр I решительно старается изменить в России все «сверху донизу». Он ликвидирует прежние центральные органы, вводит Сенат, новые органы управления (коллегии), проводит реформы местного самоуправления, армии и флота, финансово-налоговой, судебной систем. Внушительны результаты бурной петровской деятельности: созданы мощная армия и флот, страна получила доступ к морю, развивается мануфактурное производство, расширяется внутренняя и внешняя торговля. Россия на равных вошла в число великих держав мира.

В тоже время, реформы вновь заморозили процесс демократизации общества, освобождения частной собственности, особенно на самом массовом крестьян­ском уровне; укрепляется абсолютизм, сословная структура общества. Петровский идеал рационального и справедливого государ­ства оказался утопией, на практике он привел к возникнове­нию полицейскойдержавы.

Вновь усиливается крепостноеправо. Успех реформ был обес­печен за счет трехкрат­ного увеличения налогов. Обществу перемены стоили слишком дорого. С 1672 по 1710 год численность населения сократилась на 6,6%. Не случайно, по стране прокатились массовыевосстания (Башкирское, Астраханское, народное движение во главе с К. Булавиным).

При Петре I в значительной степени усиливается влияние западноевропейскихтрадиций. Символично, что в 1699 г. был издан указ о введении нового календаря, принятого во всех западноевропейских странах. Год теперь начинался не 1 сентября, а 1 января, отсчет времени стали вести «от рождества Христова», а не от «сотворения мира», как это было раньше. Разница между этими двумя мифологическими датами по подсчетам русских книжников соста­вила 5508 лет.

Го­сударь, посещая разные страны, видел «неизмеримое расстояние», существовавшее между двумя культурами. За границей целенаправленно скупали всякие «диковинки», прио­бретали новейшие инструменты и оборудование, произведения искусства, «выписывали» специалистов. Петр сам ездил учиться и посылал молодежь осваивать заморские науки. В тоже время, следует подчеркнуть, что Петр пользовался только знаниями, всячески оберегал государственную политику от иностранного вмешательства.

При Петре, теперь уже стремительно, идет процесс обмирщения русской культуры. Весьма своеобразно царь заявил о начале новой эпохи для России. Он поджег свой старый подмосковный дом и неистово бил в бу­бен во время пожара, без сожаления прощаясь со старыми традициями. Однако, это было далеко не всем «по сердцу». Православная церковь ревниво охраняла русскую ста­рину, откровенно противилась всяким нововведениям.

Петр I издает ряд указов, ограничивающих самостоятельность духовенства. В 1721 г. проводится реформа церковногоуправления. Отменялось звание патриарха. Для управления церковью вводился коллегиальный орган – Синод. Из числа светских лиц назначался обер-прокурор. Государь стал называться «верховным пастырем» православной церкви.

Проводя церковную реформу, Петр, как и везде, «рубил с плеча». Была отменена даже тайна исповеди. Священникам вменялось в обязанность доносить о намерениях прихожан. С точки зрения мо­ральной, государство взялось воспитывать у граждан не самые лучшие качества. Донос возводится в ранг добродетели, что подтверждает и созданный при Сенате институт фискалов, которые обязаны были «вынюхивать», доносить, обличать, не взирая на ранги.

Реформа ослабила без того пошатнувшийся авторитет церкви. Однако, это совсем не означало, что Петр боролся с православием и отвергал веру. Он сам был верующим человеком. По его приказу была сооружена походная церковь. Однажды, царь заявил патриарху: «Быть может, я больше твоего почитаю Бога и Пресвятую Его Матерь. Я исполняю свою обязанность, когда защищаю народ и казню злодеев, умышляющих против него».

Яростное сопротивление сторонников «старины» Петр попытался преодолеть и ускоренной европеизацией быта. Уже в ХVII в. западная мода довольно активно проникает на Русь, чему активно воспротивилась церковь. Протопоп Аввакум отказался благословлять боярина Шереме­тева из-за того, что тот брил бороду. Теперь европейское платье, внешний вид, манеры и традиции (как себя вести, как праздновать праздники, как накрывать стол) без рассуждений обязаны были принять все.

Новшества, в большинстве случаев, приживались трудно и тогда указ следовал за указом, подтверждая серьезность намерений государя. Церкви ничего не оставалось как смириться. Известен любопытный случай, когда два бородача встречают своего священника и обращаются за советом, как поступить – царский указ требует бороды брить, а им легче расстаться с головой, чем с бородой. Священник ответил вопросом: «А что отрастет, отсеченная ли голова или обритая борода?».

Непокорным Петр собственноручно резал бороды и рукава. Ввел налог на бороду и повелел носить медный «бородовый знак» (изображение усов и бороды с надписью: «Деньги взяты»). Указами был зап­рещен пошив старой русской одежды. На всех заставах выставляют макеты с образцами западноевропейского платья.

Россиян пытаются обучить европейским манерам. Издается сборник «Юностичестноезерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов, печатается повелением царского величества». Книга пользовалась большой попу­лярностью. В первой части был опубликован букварь. Вторая часть представляла свод правил поведения в обществе, написанных в форме рассуждений.

«Зерцало» – интереснейший документ, позволяющий представить нравы древнерусского общества. В книге определяются черты благовоспитанного человека. Он должен быть приветлив, смирен, учтив, владеть иностранными языками, уметь танцевать, хорошо ездить верхом, быть красноречивым и начитанным. Благовоспитанный человек должен освоить правила поведения: чистить ногти, мыть руки. Осуждались те, кто «перстом в носу чистит». Книга содержала многочисленные советы: «Не проглотив куска, не говори, ибо так делают крестьяне», «Не чавкай, как свинья, за столом, и головы не чеши», «Ногами везде не мотай» и т.д.

0собо выделялись, правила поведения девушек дворянского сословия, названия глав говорят сами за себя: «Девичья честь и добродетелей венец», «Девичье смирение». Вообще, Петр решительно изменяет положениеженщины в обществе, раз и навсегда рушит средневековый обычай держать женщину взаперти. Было введено обручение за 6 недель до свадьбы и, если молодые понимали, что мало подходят друг другу, могли спокойно расстаться без моральных потерь. Родители и опекуны клялись в том, что выбор молодыми 6ыл сделан без принуждения.

В начале века на Руси вводятся и новые формы общения. В 1718 г. был издан указ об ассамблеях, куда верноподданные обязаны были являться в европейском костюме, в париках, вместе с женами. Ассамблеи устраивали поочередно в домах приближенных царя и вельмож. Собравшиеся танцевали, играли в шахматы, говорили о делах. В одной из комнат накрывали стол с яствами, обязательно с фарфоровыми тарелками (а не из драгоценных металлов как раньше), стеклянными и хрустальными сосудами с вензелями, государственными орлами.

Разумеется, что изменения происхо­дили только в дворянском быту. Простой народ остается верен дедовским обычаям. Петровские реформы, в конечном счете, оказались «бомбой замедленного действия». Они сделали «пропасть» между дворянами и крестьянами почти непреодолимой.

Дальнейшее развитие русской культуры сопровождается ее демо­кратизацией, в широком смысле слова. Все большее количество людей имеют возможность приобщаться к достижениям науки, литературы, ис­кусства. Большим событием становится появление первой печатной газеты на Руси с пространным названием – «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти случившихся в Московском государстве и во всех окрестностях страны». Часто Петр сам не только собирал наиболее интересную информацию, но и производил корректуру материала. Газета давала сведения о военных делах, внешней политике, знакомила с событиями культурной жизни страны и иностранной хроникой.

29 января 1710 г. последовал указ о введении гражданского шрифта. Петр I утвердил образцы новых букв, которые были проще прежних. Следовательно, книги, печатный текст становились более доступными широким слоям населения. Примечательно, что старый шрифт сохранился для печати богослужебных книг, происходит четкое разграничение литературы светской и церковной. Главной целью введения нового шрифта являлось распространение просвещения.

Закономерно, что в общественном развитии огромную роль стали играть выходцы разных сословий, что было закреплено в издании «Табели о рангах» (1722 г.). Петр I сознательно выискивает помощников не знатного рода. Единственный критерий – талант и готовность беззаветно служить Отечеству. А.Д. Меншиков в детстве торговал пирогами, стал вторым после Петра человеком в государстве; кабинет-секретарь А.В. Марков вышел из семьи подьячего; генерал-прокурором Сената был назначен сын музыканта П.И. Ягужинский.

Сам Петр знал современные науки, владел 14 ремеслами, гордился званием корабельного мастера, на руке носил кольцо с печатью, на котором были вырезаны слова – «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Его рабочий день всегда начинался в 4 часа утра, лучшим отдыхом, как утверждают, была работа на токарном станке. Хотя трудно не согласиться с мнением Е.Р. Дашковой, «…что время монарха слишком драгоценно, чтобы тратить его на работы простого мастерового».

Создание светской школы. Петр постоянно учился сам и хотел, чтобы учились другие. Дворян направляют за границу для обучения разным наукам и ремеслам. Но одними пенсионерскими (выезжающим за границу назначался пенсион) поездками проблемы не решить. Необходимо было создать собственную систему образования. Стране были нужны специалисты, которые смогли бы обеспечить проведение реформ. Поэтому в начале века создаются светские профессиональные школы, где давали теоретические знания и практические умения по самым разным специальностям.

В 1701 г. в Москве в палатах Сухаревской башни открывается Школа математических и навигацких наук. Предполагалось несколько уровней обучения. Начинали с освоения грамоты (русская школа); затем овладение арифметикой, геометрией, тригонометрией (цифирная школа); в старших классах – занимались навигацией, морской астрономией, географией, геодезией, фехтованием. Контингент учащихся в разное время составлял от 200 до 500 человек в возрасте от 12 до 17–20 лет. Школьники получали, так называемые, кормовые деньги. Причем, чем лучше занимались, чем больше накапливали знаний, тем больше была сумма. Однако, и за проступки предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни в случае побега.

Школа просуществовала до 1752 г. и за первые четырнадцать лет подготовила 1200 специалистов морского дела. Ее выпускники немало послужили отечеству в различных отраслях хозяйства. Многие стали преподавателями открываемых новых учебных заведений.

Профессиональное образование быстро расширялось. Одна за дру­гой объявляют набор медицинская, инженерные, артиллеристские, разноязычные (подготовка переводчиков) школы в Москве и Петербур­ге. Успешно развивались горные школы при 0лонецких и Уральских заводах, которые готовили горных мастеров. На тульских заводах обучали оружейному делу, кузнецов, слесарей, столяров. Учебные заведения оснащались учебными книгами и пособиями, оборудованными лабораториями. Так, при Московской медицинской школе был создан Анатомический театр и Аптекарский огород, при школе математических и навигацких наук – токарная мастерская.

Помимо специальных, профессиональных учебных заведений в России открываются общеобразовательные частные и государственные школы и гимназии. Начальную ступень обеспечивали цифирные, гарни­зонные, адмиралтейские школы. С 1714 г. в более чем 40 городах России начали работать государственные цифирные школы.

Из частных учебных заведений наиболее известной была гимназия Глюка, где учащиеся осваивали широкий круг гуманитарных дисциплин (историю, философию), особое внимание уделялось иностранным языкам (греческому, латинскому, немецкому, французскому) и обучению светским манерам, в том числе, танцам и верховой езде.

Открывались также епархиальныеучилища для обучения детей духовенства. Не были забыты и сироты. Для малышей построили госпитали, по достижению определенного возраста их определяли в мужские и женские монастыри. Для чего при монастырях были учреж­дены свои учебные заведения, где обучали грамоте, арифметике и геометрии. К концу правления Петра почти в каждом городе было, по крайней мере, по две школы – духовная и светская. В первой обучались дети духовенства, во второй – дети приказных и солдат.

С середины 20-х годов развивается и высшее звено образования. Навигацкая школа была преобразована в Морскуюакадемию и ее перевели в Петербург. В декабре 1725 г. в новой столице была основана Академия наук, состоявшая из трех классов – математического, физического и «гуманиора» (гуманитарный класс). В обязанность Академии вменялось развивать отечественную науку и готовить для нее национальные кадры. При академии откры­вались академическая гимназия и университет, где преподавали ученые академии. В отличие от западных учреждений подобного типа, русская Академия не занималась богословием.

Вопреки замыслам Петра, система образования в России сразу же приобрела узкосословный характер. Первоначально предпи­сывалось принимать в школы детей «разных чинов». Особенно Петр приказал следить за дворянскими отпрысками, которые не спешили отягощать свои головы знаниями. Специальный указ требовал «учить дворянских детей цифири и геометрии и наметить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего не выучится». Однако, уже с 1716 г. дворянские дети были освобождены от обяза­тельного обучения в цифирных школах. Они предпочитали домашнее начальное образование. Зато охотно шли в частные гимназии, гимна­зические классы высшей школы, которые сразу же становятся привилегией дворян.

Широкая сеть школ требовала быстрого издания печатных учебных пособий. Тем более что ни «Псалтырь», ни «Часослов» уже не годи­лись для обучения. Их место занимают светские учебники. В 1701 г. был издан «Букварь» Федора Поликарпова, затем «Грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика», написанная преподавателем навигацкой школы Л.Ф. Магницким, которую называли энциклопедией математи­ческих знаний для школьников. Издавались учебники по механике, астрономии и другим предметам.

Научные знания. Петровские реформы не могли не ускорить развитие отечественной науки. Пока, по-прежнему, государство поддерживало ее практическиенаправления.

Настоящий переворот в механике совершил А.К. Нартов. Предполагают, что его отец был ремесленником – токарем, видимо, он и обучил сына первым азам будущей профессии. Петр I взял А. Нартова в придворную токарную мастерскую, создан­ную в Летнем саду в Петербурге, и сделал своим личным токарем. Уже в 1712 г. изобретатель собрал токарно-копировальный станок, на котором можно было выточить розу с тонкими лепестками.

В 1718 г. Петр отправил талантливого мастера за границу, поучиться, разузнать разные секреты, привезти новые инструменты. В Лондоне он должен был заказать новый сложный станок. Однако, рус­ского механика ждала неудача. Он пишет государю: «Здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел...Чертежи мастерам... казал и оные зделать по ним не могут». Знаменитый токарно-винторезный станок Нартов сделал сам по возвращению из «ученичества». Он же предложил новые способы отливки пушек, изобрел скорострельную батарею из 44 трехфунтовых мортирок, оптический прицел.

В начале века появляется немало соотечественников, которыми мы можем по праву гордиться и сегодня. Признанными мастерами горного дела являются В.Н. Татищев и В.И. Геннин; немалый вклад в усовершенствование военного дела внес Я.В. Брюс; в области гидротехники прославился простой приказчик М. Сердюков, которому пришлось исправлять ошибки голландских специалистов, допущенные при строительстве Вышневолоцкого канала.

Особую значимость имели географические исследования. Развивающаяся промышленность требовала изучения месторождений полезных ископаемых, особенно залежей железных и медных руд. Нужны были точные карты, сведения о разных землях и государствах для расширения возможнос­тей русской торговли.

Одна за другой снаряжаются географические экспедиции. На Камчатку отправляется В. Атласов, мореплаватели Д. Анциферов и И. Козыревский – на Курильские острова. Продолжили сбор материалов о Китае и Средней Азии, впервые появляется карта Каспийского моря. В. Беринг взялся за исследование Северного морского пути. Петр составил инструкцию о проведении исследований, но не дождался результатов. Уже после смерти государя Беринг доказал, что Азия и Америка – два континента и их разделяет пролив, который впоследствии стал называться именем нашего отважного соотечественника. В 1726–1734 гг. издается первый русский атлас Российской империи.

Начало века было ознаменовано усилением интереса к историчес­ким наукам. Исторические сведения печатались в «Синопсисе». А.И. Манкиевым был написан обзор русской истории под названием «Ядро российской истории». П.П. Шафиров составил исто­рию Северной войны. Большой популярностью пользовались переводные исторические издания. С 1722 г. по приказу Петра, впервые начинается целенаправленный сбор материалов по истории России.

Государство взяло на себя обязанность об охране памятников старины. Петр I старался собирать редкие интересные вещи. В 1719 г. была открыта Кунсткамера (музей редких вещей), где разместили естественно-научные и исторические коллекции. Вход в Кунсткамеру был бесплатным. Однажды граф Ягужинский предложил брать плату с посетителей, на что Петр ответил: «Я хочу, чтоб люди смотрели и учились. Надлежит охотников приучать, подчивать и угощать, а не деньги с них брать». Кунсткамера находилась на полном государственном обеспечении, на ее содержание постоянно выделялись деньги.

Основные тенденции в литературе и искусстве. В русской литературе, изобразительном искусстве, архитектуре в полной мере нашли отражение глобальные перемены, происходящие в России. Здесь, как нигде, проявляется интерес к человеческой личности. Драматизм, напряженность, сопровождающие любой период реформ способствовали распространению западноевропейского стилевого направления барокко, которое органично сливается с русскими традициями.

Разумеется, что в огромной России новшества приживались по-разному. Условно, мы можем говорить о двух центрах: Москве и русской глубинке, как о носителях патриархальныхтрадиций; северная столица – Петербург стал центром перемен в европейскомстиле.

Литературные произведения постепенно освобождаются от церковной тематики и стиля. Весьма популярными становятся книги, выполняющие развлекательную функцию. Воспеваются земные человеческие чувства, расцветает любовная лирика. Широкое распространение получают рукописные и печатные, так называемые,повести–истории,или «петровские повести»(«Повесть о Савве Грудцыне», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»). Они далеко не несовершенны в литературном плане, но точно отра­жают эпоху. Всегда оптимистичны, главный герой – человек своей формации, воплощающий концепцию новой личности: деятель, патриот, гражданин, посвящающий себя служению отечеству, верящий в свои силы преодолевающий трудности.

В тоже время, русской литературе этого периода была свойственна высокая эмоциональность, пышность и грандиозность. В произведениях Ф. Прокоповича с особой силой передается трагическое ощущение жизни, т.е. черты, которые указывают на принадлежность литературы этого плана к стилю барокко. Весьма популярными стали «орации», «канты», «виваты» – стихи, прославлявшие царя и знатных персон, равно как и «сильвии» – стихи на победу или посвященные знаменательным датам.

Книги писали и непосредственно по заказу государя, где разъяснялась необ­ходимость преобразований, опровергались суеверия, в так называемых интермедиях, высмеивали противников реформ.

В России множатся частные собрания иностранной и отечественной литературы. Только в одной библиотеки Я.В. Брюса, личного консультанта Петра I, насчитывалось около 1500 томов. Здесь были произведения Шекспира, Бокаччо, «Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Интерес к просвещению заставил создать и первую государственнуюбиблиотеку в 1714 г., которая была открыта для свободного посещения.

Увеличение спроса на книги, необходимость быстрого размножения многочисленных указов, издание газеты потребовали расширить материальную базу печатного дела. К концу правления Петра в стране открываются десятки новых типографий.

 

Таким образом, в первой четверти ХVIII в. отечество переживает крутой перелом, переход от «древней» России к новой, когда быстро развивается русская национальная культура на основе соединения древнерусских традиций и гуманистической культуры запада, когда начинают ценить личность, правда не самого Человека, а только его способности.

 

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 231. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия