Студопедия — Политическая мысль
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическая мысль






Крутые реформы в широких массах крестьян вызвали глухое брожение, ропот и недовольство. Не случайно, что булавинские «прелестные письма» находили широкий отклик в крестьянстве, несмотря на то, что основные требования восставших отражали чисто казацкие интересы. Естественно, такой образ мыслей властями отнюдь не поощрялся и свидетельств подобных рассуждений сохранилось очень мало. Но главное, что такие мысли не были единственными. Реформы в целом все-таки отражали общую заинтересованность общества в прогрессе. Поэтому в той же народной памяти сохранились и иные аспекты духовной жизни крестьян. Это циклы песен о Полтавской победе, о Ладожском канале, стоившем тысяч крестьянских жизней, разного рода «плачи», в том числе о «царе» и т.п. Представителей более состоятельных слоев общества обуревали иные идеи, идеи преуспеяния государства. До нас дошли подобного рода проекты, связанные с именами Федора Салтыкова и Ивана Посошкова. Первый был дворянином, активным деятелем петровских преобразований. Второй был из дворцовых крестьян, человек, сменивший много видов занятий, ставший купцом-виноторговцем, владельцем винокурни, обладателем крепостных душ.

Будучи в Англии с поручением закупки для флота кораблей, Ф.С. Салтыков создает два трактата о реформах: “Пропозиции” (1713) и “Изъявления, прибыточные государству” (1714). Идеи прожектера были весьма близкими реальным мерам Петра I и носили подражательный характер. Он выступал за устройство мануфактур. Он сторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращения импорта. В ряде случаев он предвосхищал и реальные реформы. Салтыков выдвинул предложение об экспедиции вдоль побережья Ледовитого океана. С его именем связана идея экспедиций в Среднюю Азию и на Дальний Восток. Важны были рассуждения Салтыкова об организации губернских учебных заведений, губернских библиотек.

Другой идеолог, Иван Тихонович Посошков, создал несколько проектов. Важнейший из них, “Книга о скудости и богатстве”(1724) представляет собой интереснейшее разноплановое сочинение, отстаивающее идеи меркантилизма. Посошков считал, что избавить страну от бедности следует реформой управления. Для этого от всех сословии необходимо избрать выборных для создания единого свода законов - нового уложения, а само Уложение подвергнуть одобрению народа “самым полным голосом”. Посошков выступал за точную фиксацию в законе размеров крестьянских повинностей, придавал огромное значение купечеству, только которому и должно принадлежать право на торговлю. Публицист предлагал даже создать единую купеческую организацию, резко сократить импорт, а экспорт - увеличить. Для этого необходимо форсировать строительство фабрик и заводов. Посошков выдвинул идею всеобщего обязательного обучения.

Однако власти страны с подозрением отнеслись к его проектам. В результате Посошков был в августе 1726 г. схвачен тайной канцелярией и умер в Петропавловской крепости. Познакомили ли Петра с “Книгой о Скудости и богатстве”, не известно.

Крупнейшим идеологом петровской эпохи заслуженно считается Феофан Прокопович. Окончив Киевскую духовную академию, он вдруг становится униатом и перебирается на учебу в Польшу, а потом и в Рим, в иезуитскую школу, принимает монашество. Однако глубокое знание католицизма порождает в Ф. Прокоповиче желание возврата в православие. В Киеве он становится в 1704 г. преподавателем духовной академии, с 1711 он ее ректор. Там же, в Киеве на торжественной церемонии встречи победителей Полтавской баталии он произнес яркую, вдохновенную проповедь и вызвал восторг царя. Вскоре, учреждая Синод, царь назначает Прокоповича его вице-президентом. Наиболее известны два политических сочинения Ф. Прокоповича:“Духовный регламент” и “Правда воли монаршей”. В них он обосновывает монархическую систему правления как наиболее целесообразный тип государства в России. В «Духовном регламенте» основная идея состоит в отстаивании приоритета светской власти над духовной. Идея независимости церкви от государства — это явный католицизм. Обосновывая замену патриаршества Синодом, Прокопович подробно останавливается на достоинствах коллегиального управления церковью, отвечающего принципам «соборного правления». “Правда воли монаршей», как и «Духовный регламент», написана по поручению Петра I для обоснования указа 1722г. о престолонаследии. Однако Ф. Прокопович ставит вопрос шире и рассматривает такие формы правления, как «народодержавство», при котором важнейшие вопросы решаются «согласием всех жителей», и аристократия, когда «несколько избранных мужей сословием правится отечество”. В «Правде воли монаршей» отстаивается идея наследственной монархии, где престол завещается наследнику, независимо от степени родства.

В первые десятилетия правления Петра I нередки были случаи антипетровской пропаганды под знаменем апокалиптических идей пришествия Антихриста. В ответ на них появилось обширное сочинение рязанского митрополита и местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского “Знамение пришествия антихристова и кончины века”. Вместе с тем сам Яворский был противником петровских преобразований. Яворский стал автором и другого богословского полемического сочинения — «Камень веры», в котором он остро критиковал лютеранство и его последователя в России Дмитрия Тверитинова.

 

Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII в. приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее значение для этого процесса имели петровские преобразования, которые привели к созданию новой светской культуры, затронувшей главным образом верхушку общества.

Просвещение и наука. Потребность в светском образовании возникла уже в XVII в. Однако государственная политика в отношении школы стала проводиться только в годы петровских реформ, когда появилась острая необходимость в большом количестве образованных и просто грамотных людей. Первая государственная школа была открыта в Москве в 1701 г. (Навигацкая школа). Позднее в провинции возникает сеть так называемых “цифирных” школ, в которых давались основы грамматики и арифметики. Для подготовки грамотных людей разных сословий были созданы гарнизонные, русские, горнозаводские, епархиальные школы. Возникали они без определенного плана и, как правило, были недолговечны (за исключением горнозаводских школ).

Перед школой в Петровскую эпоху стояли главным образом узкопрофессиональные задачи. В это время еще не задумывались о необходимости общеобразовательного обучения. Учеба в школе рассматривалась как государственная повинность со всеми вытекающими отсюда последствиями (денежным содержанием и наказанием за уклонение от учебы). Большое число дворян было отправлено на учебу за границу.

Следует отметить, что первоначально образование носило бессословный характер и только со временем возникли различные ограничения для получения образования низшими сословиями; появились также закрытые привилегированные учебные заведения для дворянских детей. Постепенно изменялся быт, внешний облик, интересы прежде всего дворянства.

Важным событием и определенным итогом развития просвещения в петровское время явилось открытие в 1725 г. Академии наук. Для работы в ней были приглашены иностранные ученые, в том числе знаменитый математик Эйлер. До ее основания научные знания, выходившие за пределы непосредственной пользы, как правило, считались ненужными или второстепенными. С началом деятельности Академии наук в России начинаются теоретические разработки научных проблем практически по всем направлениям знаний. Огромное значение для развития высшего образования в России имело открытие стараниями М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московского университета в январе 1755 г.

Светская направленность культуры проявилась также во введении гражданского алфавита, облегчавшего распространение в стране грамотности; европейского летосчисления; увеличении тиража книг светского содержания; выпуске первой печатной газеты “Ведомости”.

Литература. Русская литература начала XVIII в. мало отличалась от литературы предшествующего времени. Большинство произведений по-прежнему носило анонимный характер. Их язык был тяжеловесен, насыщен церковнославянскими словами. Однако в светской литературе появляются новые герои, отражавшие характер петровских преобразований. Возникает жанр повести (“гистории”), самая известная из них - “Гистория о российском матросе Василии Кориотском”.Самые известные русские писатели XVIII в. - А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков и выдающийся деятель науки и культуры М.В. Ломоносов. Кантемир стал известен благодаря своим сатирам, бичующим пороки современного ему общества. Хотя стихи Тредиаковского знамениты прежде всего своей неуклюжестью, он первым в русской литературе поставил вопрос о правильном стихосложении. Ломоносов, обращаясь к монархам с торжественными хвалебными одами, затрагивал важные политические и общекультурные вопросы. Сумароков, один из первых русских драматургов, прославился в придворных кругах своими пьесами, большая часть которых являлась копиями с французских. Всех этих писателей в литературе объединяла принадлежность к классицизму. В отличие от западноевропейского, русский классицизм характеризуют явные просветительские черты и гражданственность.

Живопись. В изобразительном искусстве широкое распространение в начале века получает изготовление гравюр, развивается портретный жанр. Петровские “пенсионеры” И.Н. Никитин и A.M. Матвеев - первые известные художники-портретисты европейской школы, обучавшиеся живописи в Италии и Голландии. К числу их талантливых работ относятся “Напольный гетман”, “Петр I на смертном ложе” (Никитин), “Автопортрет с женой” (Матвеев). Среди иностранных художников, работавших в России, наиболее известен Л. Каравакк. Он прославился парадными портретами императрицы Анны Иоанновны и ее окружения.

Архитектура. В архитектуре первой половины XVII в. в наибольшей мере сказывается влияние власти. Правительство, например, в 1714 г. запретило каменное строительство по всей России, чтобы быстрее отстроить новую столицу. Крупное гражданское строительство могло финансировать государство или богатые слои населения. Их вкусы и пристрастия, объективное состояние инженерной мысли и техники, уровень развития архитектуры, творчество зодчих - все это вместе взятое определяло характер архитектурных сооружений.

В начале XVIII в. интенсивно строился Санкт-Петербург. Первые планы города принадлежали Д. Трезини и Ж.Б. Леблону. Не все задуманное ими было воплощено в камне, но их проекты во многом определили архитектурное развитие столицы. Д. Трезини, по существу, - первый архитектор Санкт-Петербурга. По его проектам построены Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, второй Зимний дворец. Леблон, приехавший в Россию позже, был назначен Петром главным архитектором города и составил новый генеральный план развития столицы, парковых ансамблей Стрельны и Петергофа. Рядом с иностранцами постигали архитектурное искусство русские зодчие М.Г Земцов, П.М. Еропкин, И.К. Коробов. В 30-е гг. XVIII в. они возглавили Комиссию о санкт-петербургском строении, созданную после страшного пожара 1737 г., завершив создание трех главных лучевых проспектов: Невского, Вознесенского и Гороховой улицы.

В это же время в русской архитектуре стал господствовать стиль барокко (букв, причудливый, странный). Для архитектуры барокко характерны грандиозность, пышность, насыщенность декоративными украшениями. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали восприниматься как организованное в пространстве художественное целое.

Крупнейший архитектор барокко - Б.Ф. Растрелли. Хорошо известны созданные им Большой дворец в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе, Зимний, Строгановский, Воронцовский дворцы, Смольный монастырь. Современником Растрелли и талантливым архитектором барокко был СИ. Чевакинский. Его замечательная постройка - Никольский Морской собор хорошо сохранился до наших дней.

Русская культура первой половины 18 века

1.1. Общая характеристика Существует давняя традиция выделения XVIII в. как отдельного, целостного в экономическом, общественном и культурном отношениях. Мы говорим: культура Древней Руси IX-XVII вв., но мы никогда не включим сюда XVIII в. Это поистине "новый" период нашей истории. И речь идет далеко не только о культуре, но и обо всех сферах жизни государства. Историки культуры считают, что хронологическими гранями того явления, которое мы называем "XVIII век", нельзя считать точные границы века. В качестве начальной даты они принимают 1690-е годы, когда новые явления в культуре стали складываться в целую систему, а в качестве конечной - Отечественную войну 1812 г. как первое "общее историческое действие русской нации" (П.И.Краснобаев). При всей условности таких хронологических рамок они совпадают с хронологией тех процессов, которые шли в экономике, политической жизни. Знакомство с историей этого столетия затрудняется весьма еще слабой изученностью этого периода, а точнее не равномерностью его изучения. В советской историографии отношение к истории этого века всегда было слишком политизировано, многие темы были, фактически, запретными, возникли многочисленные "белые пятна"… XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. "Окно в Европу" через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы. Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII в. приходит "новая культура". Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова "рацио" - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя. В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII - первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина- вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой. 1.2. Образование В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали издавать с 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам Петр. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян). Но особенно большое внимание Петр уделял школе. Первой школой, организованной Петром, была "Школа математических и навигацких наук" в Москве в 1701 г. в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом), в последствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию. При наиболее крупных мануфактурах создавались ремесленные школы. Для улучшения школьного образования создавались учебники. Были созданы школа канцелярских служителей, позднее - горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали "робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян". Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов - в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав. Таким образом, к середине XVIII в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде - двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование. Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что "университет создан для генерального обучения разночинцев". Лекции в университете читались на русском языке. Одну: из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров. 1.3. Наука и техника Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров. В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым "Атласа Российского". (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный "Атласу" И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П.Крашенинников составил первое "Описание земли Камчатки". Имена С.Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири. 180В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин. Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик Л. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель - И. П. Кулибин, чей проект одноароч-ного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей. В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей - Кунсткамера (1719). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу. Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых. М. В. Ломоносов. Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М. В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки. М. В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Его "Российская грамматика" была первой научной грамматикой русского языка. М. В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения. Выдающуюся роль сыграл М. В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета. Его ученики и коллеги (академики) - астроном С. Я. Румовский, матема. М.Е.Головин, географы и этнографы С. П. Крашенинников и И.И.Лепехин, физик Г. В. Рихман и др.- обогатили русскую науку замечательными открытиями. 1.4. Общественная мысль Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники - Феофан Прокопович, П. П. Шафиров и др.- с рационалистических позиций "естественного права" и "общего блага" доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих сочинениях "Правда воли монаршей" и "Духовный регламент" Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что "русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним, быть может". П. П. Шафиров в "Рассуждении о причинах Свейской войны" доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю "отчич и дедич" русских людей. Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И. Т. Посошков в книге "О скудости и богатстве" выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли. В середине - второй половине XVIII в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н. И. Новикова с Екатериной П. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А. Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепостного права. Русскую литературу XVIII в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие, как А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин и др. 1.5. Быт и нравы После посещения стран Европы и возвращения из Великого посольства Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали "босые"). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный "бородовой знак". Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания). По приказанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе - "Юности честное зерцало", дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать "в великой чести", быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. "Юности честное зерцало" пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось. Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались "огненные потехи" (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы. 1.6. Архитектура В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий. Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вестибюлем станции метро "Площадь Революции"). Их создание связывают с именем архитектора Ивана* Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом - здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки. Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью. Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных планов) городов. Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянского- "вычурный") характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты. Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли- итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др. А в Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А. Ф. Кокоринов, И.Е.Старое, М. Ф. Казаков и др. Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий. Петербург принимал "строгий, стройный вид". Во второй половине XVIII в. архитектор И.Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В.И.Баженов - Каменноостровский дворец и Арсенал, А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот - Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди - Мраморный дворец, Ю. М. Фельтен - набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги - Академию наук и другие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга: По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех сторон земли. К богатым пристаням стремятся. В гранит оделася Нева, Мосты повисли над водами... (А. С. Пушкин). Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В. И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В. И. Баженова М. Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки. В первой половине XVIII в. общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине - классицизм. Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли - отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоановны с арапчонком. 1.7. Изобразительное искусство Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи отобразились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и "Напольного гетмана" И. Никитина, в "Автопортрете с женой" А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи - передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности - поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А. П. Антропова: А. М. Измайловой, Петра III. Близок к А. П. Антропову по живописной манере И. П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты "Неизвестная крестьянка", "Калмычка Аннушка" и др.). Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах Н. И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина, В. И. Арсеньевой й др.). Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж (С. Ф; Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И. А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки - лубок. 1.8. Театр и музыка Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. A.С.Пушкина). Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т.В.Шлыкова. В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера "Анюта", композитором которой считают B. А. Пашкевича, "Мельник-колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского, "Ямщики на поставе" Е. И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д. С. Бортнянский. Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи





Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 325. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия