Студопедия — ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ






1. Философская теория бытия

В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии.

Бытиеважнейшая категория философии, обозначающая все сущее, бытие в мире, данное бытие. Определяется через соотношение с противоположной категорией «ничто» и формирует свойство, присущее всему, что окружает человека.

Онтология (от лат. ontos – сущее и logos – понятие) – особое философское учение о бытии как таковом, вне и независимо от всякого рода логико-гносеологических и методологических вопросов.

 

В Древнеиндийской философии в Ведах и Упанишадах развиваются представления о целостной духовной субстанции, о бессмертии индивидуальной души и отрицающие их рассуждения о естественных началах сущего – огне, воздухе, воде, свете, пространстве и времени.

В Древнекитайской философии первоосновы мира, образующие все многообразие действительности, именуются стихиями (вода, земля, дерево, металл, огонь).

В эпоху античности мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего (вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена, «апейрон» – у Анаксимандра, огонь – у Гераклита, атомы у Демокрита и Левкиппа, и т.д.), при этом они подчеркивали изменчивую природу вещей. Практически все более или менее известные философы этого периода прямо или косвенно анализировали проблему бытия, соотнося ее с вечным и совершенным космосом (космоцентризм).

Парменид впервые выделил категорию «бытие» как предмет философского анализа и в отличие от всех предыдущих философов обосновал неизменную сущность истинного бытия. Бытие едино, неделимо, совершенно неизменно и неподвижно. Оно не возникало и не может погибнуть, ибо помимо него ничего нет и быть не может, оно похоже «на глыбу совершенно круглого шара». Платон выделяя "истинное бытие" – мир «чистых идей», противопоставил ему "чувственное бытие".

В средневековой христианской философии Платоновская концепция объективно-идеалистической трактовки бытия получила дальнейшее развитие. «Истинное бытие» – бытие Бога, стоящее над сотворенным им, «неистинным бытием». Оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного бытия.

В Новое время в механистической картине мира бытие отождествляется с физической реальностью, веществом, атомами. Но в этот период в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначения общей основы мира, философская категория субстанция (от лат. сущность)одна из фундаментальных категорий философии, несущая два смысловых оттенка: 1) нечто неизменное, в отличие от изменчивого мира вещей, то, что существует само по себе, независимо от внешних влияний; 2) первооснова, определяющая существование других вещей.

Р. Декарт – бытие через призму рефлексивного анализа сознания «Я мыслю, следовательно, существую».

В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется:

– бытие неорганической материи;

– органической материи;

– социально организованной материи;

В философии XX века в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка, а в школах такого направления, как неопозитивизм, проблема бытия в философии была объявлена псевдопроблемой наряду со многими традиционными проблемами философии. В философии экзистенциализма проблема бытия сводится к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие.

 

Философский смысл категории бытия характеризуется двумя особенностями:

· она обозначает существование мира как беспредельного и непреходящего целого. Мир существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, он не имеет ни начала, ни конца, ни во времени, ни в пространстве;

· однако этот факт не означает, что мир везде такой, каков он здесь и сейчас, и что он будет всегда таким, то есть бесконечно многообразный мир непрерывно изменяется.

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки.

 

В философии выделяют следующие формы бытия:

 

· материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

· идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

· человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

· социальное бытие – включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

 

Выделяя специфические формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что все многообразие мира объединяется общей основой. Для обозначения такой общей основы мира в философии выработана категория субстанции. В понимании субстанции как принципа, позволяющего объяснить единство мира и его многообразие, существует три основных подхода:

Монизм – учения, объясняющие мир исходя из одной субстанции:

материалистический – в основу положено материальное начало (Фалес, Демокрит, Гераклит);

– идеалистический – в основу положено духовное начало (Платон, Гегель, Беркли).

Дуализм – учения, согласно которым в основе мироздания лежат две субстанции – материальная и духовная (Декарт).

Плюрализма – учения, согласно которым в основе мира лежит несколько субстанций (Лейбниц).

Сущность материалистического субстанциализма впервые в истории философской науки развил Б. Спиноза (XVIII век). Он рассматривал понятие «материя» через категорию «субстанция», не отождествляя их. Под субстанцией Б. Спиноза понимал то, что можно представить, не привлекая к представлению нечто другое, из которого могла бы возникнуть субстанция. Субстанция есть причина самой себя, то есть то, что не может быть представлено иначе, как существующим. Разворачивая далее категорию «субстанция», Б. Спиноза вводит понятие ее атрибута – того, что составляет ее сущность, а также понятие модуса – того, что выступает как состояние субстанции. Сама же субстанция — не причина и не основа атрибутов и модусов, а их целостное единство, их система.

 

Понятие материи (от лат. вещество) как предельно широкой философской категории, содержание которой противоположно содержанию «идеальное», и в которой заключены представления о единой субстанции, лежащей в основе всего видимого многообразия вещей, является краеугольным камнем материализма.

Материализм утверждает, что окружающий человека мир есть движущаяся материя. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая лишь переходит из одного состояния в другое. Но что представляет собой материя – в различных материалистических учениях понималось по-разному. И по мере углубления человеческого познания в сущность окружающего мира формировалось и углублялось содержание философского понятия материи.

Представляется необходимым выделить следующие исторические этапы формирования категории «материя»:

· вещественно-предметный – древние материалисты отождествляли материю с конкретными, чувственно-воспринимаемыми природными явлениями, стихиями: огонь, воздух, вода, металл, дерево; весь мир – это модификация этих стихий;

· вещественно-субстратный – заложили основы древние греки. Левкипп, Демокрит, Эпикур считали, что все многообразие предметного мира состоит из атомов, движущихся в бесконечном пространстве. Эти представления сохранялись вплоть до конца XIX века. Особое распространение получили в философии французских материалистов XVII века, которые материей называли совокупность всех существующих тел и явлений, воздействующих каким-либо образом на органы чувств;

· философско-гносеологический – связан с диалектико-материалистической философией. Так, Ф. Энгельс впервые в истории науки в категорию «материя» ввел общество. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» подчеркнул такое ее свойство материи, как быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное гносеологическое определение указывает на недопустимость отождествления конкретного научного и философского понимания материи, сведения материи как таковой к отдельным ее видам или свойствам.

В последнее время в учебной и научной литературе намечается и предполагается, что материю следует определять с точки зрения категории личности, что, по мнению авторов этой идеи, позволит осуществить синтез различных стратегий исследования материи, но какой будет эта новая концепция материи — покажет будущее.

 

Итак, философское понятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания - и ориентирует конкретно-научные дисциплины на познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее.

Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство.

Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в системе. Практически каждый объект может быть представлен как система. Любая материальная система взаимодействует с целым рядом других систем и в ходе этого взаимодействия ее свойства меняются. Но некоторые свойства систем сохраняются при любых изменениях, и это является условием существования данной системы, условием сохранения ее структуры. Структура (от лат. – строение, расположение) – это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы. Следовательно, система – это элементы и их структура в целостном единстве.

 

 

Выделяют следующие уровни организации материи:

· неорганический:

– субмикроэлементарный – кварки, глюоны – мельчайшие единицы материи;

– микроэлементарный – андроны, состоящие из кварков, электроны;

– ядерный – ядро атома;

– атомарный – атомы;

– молекулярный - молекулы;

– макромир – совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи;

– планетарные системы;

– звезды, галактики и системы галактик;

– метагалактики;

– Вселенная, мир – мегамир в целом.

· органический:

– доклеточный – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки;

– клеточный – клетки и одноклеточные организмы;

– многоклеточные организмы – растения и животные;

– виды;

– популяции;

– биоценозы;

– биосфера.

· социальный:

– человек, индивид;

– семья;

– коллективы разных уровней;

– социальные группы – классы, страты;

– этносы;

– нации;

– расы;

– отдельные общества;

– государства;

– союзы государств;

– человечество в целом.

 

Все уровни организации материи представляют собой лишь ступени глобальной эволюции материального мира.

Такое понимание бесконечного многообразия бытия всегда было характерно для философов, признающих единую основу мира, для материалистического и идеалистического монизма. Но идеалистический монизм рассматривает материальный мир лишь как производное от идеальной субстанции: тени идей, инобытие абсолютной идеи, промысел Божий. Материалистический монизм видит единство мира в его материальности и при этом подчеркивает качественное многообразие материального мира.

 

Важнейшими свойствами материи являются:

· самоорганизация – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Синергетика – учение о самоорганизации материи (И. Пригожин);

· способность к отражению – то есть материя копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями; этим признается принципиальная познаваемость материального мира, что означает совпадение законов объективного мира и законов мышления;

· размещенность в пространстве и времени;

· наличие движения;

· несотворимость и неуничтожимость – закон сохранения энергии.

 

Таким образом, мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1030. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия