Причёски африканцев
Основные виды и формы причесок. Прически африканского населения, несмотря на примитивность исполнения, были весьма разнообразны и оригинальны. Процессу причесывания мужчины часто уделяли значительно больше времени, чем женщины, хотя и те и другие иногда предпочитали полностью сбривать волосы. Форма причесок изменялась в зависимости от личных качеств, пола, положения в обществе. Так детям - девочкам и мальчикам - волосы сбривали, оставляя на темени небольшие забавные хохолки. Девушки и юноши заплетали волосы в мелкие косички в палец толщиной, укладывали их плотно друг к другу, рядами. Самой распространенной была такая прическа: клок волос на макушке прикрывали небольшим глиняным горшочком круглой формы, остальные волосы тщательно сбривались. Прически зависели и от образа жизни племени, так, мужчины племени туркана, отделив часть волос на темени, водружали небольшую лепешку из глины на середине головы. Сверху в нее втыкали страусовые перья. В племени существовало поверье, что если воин не носил это оригинальное сооружение, то ветер и солнце могли «выгнать» из его головы все заложенное в нее духами. Чтобы лепешка не уменьшалась, к ней все время добавляли слои свежей глины. Мужчины-воины племени туркана носили на своем копье, с которым почти не расставались выдолбленные из дерева подголовники для сохранения формы прически. Подголовники напоминали маленькие скамеечки, рогато украшенные резьбой или рисунками. Часто они обтягивались кожей, были легки и удобны. Благодаря этим своеобразным «подушкам» во время отдыха и сна прическа, находившаяся на весу, хорошо сохранялась. У мужчин племени боран прическа напоминала иглы ежа. Волосы посередине головы коротко подстригались и смазывались смолой, благодаря чему они торчали в разные стороны. Боковые пряди были значительно длиннее; их взбивали деревянным частым гребнем так, что они превращались в подобие шара. Поверх таких причесок надевали огромные белые чалмы со спускающимися с одного бока концом. Носили прически и с несколькими горизонтальными и вертикальными проборами, с частичным выбриванием волос - при этом волосы коротко подстригались, рисунок был произвольный. Существовали специальные прически для готовящихся вступить в брак. Одна из брачных причёсок представляла волосяное облако. Сверху надевали небольшую плетеную корзиночку из ивовых прутьев или волокон дикого льна. Эту своёобразную шляпу-прическу носили молодые мужчины во время прерывания в лесной хижине в ожидании брачного обряда. По возвращении из леса в деревню волосы срезали. Голову чисто выбривали, кожу смазывали маслом, жиром животных. Иногда прически напоминали поленницу дров - при этом волосы накручивались на деревянные палочки и укладывались рядами. Для прочности все волосы «поленницы» смазывали навозом или красной глиной, смолой, соком трав. Часто мужчины придавали своим прическам форму рогов диких коз, игл дикобраза, гребня петуха, гривы льва, диска солнца, крыльев насекомых. Для устойчивости прически использовали вяжущие составы - глину, навоз животных, смолы. Богатые носили высокие конусообразные причёски из мелких косичек, накрепленных на ивовые прутики, корзинки. Прически окрашивались растительными красителями, украшались страусовыми перьями, пушистыми волокнами, плодами и ракушками. Многие украшения были символами благополучия, мира. Прически зависели также от образа жизни населения. Так, прически землевладельцев отличались большей фантазией, оригинальностью, смелостью, чем собирателей плодов и охотников. Религиозные верования также оказывали известное влияние на внешность людей. Знатные люди носили ровно подстриженные волосы, гладкие, смазанные глинами, смолами, маслом или жиром, украшенные деревянными палочками, плодами, цветами, шнурами и лентами. Были прически, напоминавшие огромных гусениц, расширяющиеся в середине. «Гусеница» сооружалась из собственных и искусственных волос и возвышалась над головой на 30-40 см, украшенная бусами или цветными нитями. В праздничные дни прически обсыпали цветными порошками, окрашивали при помощи глины и сока трав. Женские прически были хотя_и разнообразны, но в сравнении с мужскими выглядели значительно проще. Иногда женщины просто сбривали или выщипывали полностью волосы на голове, иногда оставляли островки в виде борозд или круга. Кроме того, заплетали многочисленные тонкие косички. Искусство причесывания передавалось женщинам из поколения в поколение. Как молодые, так и старые, в совершенстве владели этим мастерством, разница проявлялась только в укладке. Так как процедура причесывания требовала много времени, то в некоторых племенах появились профессиональные парикмахеры. Время причесывания назначат старейшины племени, мастер располагался на поляне. Он мыл волосы, расчесывал большим деревянным гребнем, часто не распуская прежней укладки или заплетенных косичек. Женщины племени рендили сооружали на голове причёску наподобие петушиного гребня огромного размера. Он начинался на затылке, пересекал всю голову но центру и заканчивался надо лбом. Такая, прическа сооружалась в честь рождения первого сына, и только после того как сын достигал зрелости можно было изменить её на более простую. Вдовы скручивали волосы в тугие пучки на затылке и покрывали голову куском ткани. Имея от природы вьющиеся волосы, многие женщины стремились выпрямить их при помощи горячих ножей. Праздничные прически были сложными и нарядными. Они имели шарообразную или конусообразную форму. Волосы окрашивали в разные цвета при помощи сока травы, листьев, различной глины, угля и песка.
|