Теоретический материал. Рекуррентные соотношения
Рекуррентные соотношения Пусть - произвольная числовая последовательность. Рекуррентным соотношением называется такое соотношение между членами последовательности, в котором каждый следующий член выражается через несколько предыдущих, т.е (1). Последовательность задана рекуррентно, если для нее определено рекуррентное соотношение вида (1) и заданы первые l ее членов. Самым простым примером рекуррентной последовательности является арифметическая прогрессия. Рекуррентное соотношение для нее записывается в виде: , где d – разность прогрессии. Зная первый элемент и разность прогрессии, и, используя данное рекуррентное соотношение, можно последовательно вычислить все остальные члены прогрессии. Рассмотрим пример программы, в которой вычисляются первые n членов арифметической прогрессии при условии, что и . static void Main() { Console.Write("a="); double a = double.Parse(Console.ReadLine()); Console.Write("h="); double d = double.Parse(Console.ReadLine()); Console.Write("n="); int d = int.Parse(Console.ReadLine()); Console.WriteLine("a1="+ a); // вывели первый член последовательности // организуем вычисление 2, 3, …,n члена последовательности for (int i = 2; i <= n; ++i) { a += d; // для этого прибавляем к предыдущему члену значение d Console.WriteLine("a{0}={1}", i, a); // и выводим новое значение а на экран } }
Результат работы программы: n состояние экрана 5 a1: 0.5 a2: 0.75 a3: 1. a4: 1.25 a5: 1.5
Более сложная зависимость представлена в последовательности Фибоначчи: , . В этом случае каждый член последовательности зависит от значений двух предыдущих членов. Рассмотрим пример программы, в которой вычисляются первые n членов последовательности Фибоначчи.
static void Main() { int a1=1, a2=1, a3; //задали известные члены последовательности Console.Write("n="); int n = int.Parse(Console.ReadLine()); / /вывели известные члены последовательности Console.WriteLine("a1={0}\na2={1}",a1,a2); /* Организуем цикл для вычисления членов последовательности с номерами 3, 4,…, n. При этом в переменной a1 будет храниться значение члена последовательности с номером i-2, в переменной a2 - члена с номером i-1, переменная а будет использоваться для вычисления члена с номером i. */ for (int i = 3; i <= n; ++i) { a3=a1+a2; //по рекуррентному соотношению вычисляем член последовательности Console.WriteLine("a{0}={1}", i, a3); //с номером i и выводим его значение на экран // выполняем рекуррентный пересчет для следующего шага цикла a1 = a2; //в элемент с номером i-2 записываем значение элемента с номером i-1 a2 = a3; //в элемент с номером i-1 записываем значение элемента с номером i } }
Результат работы программы: n состояние экрана 5 a1: 1 a2: 1 a3: 2 a4: 3 a5: 5
|