К концу XIX века влияние передвижников упало. Появляются художники передающие красоту природы.
В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX в. Исаак Ильич Левитан (1860-1900). С именем Исаака Ильича Левитана в отечественную пейзажную живопись пришло понятие пейзажа настроения. Это не просто пейзаж, увиденный и воспроизведённый на холсте, но и пропущенный через душу художника и понятый им как «как божественное нечто», присущее во всей природе. Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии. Помимо пейзажной живописи Левитан также работал над декорациями для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1880-1884 годы Исаак Левитан пишет с натуры в Останкине. В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге». С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка». Картину «Владимирка» Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее. В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи. Все картины художника предельно простые пейзажные мотивы. Но их привлекательность, красота заключались в живописном и пластическом разнообразии, богатстве цветовых оттенков, которые художником разрабатывались в каждой, даже самой маленькой работе. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания,— писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский.— Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».
Василий Григорьевич Перов (1833-1882)
|