Структура философского знания
Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные части, различающиеся тематикой. Основными разделами философского знания являются: - философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность. Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен, изменчив. Что же в нем является устойчивым, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами. Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука. Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу? Философия вправе сделать предположение: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы ещё более универсальной – силы всеобщего притяжения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного, и взаимную симпатию, и половую любовь, и другие подобные явления. Метафизический подход весьма характерен для философии. - Гносеология, или философское учение о познании, - отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании? - Философская антропология, или философское учение о человеке. - Социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики общественной жизни. - Философия истории изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории. - Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и о пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. - Эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики – прекрасное и безобразное. - История философии рассматривает историческое развитие философии. Она является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания. Значение философии раскрывают её функции. Познавательная – во-первых, окружающий мир порознь изучают сотни наук. Философия органично соединяет полученные ими знания, «рисуя» универсальную обобщенную теоретическую картину мира; во-вторых, философия раскрывает источники, формы и методы научного познания. Культурно-воспитательная – во-первых, сама философия – это явление общественной культуры. Следовательно, изучая её, люди приобщаются к культуре; во-вторых, изучение философии воспитывает такой ключевой элемент человеческой культуры, как разумное мышление. Методологическая – философия разрабатывает универсальные общие методологические и мыслительные инструменты для всех конкретных наук. Метод самой философии – это метод теоретического мышления на основе использования достижений всех наук и культуры в целом, на основе практического опыта всего человечества. Мировоззренческая– изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение.
2 Мировоззрение – это более или менее целостная система оценок и взглядов людей на окружающий мир и своё место в нём. Каждая эпоха характеризуется определённым пониманием бытия, места человека в нём. Мировоззрение имеет эмоциональную составляющую - мироощущение, включающее в себя чувства, переживания, эмоциональный настрой; и интеллектуальную составляющую – миропонимание, включающее в себя представления, взгляды, оценки, мысли, знания. Мировоззрение – это процесс смены мироощущения мировосприятием. Мировоззрение имеет субъективно-объективный характер. Разумный человек не может не иметь мировоззрения, но он видит мир не таким, как он есть. Он видит его через призму своих представлений и понятий. Таким образом мировоззрение – это сложное, противоречивое исторически переменчивое единство: - миропонимания и мироощущения, интеллекта и эмоций; - знаний и ценностей, убеждений и сомнений; - разумного обоснования и необдуманной, слепой веры. Мировоззрение всегда существовало в исторически определённых формах – мифологии, религии, философии. Мифологическое мировоззрение – это исторически первая попытка дать ответ на мировоззренческие вопросы, создать картину мира, модель или образ человека в нём, попытка осознания своего «Я», своего места в обществе и мире. Характерными чертами мифологического мировоззрения являются: - люди мыслят образами; - человек слит с природой; - человек не знает проблем. В становлении мифологического мировоззрения огромное влияние оказало общественное производство того периода – присваивающая экономика. Человек существовал как биологический вид. Его «включённость» в природу породило мировоззрение, характерной чертой которого был «космоцентризм». Мифологическое мировоззрение соответствовало первобытным человеческим отношениям. С их отмиранием угасла и мифология, но не мифологическое мировоззрение. Религиозное мировоззрение (от латинского религарэ – связываю, соединяю)– это соединение человека с Богом, которое осуществляется через веру. Это незыблемая убеждённость человека в чем либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Точно также волевое усилие не формирует веры. Познавательное значение веры невелико, но исключительно велико её жизненное значение. Когда нет веры, людям нечем жить. Каждый из нас во что-то верит. «Верь, человек, что тебя ожидает вечная жизнь!», - этим христианское учение отличается от атеистического – «Верь, человек, что тебя ожидает вечная смерть!» Религиозное мировоззрение основывается на: - вере человека в два мира:, мир реальный, естественный земной («этот свет») и мир потусторонний, небесный, сверхестественный («тот свет»); - вере и поклонении сверхестественным «высшим силам», господствующим над людьми. Говоря о причинах появления религиозного мировоззрения, Л.Фейербах утверждал, что религия возникла, как зависимость человека от природы и социальных условий. Она возникает, когда от собирательства, охоты и рыболовства человек переходит к земледелию, скотоводству и ремеслу, то есть к производящей экономике. Оба этих исторических типа мировоззрения близки, хотя и имеют отличия. Религия не смешивает земное и сокральное, а разводит их на два противоположных полюса. В мифологическом мировоззрении человек слит с природой, он не мыслит себя вне её. В религиозном мировоззрении человек вычленен из природы и поставлен над ней, так как создан «по образу и подобию». Религиозное мировоззрение было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием проблем бытия. Философское мировоззрение по своей сути ближе к религиозному, чем мифологическое. У того и другого мировоззрения взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. И то, и другое использует аксиоматический метод, один и тот же предмет – «мир-человек». Однако есть и различия. Религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия не требует доказательств, разумного обоснования своих догм. Истину веры она считает выше истины разума. Философия аргументирует свои положения, считая аргументы «мускулами» идей. Философия всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Кроме того, религия всегда идеалистична, а философия бывает и материалистической. Таким образом философия – это систематизированное мировоззрение, имеющее общественное значение. Она помогает человеку ответить на вопросы: Кто я таков? Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться?
3
В многообразии окружающей действительности можно выделить две сферы: Сферу материального – объективную реальность, то есть предметы и явления, существующие в действительности, вне сознания человека и независимо от него – материя. Сферу идеального – субъективную реальность, которая является отражением объективной реальности в сознании человека (мысли, чувства, суждения) – сознание. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования. Этот вопрос является основным ещё и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основной вопрос философии становится средством ориентировки человека в мире. Основной вопрос имеет две стороны: Первая – Что первично, - материя или сознание, материя определяет сознание или наоборот? Вторая – Познаваем ли мир и, если да, то насколько? В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии, в философских учениях сложились два противоположных направления: материализм и идеализм. Идеализм – это такой тип и способ философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу. Он не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия, - не как творческое, а как вторичное (сотворённое) начало. Субъективный идеализмсчитает, что мир «создается» субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир – комплекс человеческих ощущений). Объективный идеализмсчитает, что мир «творит» некое объективное сознание, некий «мировой дух», «абсолютная идея». Материализм есть, в конечном счете, ничто иное, как убеждённость познающего сознания в его производности (то есть вторичности) от природной и социальной реальности, которая существует вечно. По ответам на вторую сторону основного вопроса философии можно выделить направления познавательного оптимизма и пессимизма. В познавательном оптимизме: Материализм считает, что объективный мир познаваем и это познание безгранично. Субъективный идеализм считает, что мир познаваем, но человек познаёт не объективную реальность, а собственные мысли и переживания. Объективный идеализм считает, что мир познаваем, но человек познаёт «абсолютную идею». В познавательном пессимизме: Агностицизм считает, что мир полностью, или частично, не познаваем. Он не отрицает сам факт познания, а делает акцент на трудностях познавательного процесса. Скептицизм считает, что возможность познания объективной действительности сомнительна. Материализм и идеализм – это монистические направления в философии. Еще существуют: Дуализм – философское учение о существовании двух независимых друг от друга начал: материального и духовного. Эклектика – (от греческого экледо –выбираю) беспринципное смешение различных философских взглядов. Таким образом, подводя итог сказанному, можно утверждать, что изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире.
|