Студопедия — Громадовское движение.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Громадовское движение.

 

Журнал «Основа»

 

Одним из крупнейших центров сознательного украинства стал Петербург. Здесь находилась значительная колония украинцев – студентов, писателей, художников, журналистов.

Благодаря материальной помощи помещиков-меценатов отца и сына Тарнавских и Григория Галагана была основана типография для издания произведений украинских литераторов. Из ее стен вышли «Записки о Южной Руси», исторический роман «Чорна рада» и другие труды Пантелеймона Кулиша, отдельные произведения Ивана Котляровского, Тараса Шевченко, Марко Вовчок и т.д.

Заметно оживилась духовная жизнь украинского населения Петербурга после приезда в него бывших членов Кирилло-Мефодиевского общества Василия Белозерского, Тараса Шевченко и Николая Костомарова. Крупным успехом явилось издание общественно-политического и литературно-художественного ежемесячного журнала «Основа» (1861-1862). Его издателями были Белозерский (редактор), Кулиш и Костомаров. В журнале публиковались художественные произведения, труды по истории, этнографии, исторические источники. На его страницах впервые увидели свет многие произведения Тараса Шевченко, Марко Вовчок, Леонида Глебова Степана Руданского и Анатолия Свидницкого, научные изыскания Николая Костомарова, Александра Лазаревского, Михаила Максимовича, Фадея Рыльского и других украинских ученых. Благодаря им читатели приобщались к украинской культуре, лучше понимали прошлое украинского народа и его запросы.

Журнал «Основа» отказался от социально-политического радикализма, свойственного отдельным изданиям того времени, и сосредоточил свое внимание на защите украинского языка, литературы, права народа на получение образования на родном языке, издании учебной и научно-популярной литературы для простого народа. Даже такая сугубо культурническая направленность журнала не устраивала как официальные круги, так и многих шовинистов из числа российской и польской интеллигенции. Они чинили журналу всяческие препятствия, обвиняли в пропаганде сепаратизма, скептически и высокомерно относились к стремлению редколлегии отстоять украинский язык. Раздраженная критика в адрес журнала «Основа» исходила от отдельных российских революционных демократов за лояльное отношение редакции к действиям правительства, крестьянской реформе 1861 г. и уклонению от политизации своей деятельности. Под влиянием различных обвинений и искусственных препон журнал «Основа» вынужден был самоликвидироваться. Но за время своего существования он успел сделать выдающийся вклад в подъем национального сознания разбросанных по всей империи украинцев и дал толчок к разворачиванию массового национального движения в Украине.

Украинофильство

 

С подготовкой к отмене крепостни­чества в Украине нарастала волна национального подъема. Патриотически-настроенная интеллигенция первой выступила в защиту национального достоинства украинского народа, его права на собственную историю, язык, культуру. Ей пришлось противостоять как официальной политике царизма, так и позиции шовинистически настроенной части польской и российской общественности, которая не признавала существования отдельной украинской нации, претендовала на этнические украинские земли и вообще позволяла себе пренебрежительное отношение к украинцам. Такая политика польской и российской национальной общественности усиливала активность украинской интеллигенции.

Горячее участие в пробуждении национального самосознания приняли студенты Киевского университета. Они вели в 1859 г. оживленные дискуссии о месте украинского народа в славянском мире, отношении к освободительному движению поляков (в университете обучалось много молодежи из правобережной шляхты), выдвигались задачи практической работы среди населения. В ходе дискуссий крайне обострились отношения среди членов польской студенческой корпорации «Украинская гмина». Часть студентов-поляков проявила недовольство «хлопоманством» и украинским «сепаратизмом» членов кружка, которые являлись украинскими патриотами. Последних не устраивали имперские устремления польских студентов, отказ Украине в праве на собственное государство, пренебрежительное отношение к украинской культуре. Поэтому по инициативе Костя Михальчука весной 1860 г. 15 человек вышли из гимны, создали правобережную «Украинскую громаду» и решили посвятить себя родному украинскому краю и народу. Возглавил громадовцев Владимир Антонович, а одним из наиболее авторитетных, среди них стал Фадей Рыльский.

Основные программные положения громадовцев таковы: малорусский (украинский) народ является отдельной нацией, каждый сознательный украинец должен отдавать все свои силы для развитиясамосознания народа, ко всем братьям-славянам украинец должен относиться дружески и помогать им в борьбе с угнетателями. Провозглашалась солидарность с политическими и социальными идеалами прогрессивной российской интеллигенции.

К «Украинской громаде» начали присоединяться сознательные патриотические элементы украинства как из Правобережья, так Левобережья, где вначале к ее участникам относились с недоверием и считали «недоляшками». Так на рубеже 50-60-х гг. началось массовое громадовское движение, названное властями «украинофильством».

 

Хлопоманы

 

Одно из течений в нем представляли так называемые хлопоманы. Это были молоды» люди польского и украинского происхождения, безгранично преданные идее служения украинскому народу. Идеологом и вдохновителем хлопоманов стал студент выпускного курса Киевского университета Владимир Антонович, представлявший ту часть полонизированной украинской шляхты, которая сохранила историческую память о своем происхождении, славном прошлом Украины и откликнулась на призыв национального менталитета. Взгляды Антоновича разделяли и активно поддерживали Фадей Рыльский, Борис Познанский, Кость Михальчук, Павел Житецкий и др. Чтобы продемонстрировать свое единство с народом, они разговаривали исключительно на украинском языке, носили национальную одежду, придерживались народных обычаев и обрядов. Во время студенческих каникул они путешествовали по селам, собирали народные песни, сказки, пословицы, обычаи и обряды. Одновременно студенты рассказывали крестьянам о славном прошлом Украины, о ее бедственном положении и возможном выходе из него. Такая деятельность длилась на протяжении всего 1860 г.

Появление в селе посторонних людей и необычные разговоры настораживали сельскую власть. Сельские старосты задерживали хлопоманов, передавали полиции для дознания. Под таким административно-политическим давлением хлопоманы вынуждены были прекратить свои хождения по селам и присоединиться к тем громаловцам, которые действовали в городах.

В общем деятельность громадовцев имела культурно-просветительский характер. Они открывали воскресные и ежедневные школы, работали в них учителями, выступали с лекциями, организовывали публичные библиотеки, становились инициаторами создания гимназий, школ для подготовки народных учителей и т.д. Члены громад распространяли среди населения произведения Тараса Шевченко, Марко Вовчок и др., организовывали составление и издание популярных недорогих книжечек.

Деятельность украинских громад вызывала серьезную тревогу среди местных реакционеров и правительственных кругов. Их отождествляли с членами революционных народнических организаций. Заверения громадовских лидеров в своем аполитизме и лояльности мало помогали. В 1862 г. были арестованы и наказаны активные члены нескольких громад, закрыты воскресные школы, прекращена деятельность журнала «Основа». На громадовцев посыпались доносы во время польского восстания 1863 г. Они обвинялись в подрыве основ империи, а их движение истолковывалось как «польская интрига», направленная на развал «матушки России».

Именно в это время произошел всплеск великороссийского шовинизма. В июле 1863 г. министр внутренних дел Петр Валуев обнародовал пресловутый циркуляр, которым запретил издавать на украинском языке педагогическую, церковную, научную литературу и учебники. В нем, в частности, заявлялось, что «никакого украинского языка не было, нет и не может быть», что есть только малорусское «наречие» русского языка. Разрешалось писать на «украинском наречии» только художественные изведения.

Репрессии усилились, прокатилась новая волна арестов и высылки громадовцев. Громадовское движение во второй половине 60-х гг. приостановилось.

 

Второй этап громадовского движения

 

В конце 60-х гг., пользуясь ослаблением административного давления, украинская интеллигенция возобновила громады и их деятельность, в частности в Киеве, Полтаве, Чернигове и некоторых других городах. Вступление в громады не афишировалось, заседания проходили тайно, а деятельность носила полулегальный характер.

В начале 70-х гг. громадовцы работают над подготовкой и изданием нескольких томов «Народных южнорусских сказок», собранных Иваном Рудченко, басен Леонида Глебова, сборников народных песен с мелодиями, обработанными Николаем Лысенко, исторических песен и дум. Павел Житецкий большое внимание уделил изучению правописной системы украинского языка, которая связывалась с развитием литературного языка, а следовательно, и с политикой. В январе 1873 г. громадовцы основали Историческое общество Нестора-летописца. В следующем месяце начало работать Юго-Западное отделение Российского географического общества, которое выдвигало задачу всестороннего изучения родного края, собрало и издало разнообразный материал по истории, географии, природоведению, статистике и экономике края. Проводилась работа по подготовке истории украинской литературы и украинско-русского словаря. Организованный и проведенный отделом Географического общества летом 1874 г. III Археологический съезд продемонстрировал высокий научный потенциал украинских ученых, большая часть которых входила в громады. Фактически печатным органом киевской громады в 1874—1875 гг. стала газета «Киевский телеграф.

 

Эмский указ

 

Активизация громад вызвала новую волну беспокойства в великодержавных кругах и местных инсинуации реакционеров. Для проверки деятельности громад была создана специальная комиссия, результатом работы которой стало издание Эмского указа 1876 г. Им запрещалось украинское слово, закрывалось Юго-Западное отделение Российского географического общества. Запрещалось писать, петь и давать спектакли на украинском языке, печатать учебники, переводитна украинский язык произведения классиков русской и мировой литературы. Не разрешалось даже печатать тексты к музыкальным произведениям на «малорусском наречии».

Была закрыта газета «Киевский телеграф». Началось преследование активных деятелей украинофильского движения. Павел Чубинский выехал в Петербург, Федор Вовк, Сергей Подолинский и Михаил Драгоманов - за границу.

С усилением правительственных репрессий после убийства народниками Александра II громадовцы были вынуждены избегать действий, которые бы дали основание обвинять их в антиправительственных или сепаратистских настроениях. Некоторые упали духом, потеряли веру в возможность решить политические и национально-культурные проблемы Украины и отошли от активной общественной работы. Лидеры громадовцев сосредоточились на литературной, художественной, научной или преподавательской работе. Хотя и медленно, идея «неполитической культуры» реализовалась и давала свои результаты. Активизировались научныеисследования, повышалось национальное самосознание, украинская культура завоевывала новые позиции. А общественно-политическая мысль, которая пропагандировалась в галицких изданиях, свободных от цензуры российского правительства, привлекала все большее внимание как украинской, так и прогрессивной российской интеллигенции.

 

Михаил Драгоманов.

 

По поручению и на средства громадовцев Драгоманов организовал издание на украинском языке пропагандистской и научно-популярной литературы, предназначенной для Украины. Специальные агенты переправляли ее через австрийско-российскую границу для нелегального распространения.

В 1878 г. Драгоманов организовал в Женеве издание вначале бесцензурного сборника, а затем - журнала под названием «Громада» (1878-1880, 1882). Здесь печатались материалы об эксплуататорской сущности царизма, тяжелом положении крестьянства, рабочих и крестьянских выступлениях, народническом движении. Много внимания уделялось культурно-просветительской деятельности и национальному движению в Украине.

В журнале «Громада» Драгоманов окончательно сформулировал идею федерализма как справедливого общественного устройства государства. Он не призывал к немедленному разрыву связей между народами России, но считал возможным их дальнейшее развитие только на началах федерализма. Политические свободы граждан и народов должны были гарантировать политически свободные и самостоятельные в решении местных дел громады свободных людей, объединенных для общего труда на общей земле или фабрике, заводе. Драгоманов не выступал за создание независимой Украины, а только за ее политическую автономию, в которой должна была воплотиться и автономия национальная, был поборником дружбы и равенства всех народов. Он разделял взгляды Оуэна, Сен-Симон, Фурье и Прудона на социализм и одновременно отвергал учение Маркса о научном социализме и классовой борьбе.

Острое недовольство народников вызвала критика Драгомановым их централизма, их террористической тактики. Не воспринимая крайностей народовольческого движения, Драгоманов в то же время выступил на защиту народников во время гонения, развернутого против них правительством. Он призывал правительства зарубежных стран не выдавать революционеров, выступал против травли их в российской печати и выпада Антоновича, назвавшего народников «держимордами под красными знаменами и столоначальниками от революции».

Одновременно Драгоманов критиковал и громадовцев, призывал их перейти от просветительства и этнографизма к политической борьбе за автономию Украины в рамках федеративного Российского государства. Старые громадовцы не согласились с призывами Драгоманова и прекратили ассигнование журнала «Громада», в результате чего он перестал выходить. Но Драгоманов на этом не остановился и перенес акцент своей деятельности на западноукраинское национально-освободительное движение, через него воздействуя на настроения интеллигенции всей Украины.

 

Молодые громады

 

Громадовцы и народники ставили перед собой разные стратегические задачи. Но в практической деятельности они часто общались, а то и сотрудничали. Особенно окрепли их связи в первой половине 70-х гг. когда в громадовское движение включилась патриотически настроенная молодежь. Молодогромадовские кружки появились в Харькове, Чернигове, Полтаве, Киеве, Елисаветграде, Одессе. В их состав входили преимущественно студенты, учителя гимназий и народных школ, гимназисты, семинаристы и т.д. Благодаря возрастным особенностям и обостренному чувству патриотизма молодогромадовцы стремились как можно быстрее решить жгучие политические проблемы и поэтому не хотели ограничиваться культурно-просветительской деятельностью. Постепенно многие из них переходили на позиции народников, отдавая свой молодой порыв, силы и даже жизнь делу свержения самодержавия, ликвидации остатков крепостничества и завоевания политических свобод.

 

3. Активизация студенческого громадовского движения в 90-х гг.

 

«Братство тарасовцев»

 

В конце 80-х гг. под влиянием идей «неполи­тической культуры» среди молодого поколения интеллигенции усилилось стремление вывести украинство на широкий путь национального развития и при­дать ему политическое звучание. Первой такой организацией в 90-х гг. стало «Братство тарасовцев», организованное в 1891 г. студентами из Харькова Иваном Липой, Николаем Байздренко, Михаилом Базькевичем и студентом Киевского университета Виталилием Боровиком. Наибольший успех имели «тарасовцы» в Харькове, где по их инициативе более 20 человек объединились в «Молодую громаду». Общество установило связи с аналогичными кружками в Полтаве, Чернигове, Киеве, Александрии, Херсоне и Одессе. В своем программном документе «Кредо молодых украинцев» «та­расовцы» заявили о несогласии с украинофилами из-за их связей с российской культурой и о стремлении стать космофилами (любя­щими весь мир). Развивалась идея неразрывного единства всех украинских земель, независимо от их нахождения в составе Авст­рийской или Российской империи. Одно из важных мест они отводили решению экономических вопросов, справедливо считая, что только материально обеспеченный народ способен решать нацио­нально-просветительские задачи. В мае 1893 г. братство прекра­тило свое существование в результате арестов.

 

Всеобщая украинская организация

 

Деятельность «Братства тарасовцев» активизировала студенческое громадское движение, которое приобрело такой размах, что возникла потребность в его координации в пределах всей Украины. По инициативе Дмитрия Антоновича в Киеве в августе 1898 г. состоялся общеукраинский нелегальный съезд студенческих громад. Он объединил все громады в одну Всеобщую украинскую партийную организацию и создал и исполнительный комитет, который должен был координировать деятельность громадовских организаций. Всеукраинский студенческий союз Иван Франко назвал «Молодой Украиной», считая, что ему принадлежит будущее Украины.

4. Подъем национального движения на западноукраинских землях (вторая половина XIX - начало XX в.)

Западноукраинские земли во второй половине XIX в.

 

В 19851 г. император Франц-Иосиф отменил так и не введенную конституцию 1849 г. и установил неоабсолютистский режим, внедрил цензуру, запретил общественные организации. Одна нация натравливалась на другую.

Нарастание крестьянского движения, недовольство австрий­ской буржуазии, национальное пробуждение порабощенных народов и ухудшение международного положения Австрии вынудили правительство в конце 50-х гг. приступить к разработке новой конституции.

С надеждой встретила новую конституцию и украинская общественность, но она не имела такого влияния в административных органах, как польская.

На основе новой конституции в 1861 г. были созданы Галицкий и Буковинский краевые сеймы, которые должны были заниматься сугубо местными делами и представлять Галичину и Буковину в государственном совете Австрийской империи. Галицкий сейм со­стоял из 150 депутатов во главе с назначаемым императором кра­евым маршалком. Избирательная система отдавала предпочтение помещикам. Хотя формально конституция провозглашала равноправие поляков и украинцев, фактически власть была передана в руки польской шляхты, использовавшей ее для укрепления собственных позиций, гонения на украинскую культуру и насаждения польского языка. Несмотря на такие негативные черты, австрийская конституция развивала у галичан навыки в разрешении конфликтов мирным путем. Борьба за личные права переместилась в сферу парламентаризма.

 

Борьба москвофилов и народовцев

 

Потеря частью галицких русинов веры в возможности решить местные проблемы собственными силами стала основной предпосылкой появления москвофильства. Организационно москвофилы оформились во второй половине 60-х гг. Они не признавали существования украинского народа и его языка, пропагандировали идею «единой, неделимой российской народности» от Карпат до Камчатки. Они пользовались поддержкой, в том числе материальной, правящих кругов России.

Москвофилы создали мощную издательскую базу. Кроме того, они имели собственные учреждения, общества и научно-литературные сборники, через которые пропагандировали свои идеи. В соответствии со своими взглядами на место украинского населения в славянском мире они предприняли попытку создать и навязать украинцам «язычие» - смесь русского, украинского, польского и церковнославянского языков, которую представляли как «русский» или «панрусский» язык.

Противоположную позицию занимали народовцы. В решении внутренних проблем они ориентировались не на российского царя, а на украинский народ, посвятили себя служению народу, откуда и получили свое название. Народовцы утверждали, что украинцы – это отдельный народ, занимающий территорию от Кавказа до Карпат.

Народовство возникло в конце 1861 - начале 1862 г. и имело много общего с украинофильством на основных украинских землях. Они пользовались значительной поддержкой со стороны национально-освободительного движения Надднепрянской Украины. Центральным представительным органом народовцев была избранная в 1885 г. Народная рада, считавшая себя преемницей Главной русской рады.

Народовцы пропагандировали произведения классиков и новой украинской литературы, национальные идеи через созданные ими общества, учреждения, кружки, культурно-просветительные заведения. По инициативе народовцев в 1864 г. был основан первый украинский профессиональный театр во Львове. Открытое в 1868 г. общество «Просвета» ставило целью широкую образованность народа посредством организации библиотек, издательской деятельности, создания кооперативов и т.д. Важное значение для развития украинского языка и литературы имело созданное в 1873 г. Литературное общество им. Т. Г. Шевченко. Большую роль в пробуждении и формировании национального сознания украинцев играли и создаваемые народовцами кружки художественной самодеятельности, концерты и театральные представления.

Со временем в народовском движении произошло размежевание. Часть его заняла соглашательские позиции, другая - радикальные. В 1890 г. несколько лидеров галицких народовцев заключили с наместником в Галичине соглашение, в соответствии с которые они за предоставление им нескольких депутатских мест в парламенте, открытие трех украинских гимназий, увеличение численности украинских кафедр во Львовском университете и другие уступки обязались поддерживать политику австрийского правительства. После этого была провозглашена «новая эра» в отношения народовцев с правительством и польской шляхтой.

Наоборот, другая часть народовцев в 1899 г. объединилась с частью радикалов в Украинскую национально-демократическую партию, которая наряду с другими выдвигала и радикальные национальные задачи - укрепление чувства национального единства с «российскими украинцами», пробуждение среди украинцев Закарпатья того же национального духа, что и в Галичине и Буковине. Руководящий орган партии Народный комитет выступил с призывом к украинцам бороться за независимую Украину.

Радикально настроенные деятели освободительного движения Галичины в 1890 г. создали Русско-украинскую радикальную партию, которая одной из главных задач выдвигала борьбу с «новоэровцами». Партия стремилась к утверждению идеалов научного социа­лизма, демократизации общественной жизни, использованию дос­тижений культуры и науки для подъема национального сознания и чувства солидарности среди украинского населения. Основателя и руководителями партии являлись И. Франко, М. Павлык, С. Данилович, М. Левицкий. В деятельности радикалов соединялись как социалистические, так и национальные мотивы.

 

 

Литература

 

I. Основная

 

1. Гайдуков Л.Ф., Крушинський В.Ю. Історія України. Посібник для старшокласників та абітурієнтів. – К.: Либідь, 1999.

2. Грицак Я. Нарис історії України. Формування модерної української нації XIX-XX століття. – К., 1996.

3. Історія України / Візн. Ред. Ю. Сливка; керівник авт. кол. Ю. Зайцев. – Вид. 4-те. – Львів: Світ, 2003.

4. Історія України в особах XIX-XX ст. – К., 1995.

5. Історія України: Навчальний посібник / Під ред. В.А. Смолія. – К., 1997.

6. Історія України: нове бачення. / Під ред. В.А. Смолія. – У 2 т. – К., 1995.

7. История Украины: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей. / Под ред. Р.Д. Ляха. – Донецк, 1999.

8. Курс лекций по истории Украины. – Донецк, 1994.

9. Субтельний О. Україна: історія. – К., 1994.

 

II. Дополнительная

 

1. Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. – К.: Либідь, 1990.

2. Грушевський М.С. Духовна Україна. (Збірка творів). – К.: Либідь, 1994.

3. Котляр М., Кульчицький С. Довідник з історії України. – К., 1996.

4. Історія української культури / За загальної ред.. І. Крип’якевича. – 3-е від., стереотипне. – К.: Либідь, 2000. – 656 с.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кирилло-Мефодиевское общество | Кафедра международных экономических отношений

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1864. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия