Теория, стоящая за понятиями вакцинации и прививки, та же самая, которой обучал как хатха-йоге Шива, или Махадэва, как его часто называют. О Махадэве говорится, что он принимал внутрь яд и благодаря этому сумел преодолеть его воздействие. Махадэва был самым отважным из аскетов. Его изображают со змеей, обвившейся вокруг шеи. Если кто-либо может быть таким другом змеи, что без опаски способен носить ее на шее, он, конечно, сможет свободно находиться и в обществе того, кто ему не нравится. Ненависть, предубеждение и раздражение, которые обычно возникают у нас в присутствии того, кто нам не нравится, в этом случае не появятся. Душа, забывшая свои битвы со всем, что страшило ее, заставляло трепетать и обращало в бегство, одерживает победу над жизнью и становится господином жизни; она достигает небесного царства. Конечно, методы, которые применял Махадэва, были крайними; тот, кто в наше время порекомендует их своим ученикам, прослывет безумцем!
С вакцинацией дело обстоит так же. Едва появившись, эти новые методы столкнулись с огромным предубеждением и сопротивлением, хотя следует раскрыть суть принципа, стоящего за ними. Этот принцип подводит нас к более высокому осознанию жизни и дает возможность понять, что даже то, что вызывает смерть, может вернуть нас к жизни, если поместить это в чашу и дать нам выпить. Растворяя в себе разрушительный элемент, тело обретает защиту от уничтожения, так что это частичное разрушение уже перестает быть таковым и становится частью натуры. Вот в чем состоит метод разрушения с духовной точки зрения.
Смерть будет смертью до тех пор, пока человек не познакомится с ней. Когда человек растворяет ее в себе, он становится господином над смертью. В этом состояло послание Иисуса Христа, от начала и до конца говорившего о внутренней жизни; тайна этого послания заключается в том, что, едва только человек растворяет смерть, он обретает внутреннюю жизнь.
От людей нередко слышишь: "Я не люблю уксус, он вредит моему здоровью"; "Я не могу пить сливки, они не усваиваются мною"; "Не выношу сахар в чае, он мне не нравится". Для них все эти продукты являются ядами. Говоря подобное, человек делает определенные вещества чужеродными для своей натуры и потому становится подвластным им. Настает время, когда они начинают править этим человеком и он оказывается в их власти. Путь Шивы состоял в том, чтобы всегда идти против своих слабостей. Хотя он и считал их слабостями, а не неотъемлемой частью своей натуры, он действовал так, словно все принадлежало его натуре, и впитывал то, что было внешним по отношению к ней, чтобы исключить возможность такой ситуации, в которой он оказался бы объектом для какого-либо воздействия. Заклинатели змей, позволяя змеям слегка кусать себя, постепенно становятся невосприимчивыми к яду, и с Шивой дело обстояло так же: он сделал из смерти ожерелье. Кто-то может дойти в этом пути до крайностей, но принцип надо изучить, его полезно знать. Он учит тому, что все это может быть найдено в нас самих – вся та разрушительная сила, которая является источником страха, боли и разочарования.