Источники Исламского права
Исламское право на этапе основания брало свое начало из Откровения в виде Корана или Сунны. Термин Сунна означает высказывания или действия Пророка Мухаммада (с), а также высказывания и действия других людей в его присутствии, не вызвавшие неодобрения с его стороны. Сунна считается вторым видом Откровения, что явствует из следующих Аятов Корана: "И говорит он не по пристрастию. Это — только Откровение которое ниспосыла Пророку (с) была поручена работа по донесению окончательного Послания Бога человечеству: "О Посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа... " Ему также было вменено в обязанность разъяснение человечеству цели Бога, заложенной в Его Послании: "... И послали мы тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, — может быть, они подумают!" Иногда Пророк (с) разъяснял цель текстов Корана, делая то или иное заявление, иногда — совершая какое-либо действие, а иногда — посредством и первого, и второго. К примеру, Коран велел верующим совершать регулярную Салят (обязательную пятикратную ежедневную молитву), не указывая, как именно ее следует совершать. Поэтому Пророк (с) совершил молитву вместе со своими последователями, а затем сказал им: "Молитесь так, как вы видели, как молюсь я"(Собрано Аль Бухари ("Сахих Аль Бухари" на арабском и английком языках, т. 1, стр. 345, № 604)). В другой раз, когда он молился, к нему пришел один человек и поприветствовал его, а он в ответ поднял правую руку(Собрано Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1 стр. 236, № 927 и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 1, стр. 174, № 820). Его жена Аиша сообщила, что совершая Суджуд (прикосновение лбом земли) в процессе Салят, он держал пятки вместе.(Собрано Аль Байхаки, Аль Хакимом и Ибн Хузаймой и подтверждено на достоверность Мустафой Аль Адхами в "Сахих Ибн Хузайма" (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, 1е изд., 1978), т. 1, стр. 328, № 654, а также Аль Албани в "Сифа Сапях анНаби" (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, 14е изд. 1987), стр. 109) А однажды, проходя мимо Ибн Масуда, когда тот молился положив левую руку на правую, Пророк (с) поменял их местами, положив правую руку на левую (Собрано Абу Даудом {"Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1, стр. 194, № 754, и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 1, стр. 144, № 686).Сообщаются и такие сказанные им слова: "Если кто из вас совершает Суджуд, пускай он не становится на колени как это делает верблюд. Пускай он сначала положит руки (на землю) перед тем, как стать на колени". (Собрано Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1, стр. 215, № 839, и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 1, стр. 158, № 746) "... И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь... " В Коране могут даваться общие формулировки законов, конкретизация которых оставлена Сунне. Следовательно, в Сунне могут разъясняться методологические, причинные или географические аспекты, конкретные требования, либо положения, которые не могут быть выведены логическим путем. Яркий пример последних — запрещенные продукты питания помимо тех, которые упомянуты в Коране. В отношении Пророка (с) Аллах говорит следующее: "... разрешает им блага и запрещает им мерзости... Вот что рассказал Анас Ибн Малик: "В день битвы при Хайбаре пришел один посетитель и сказал: "О Посланник Аллаха, уже едят ослов". Затем пришел еще один и сказал: "... И разрешено вам в том, что за этим... " Однако Абу Хурайра сообщил следующие слова Посланника Аллаха (с): "Пускай никто не объединяет в браке женщину и сестру ее отца, или женщину и сестру ее матери".(Собрано Аль Бухари ("Сахих Аль Бухари" на арабском и английском языках, т. 7, стр. 34, № 45), Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 2, стр. 79—10, № 3268) и Абу Даудом ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 2, стр. 551, № 2061)) Возможно, эта Фатва была выведена по той же причине, что и запрет на общий брак с женщиной и ее дочерью или с двумя сестрами. Ибо среди повествований, передающих высказывание Пророка (с) на этот счет, содержится такое дополнительное разъяснение: "Если вы это сделаете, вы разрушите семейные узы". То есть святость уз между сестрами, либо между матерью и дочерью, будет нарушена из-за того же соперничества между несколькими женами в полигамном браке, из-за которого семейные узы могут нарушаться между женщиной и ее тетей. Среди примеров Фатв, выведенных таким образом, но в дальнейшем исправленных Аллахом, — Фатва о разводе, — Зихар. Хавла Бинт Талаба рассказала следующее: "Мой муж Аус Ибн АсСамит сказал: "Ты для меня что спина моей матери. А посему я пришла к Посланнику Аллаха (с) пожаловаться на моего мужа. Однако Посланник Аллаха (с) не согласился со мной и сказал: "Побойся Аллаха. Он твой двоюродный брат". Я продолжала жаловаться до тех пор, пока не был ниспослан Аят: Пророк (с) ранее утвердил Зихар как одну из форм развода и сказал Хавле принять развод с мужем, но Аллах объявил ее незаконной. Существует также еще одна категория неподтвержденных Фатв, выведенных подобным образом, что свидетельствует о том, что Сунна охватывает лишь подтвержденные религиозные Фатвы и исключает личные привычки и обычаи Пророка (с), следовать которым он своих последователей не обязывал. Рафи Ибн Хадидж сообщил о том, что Посланник Аллаха (с)прибыл в Медину и увидел, что люди там прививают финиковые пальмы. Он спросил их, что они делают, и они сообщили ему, что искусственно опыляют эти деревья. После чего он сказал: "Может, лучше вам этого не делать". Когда они отказались от подобной практики, урожай с финиковых пальм упал. Они сообщили ему об этом, и он сказал: "Я человек. А посему, когда я наказываю вам делать чтото, относящееся к вере, принимайте это, но когда я приказываю вам что-то из своего собственного мнения, не забывайте, что я человек". Анас сообщил, что он добавил следующее: "Вы имеете лучшие знания (как что сделать) в делах этого мира (мирских делах)".(Сообщено Рафи Ибн Хадиджа и Анасом и собрано Муслимом ["Сахих Муслим", англ. перевод, т. 4, стр. 1259, № 5832)) Али Ибн Аби Талиб рассказал следующее: "Посланник Аллаха (с) направил меня в Йемен судьей, и я спросил: "О Посланник Аллаха! Ты посылаешь меня, а я молод и у меня нет знания как судить?" Он ответил: "Аллах направит твое сердце и будет прочно держать твой язык (привязанным к Истине). Когда пред тобой будут сидеть две стороны, ведущие тяжбу, не выноси решения пока не выслушаешь другую сторону, точно так же, как ты выслушал первую, ибо так ты лучше разберешься в том, как вынести верное решение" (Собрано Абу Даудом ["Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 3,стр. 1016, № 3576) и подтверждено на достоверность в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 2, стр. 684, № 3057) Процесс вынесения решений и юридических заключений применительно к новым жизненным обстоятельствам с помощью рассуждения, а также сами эти решения обозначаются термином Иджтихад. Как было показано, и Пророк (с), и его сподвижники практиковали Иджтихад на этом этапе развития Исламского права. Однако, следует отметить, что Иджтихады Пророка (с), появившиеся в этот период, не считаются независимым источником права, ибо их законность зависела от подтверждения в Божественном Откровении (т.е. они обретали силу закона только после их подтверждения в Божественном Откровении). Таким образом, Иджтихады Пророка (с) по сути являлись средством обучения сподвижников методам Иджтихада, а Иджтихады Сахаба на этом раннем этапе имели одну основную цель — поупражняться в этом деле.
|